т -114
Д.Дьюи Реконструкция в философии.
Проблемы человека -114
Если мы сразу признаем, что все научные суждения - физичес-
кие, равно как и этические, - в конечном счете имеют целью представле-
ние опыта в объективных (то есть общих) понятиях, чтобы получить ори-
ентиры для дальнейшего опыта, то, с одной стороны, мы без всяких колеба-
ний станем использовать любой род суждения, способный оказаться полез-
ным в образовании прочих суждений, каковы бы ни были их тематика и
компетенция, а с другой стороны, у нас и мысли не возникнет больше о
том, чтобы пытаться настаивать на отличительных чертах какого-то типа опыта.
Поскольку жизнь человека континуальна, возможность применения
всякого рода опыта, способного оказать нам помощь в формировании лю-
314
бого другого, служит исходным постулатом всех наук, этических и неэти-
ческих в равной степени. И эта возможность применения, приложения ин-
струментальных помощников также делает возможным и необходимым ис-
пользование "материалистической" науки в построении этической теории,
в то же время предохраняя этические ценности в рамках такого использо-
вания от эрозии и исчезновения.
Наконец, чтобы избежать недоразумений, я скажу, что соображения,
приведенные мной в данной статье, не обязывают нас к каким-либо педан-
тическим допущениям относительно необходимости применять науку или
логическое регулирование к каждому конкретному примеру морального опы-
та. В подавляющей, бесконечно большой части наших конкретных контак-
тов с физической природой отсутствуют сознательные ссылки на методы
или даже на результаты физической науки. Тем не менее никто не ставит под
вопрос основополагающее значение физической науки. Это значение выра-
жается в двух аспектах.
Во-первых,
когда мы сталкиваемся с особо трудными проблемами (будь
то проблемы истолкования или изобретения и конструирования), физичес-
кая наука вводит нас во владение инструментами осознанного анализа и син-
теза. Она позволяет нам экономить время и усилия и с максимальной веро-
ятностью успеха продвигаться к решению стоящих перед нами проблем.
Такое пользование сознательно и целенаправленно. Оно включает в себя кри-
тическое применение приемов и уже достигнутых результатов науки к столь
сложным и запутанным случаям, что без привлечения научных ресурсов они
бы так и остались нерешенными и неприступными.
Во-вторых,
физическая наука имеет широкую сферу таких приложений,
которые вообще не подразумевают никакого сознательного намерения. Преж-
ние научные методы и исследования оказали должное влияние на наши лич-
ные психические привычки и на материал, с которым мы взаимодействуем.
Сознательные способы нашего понимания, толкования, целеполагания про-
питаны плодами предшествующей, вполне здравой критической науки.
В нашем интеллектуальном взаимодействии с конкретными ситуациями мы,
таким образом, извлекаем выгоду из научных приемов, ныне забытых нами,
и даже таких, которыми лично мы никогда не пользовались.
Наука обрела очередную жизнь в наших непосредственных склонностях по отношению к
миру вокруг и воплотилась в самом этом мире. Всякий раз, когда мы решаем
свои проблемы, отправляя телеграммы, пересекая мосты, включая газ, са-
дясь в железнодорожный состав, глядя на термометр, мы таким образом ре-
гулируем формирование собственных суждений, используя столь чистый кон-
центрат научной мудрости. Наука предопределила в большинстве черт ту
ситуацию, со ссылкой на которую мы обязаны делать суждения; и именно
это объективное определение границ и уточнение структуры, каждый мо-
мент которого способствовал закреплению соответствующих привычек, и
оказывает интеллекту самую большую услугу в каждом частном аспекте
нашего поведения.
315
Есть все основания предположить, что то же самое окажется справед-
ливым относительно науки о поведении. Такая наука может строиться только
на связи с ситуациями, которые изначально требуют того, чтобы суждения
о них имели выраженную критическую направленность. Нам необходимо
знать, что представляет собой социальная ситуация, в которой мы оказа-
лись и которая обязывает нас к действию, - знать для того, чтобы мы
могли действовать правильней.
Нам необходимо знать, как влияют опреде-
ленные духовные склонности на наш способ понимания жизни и, следова-
тельно, на поведение. Проясняя социальную ситуацию, делая для себя объек-
тивными собственные мотивы и их последствия, мы конструируем общие
положения-выражаем опыт как связь условий, то есть придаем ему формы объектов.
Подобные положения используются и прилагаются к реше-
нию дальнейших проблем. Применение их постепенно делается все более
и более привычным для нас. "Теория" становится частью нашего общего
арсенала. Социальная ситуация обретает определенную форму или порядок.
Она предварительно квалифицируется как принадлежащая к опреде-
ленному типу, роду или даже ответвлению этого рода; остается единствен
ная проблема-как разбираться с многообразием частностей.
И вновь нам на помощь приходит собственная привычка-привычка учитывать извес-
тный источник возможных ошибок, которым являются наши личные склон-
ности, обусловливающие наши суждения о поведении, и брать их в доста-
точной степени под контроль, в результате чего мы все меньше испытыва-
ем потребность в сознательной ссылке на их интеллектуальную, наукооб-
разную формулировку.
Подобно тому как физическая наука привела к оп-
ределенной организации физического мира, параллельно организовав наши
практические привычки взаимодействовать с этим миром, этическая наука
также вызовет определенную организацию социального мира и соответ-
ствующую организацию духовных привычек, посредством которых инди-
вид соотносится с этим миром.
== Прошло 70 лет. Где "возможности" "этической" "науки"? ==
В результате подобного прояснения сферы
и средств морального действия сознательное обращение за помощью к те-
ории, как и в случае с физикой, будет ограничиваться только проблемами
чрезвычайной сложности и конструкциями, отличающимися значительной
степенью новизны.
Резюме ффф
1. Под "научными" понимаются все методы контроля за формировани-
ем суждений.
2. Для достижения такого контроля необходима способность абстраги-
ровать определенные элементы в опыте, о котором мы судим, и выражать их
как связь условий, то есть как "объекты", или универсалии.
3. Полученные таким образом положения составляют основной объем
общепризнанных наук. Это общие пропозиции, или законы, как правило
имеющие гипотетическую форму "если М, то N". Но подобные общие по-
316
ложения являются инструментами науки, а не самой наукой. Жизнь науки
протекает в суждениях тождества, и именно ради них создаются, проверя-
ются или подтверждаются общие положения (или универсалии, или законы).
4. Такие положения конкретного тождества носят индивидуализирован-
ный характер и тоже являются актами. Действие как логический элемент
косвенно наличествует а) в выборе субъекта; b) в определении предиката и
с) самым прямым образом - в связке как общем процессе обоюдного фор-
мирования и проверки пробных субъектов и предикатов.
5. По логическому типу суждения бывают "интеллектуальными", если
их отношение к поведению только предполагается и поэтому не требует того,
чтобы его целенаправленно устанавливали или обнаруживали. Так случает-
ся всякий раз, когда сопутствующее действие нейтрально и не влияет на
качество содержания суждения.
Суждения бывают по логическому типу "моральными",
если на содержание суждения влияет деятельность и мы осоз-
наем, что таким образом она влияет на самое себя или всякий раз, когда
обоюдная детерминация деятельности и содержания сама становится объек-
том суждения, детерминация которого служит предпосылкой для дальней-
ших успешных суждений.
6. Для регулирования моральных суждений мы должны уметь превра-
щать обоюдную детерминацию деятельности и содержания в "объект". Этот
процесс имеет три фазы: во-первых, потребуется положение об определя-
ющих формах того типа суждения, в котором деятельность и содержание
могут быть выражены в понятиях друг друга.
Определяющие условия для
такого типа суждения составляют характерные черты, или категории, объек-
та этической науки, точно так же как определяющие условия для сужде-
ния, в котором один объект представляется в терминах другого, образуют
категории физической науки.
Размышления о моральном суждении с этой
точки зрения можно назвать "Логикой поведения".
Во-вторых,
нам необходима абстракция деятельности, в которой деятельность предстает как сис-
тема предпочтений или склонностей, участвующих в протекании опыта, и
(в качестве системы) выражается как объект, образованный многообразны-
ми связями разных склонностей со склонностью к суждению, - иными
словами, нам нужна наука психология.
В-третьих,
необходима и аналогичная абстракция "содержания", в которой оно предстает как
система общественных элементов, формирующих ситуацию или обстановку, в кото-
рой действие будет совершаться и в связи с которой, следовательно, будет
формироваться и сам действующий, а это не что иное, как социологическая наука.
7. Вся дискуссия по данным вопросам предполагает, что детерминация
объектов как объектов, даже при отсутствии осознаваемой связи между ними
и поведением, в конечном счете служит дальнейшему развитию нашего опы-
та. А дальнейшее развитие есть изменение, трансформация настоящего опы-
та, и, следовательно, это активный процесс.
Поскольку такое развитие це-
ленаправленно идет по пути построения объектов как объектов, то мы име-
ем не просто активный опыт, а регулируемую активность, то есть поведе-
317
ние, поступки, практику. Таким образом, вся детерминация объектов как
объектов (включая науки, которые создают объекты физические) имеет от-
ношение к изменениям опыта, или опыта как активности; и когда это отно-
шение из процесса абстрагирования превращается в процесс применения
(то есть переходит из негативного в позитивное), такая детерминация обре-
тает отношение к сознательному контролю над сущностью изменений (то
есть к намеренным изменениям), таким образом обретая и этическое значение.