Поэтому начну с высказывания о том, что мой анализ "гарантированной
утверждаемости" предлагается как определение природы знания в
высоком смысле этого слова, в соответствии с которым знанием являются
только истинные верования.
В том, что здесь напрашивается мысль о "подмене", виноваты слова.
Как я писал в книге "Логика: теория
исследования", "на основании сказанного можно объяснить, почему термин
"гарантированная утверждаемость" более предпочтителен, чем термины
верование и знание. Он свободен от двусмысленности двух последних
понятий" 2.
2 "Logic.". Р. 9. Для пущей ясности слово "термин", возможно, следовало бы писать
курсивом. Двусмысленности, присущие данному вопросу, мы обсудили в предыдущих статьях.
В случае верования основная двойственность кроется в понимании его как состояния сознания и того, во что верят, то есть содержания представления. В случае знания она проявляется в различии между знанием как результатом "компетентного и направленного исследования" и знанием, которое как бы "имеет собственное значение и вне всяких связей и обращений к исследованию".
Но это обстоятельство требует расширенного анализа сущности
утверждения и сущности гарантии, который я там далее и проделываю.
Возможно, сам по себе этот момент не так уж существен. Но он важен в той
мере, в какой он имеет отношение к интерпретации других вещей, о которых говорил
я и которые комментировал мистер Рассел.
Например, мистер Рассел сказал: "Одно из важнейших различий между нами
происходит, на мой взгляд, из того факта, что
мистера Дьюи интересуют главным образом теории и гипотезы, в то время как я в
основном озабочен суждениями по конкретным аспектам реальности" 3.
3 Russell В. An Inquiry into Truth and Meaning. P. 408.
Моя позиция
заключается в том, что некая теория или гипотеза, значение которой понимается
как потенциальная актуальность в какой-то действительной ситуации, требуется в
том случае, если о каком-то конкретном аспекте реальности мы уже можем что-
383
либо гарантированно утверждать. В соответствии с данной позицией, иде-
ям (теориям, гипотезам), безусловно, придается важность, которой они не
имеют с точки зрения мистера Рассела. Но это вовсе не та позиция, которую
можно было бы противопоставить утверждениям по поводу вопросов
конкретно фактических, поскольку, пользуясь важными для меня
понятиями, я формулирую в ней условия, при которых мы достигаем