Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Д.Дьюи-149

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  т -149
  
  
   Д.Дьюи Реконструкция в философии.
   Проблемы человека -149
  
  
  Генри говорит о "его (Уильяма) закоренелом интересе к "чудесным"
  или непредвиденным эффектам разных вещей. Совершенно очевидно, что
  для него в принципе не существовало эффекта, который не мог бы его в той
  или иной степени радовать как таковой, то есть абсолютно вне связи с дру-
  гими вещами, просто как чистое знание".
  Подобная агрессивная всеядность
  интереса с преимущественным уклоном во все эксцентричное указывала
  на его экспериментальный склад, не вполне совместимый с профессией жи-
  вописца, по крайней мере с тем, как она понималась в начале 60-х годов столетия*.
  
  По-видимому, не может быть никакого ясного объяснения, почему он
  оставил живопись, кроме того, что это она не смогла его удержать. Его соб-
  ственное предчувствие, что он вряд ли станет более чем посредственным
  художником, на мой взгляд, как нельзя лучше передает то обстоятельство,
  что искусство не поглотило его. Но не похоже и на то, чтобы в начале его
  пути были какие-то четкие признаки-или, как называют это религиозные
  люди, был "глас", - говорящие о том, что Уильяму стоит заниматься наукой.
  
  Просто с мальчишеских лет его увлекали эксперименты с химически-
  ми веществами и электричеством; поэтому когда весы накренились и одна
  чаша весов - с искусством - оказалась внизу, то другая - с наукой -
  соответственно оказалась вверху. По типу воспитания, равно как и темпе-
  раменту, Джеймс был скорее расположен к скрупулезному поиску призва-
  ния, чем предопределен к какой-либо конкретной карьере. Его метания от
  искусства к химии, от химии к медицине, затем к физиологии и физиологи-
  ческой психологии, а потом к психологии с философией и к философии
  прогрессивно "метафизического" образца представляют собой отражение
  души и личности, ведущей постоянную борьбу за обретение себя.
  
  Хотя внешние физические условия, такие, как слабость его спины, из-за которой
  продолжительный лабораторный труд был для него невозможен, тоже сыг-
  рали свою роль в определении его выбора, я могу сейчас думать только о
  том, как тесна была связь между его настойчивым, полным извилин и пово-
  ротов поиском себя и своих возможностей и тем чувством незавершенного
  422
  и все развивающегося мира, которым расцвечено все его философствование.
  
  Как бы то ни было, но путь, состоящий в разнообразии занятий и инте-
  ресов, несомненно, обогатил запасы его познаний, добавил к его истокам
  достойные их интеллектуальные накопления и не позволил Джеймсу до вре-
  мени очерстветь душой, что, по-видимому, является проклятием большин-
  ства людей, профессионально отдавших себя философии.
  
   == В России после 1950 года философы в итоге своей профессии не просто подлели душами, а подлели оголтело.
   Пример. Профессор Нижне-Тагильского педагогического института Морозов примерно около 1980 года написал труд об ошибках в "Капитале" Маркса. Вероятно или до 300 страниц на машинке, или до 900 страниц в рукописи.
   Свой труд он послал в Учёный совет Уральского университета (в Свердловске). Чего было проще написать отрицательный отзыв...
  
   Но свердловские университетчики, -поголовно штатные и внештатные сволочи секретного сотрудничества с кровавыми бандитами конторы Госбезопасности... - которые, кажется, ничего вразумительного за все годы советской власти не написали на уровне научном (изданная в 1993 году В.М.Петровым книга "Власть духа" -единственное достижение университетчиков Свердловска?...) нагло позаботились что бы "какой-то из Нижнего Тагила" был отправлен в Нижне-Исетскую психушку. Где и умер...
  
   Или вы докажете, что он бы и дома прожил не больше нескольких месяцев прожитых в психушке, или будем считать что шарлатаны и фашиствующие негодяи психиатрии Свердловска человека убили преднамеренно...
  
   Вам не кажется, что лиц старше 50 лет психиатрической химией пичкать нужно более чем осторожно?
   Вы поверите, что были несколько десятилетий, когда в психушках по всей России пресловутый сульфазин (которого не было в списке разрешенных к применению препаратов) назначали не сняв с пациента ЭКГ и не подержав его неделю в областном кардиологическом центре для точнейшей диагностики?
   И кто доказал, что сульфазин очень даже помогает изменить человеку "образ мыслей о политике в данном году"? ==
  
  Помимо всего про-
  чего это способствовало расширению его личных контактов и связей. Ду-
  маю, мне потребовалась бы целая печатная страница, чтобы просто пере-
  числить имена людей, с которыми он состоял в интеллектуальном товари-
  ществе и взаимообогащающем обмене мыслями. Эти многочисленные зна-
  комства говорят о его гениальности в дружбе.
  
  Читатель, бессистемно погру-
  жающийся то в один эпизод этих огромных томов, то в другой, вероятно,
  мог бы задаться вопросом: а не слишком ли обширно в них порою воспроиз-
  водится корреспонденция, имеющая не такое уж большое значение. Однако
  тот, кто будет читать все по порядку, я уверен, непременно поймет, что эко-
  номия здесь неуместна.
  
  Когда художник рисует портрет, то чем больше он
  делает мазков, чем тщательнее работает с наброском, тем более цельным
  получается окончательный вариант. Мы должны быть вечно благодарны
  мистеру Перри, который выполнил свою задачу с таким мастерством и тер-
  пением. Этот долг перед ним распространяется на многих людей, отнюдь не
  ограниченных профессиональной средой психологов и философов.
  
  Круг интеллектуальных связей Уильяма Джеймса был столь широким, а пыл, с
  которым он стремился поддерживать их, столь мощным, что в этих томах,
  посвященных его связям, мы таким образом находим не знающее себе рав-
  ных изображение самого значительного аспекта в развитии американской
  культуры в последние две трети столетия.
  
  Поэтому рассматривать Уильяма Джеймса как философа невозможно
  без внимания к развитию Уильяма Джеймса-человека, то есть к тому, как
  на это развитие повлияли отношения в его семье и неформальное, но жиз-
  ненно значимое образование и близость с разнообразными людьми и профессиями.
  
  Данный факт является, бесспорно, тем пунктом, который больше
  всего потряс меня при чтении этих томов. По моему мнению, Уильям Джеймс
  представляет собой ввыдащийся поворотный момент в истории американс-
  кой философской мысли именно потому, что человеческое всегда брало в
  нем верх над профессионально-философским.
  
  Он говорил о самом себе:
  "Поначалу, чтобы стать физиологом, я изучал медицину, но потом по воле
  какого-то рока меня занесло в психологию и философию.
  Философии я нигде никогда не учился.
  А первой услышанной мною лекцией по психологии
  была лекция, впервые прочитанная мной самим".
  Велико искушение преувеличить элемент этого "дрейфа", заноса. Занос, случившийся по воле рока, на самом деле связан с неким внутренним импульсом, а не с плаванием по
  внешним волнам случайности. Но внутренняя борьба Джеймса, запоздав-
  шее признание его как истинно философского мыслителя и в итоге его ре-
  шающая роль в смене направленности большей части американской фило-
  423
  софии - все эти обстоятельства, на мой взгляд, имели тесную связь именно
  с тем фактом, что он так и не подвергся никакому академическому и профес-
  сионально-философскому наставничеству.
  
  Я, разумеется, не имею в виду, что одно только отсутствие такого на-
  ставничества уже служит гарантией философской независимости и само-
  бытности или даже одним из обеспечивающих ее факторов. Здесь все со-
  вершенно наоборот. Философских "гениев"-самоучек, как правило, видно
  по недостатку в их мыслях соразмерности и перспектив, а также по тому,
  как непомерно они переоценивают собственную оригинальность, когда не-
  казисто и путано воспроизводят ту или иную из наиболее распространен-
  ных философских концепций.
  
  Джеймс порой, безусловно, страдал от от-
  сутствия навыков, которые в первую очередь могло бы выработать у него
  именно философское образование. Но природные дарования, семейное ок-
  ружение, круг общения, дополненные той учебой, которую дали ему соб-
  ственные исследования, в его случае делают недостаточность навыков малозначительной.
  
  То, как он ускользает от стесняющего влияния интеллек-
  туальных традиций, которые в устах среднестатистического учителя пре-
  вращаются в некие строжайшие жизненные условности, определенным-
  а на мой взгляд, величайшим-образом связано с глубиной, отличающей
  его проникновение в суть философских проблем.
  
  Как я уже указывал, для
  него это в первую очередь были проблемы настоятельной личной важности
  и жизненного звучания; не решенные посредством знаний, полученных из
  вторых рук, они сохранили те свежесть и непосредственность, которые так
  ярко характеризуют и мышление Джеймса-столь ярко, что из-за этого мы
  вправе считать его почти уникальным философом.
  
  Из всего ранее сказанного вовсе не вытекает наше неуважение к навыкам.
  Чтобы самобытное
  видение мира не угасло и могло развиваться, на него должны работать воз-
  можности, обеспечиваемые грамотными навыками. Но всегда есть опас-
  ность подмены этого видения овладением инструментами интеллектуаль-
  ного ремесла, в то время как неотъемлемая искренность такого опыта, как
  опыт Уильяма Джеймса, дает нам повод поверить в то, что в конце концов
  этот опыт способен к порождению собственных навыков, отвечающих его существу.
  
  Именно по этой причине мне кажется вполне оправданным включение
  сюда тех комментариев, которые я сделал по поводу среды и карьеры Уиль-
  яма Джеймса в курсе общей характеристики его философии.
  
  Философские
  произведения Джеймса излучают собственный, потрясающе яркий свет. Но
  хроника его писем и прочих неопубликованных заметок позволяет нам рас-
  смотреть и то, что стоит за его печатным словом; благодаря ей мы воочию видим тот порождающий опыт, который служит источником слова написанного.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"