Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Д.Дьюи -112

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  т -112
  
  
   Д.Дьюи Реконструкция в философии.
   Проблемы человека -112
  
  
  Она имеет дело не с таким опытом, который состоит в том, что мы видим дерево, а с опытом, сведенным путем абстрагирования к склонности, или состоянию восприятия; это не конкретный прилив ярости со всем, что из него вытекает для личности или общества,
  а ярость как один из типов общей психической склонности, которую
  309
  мы называем эмоцией.
   == Автор или переводчик могли бы тут или употребить или добавить слова "прилив радости или грусти, неудовольствия на душе или раздражения в поведении...".
   Ярость большинство людей переживает не чаще одного раза в жизни, предположительно. ==
  
  Психология заинтересована не в конкретном суждении как таковом, не говоря уже о моральном суждении. Психологический
  анализ выявляет в опыте типичные склонности, с которыми психолог
  имеет дело в дальнейшем, и просто абстрагирует их, чтобы о них можно
  было высказываться объективно.
  
  Каждое положение моральной теории, апеллирующее к нашему нрав-
  ственному сознанию, задает отношения, истина которых должна быть в ко-
  нечном счете проверена в ходе психологического анализа,-точно так же
  как всякое суждение, относящееся к сугубо физическому явлению, в итоге
  должно удовлетворять определенным всеобщим условиям физической ре-
  альности, установленным в ходе физического анализа.
   == А существует ли хоть в одном обществе то, что можно назвать (или обозвать) апелляцией к нравственному сознанию населения данной территории?!
   И если изыскания подобного рода никогда не приведут к возможности массовых настроений типа добровольных "крестовых походов" прошлых столетий, то имеют ли они научный смысл?
   Насколько вероятно что массовая психологическая реакция населения на данной территории затем никогда не повторится на данной территории? Или не повторится даже на территории данного региона, данного континента? ==
  
  Психологический анализ, например, не ставит перед нами цели или иде-
  ала, актуальных для опыта в данный момент. У него нет задачи внушить
  нам, каковы наши цель или идеал.
   == Это дело пропаганды и агитации... ==
  
  Психологический анализ показывает нам
  что значит формировать и лелеять цель. Психологический анализ отвлека-
  ется от конкретного образа цели, обнаруживаемого в рамках сиюминутного
  опыта, и благодаря (а не вопреки) подобному абстрагированию проясняет
  для нас целеполагание в понятиях его условий и последствий, то есть в поня-
  тиях иных характерных склонностей, сопутствующих другим видам опыта.
  
  Поэтому положения чисто психологического порядка неизбежно при-
  сутствуют во всякой конкретной моральной теории. Логический анализ мо-
  рального суждения как процесса, объясняющий его внутреннюю организа-
  цию или структуру в связи с той особой логической функцией, которую оно
  должно выполнять, обеспечивает нас категориями или специфическими по-
  нятиями этической науки и придает им формальное значение, дефиницию.
   == От попыток создавать "этическую науку" на кафедрах отдельных университетов свыше 100 лет бесконечно далеко до наличия хотя бы 10 человек среди 140 миллионов населенцев России которым есть дело до этики когда они работают шоферами, кассирами, учителями...
   Насколько вероятно что этика -наукообразный паразит университетской глупости? Такое же тупое шарлатанство, как целая ветка якобы "сексологии" где построения основаны на таком виде сумасшествия, как "эдипов комплекс"?
   Интересно мне стало, а сколько среди "эдипистов" за прошлые 50 лет нашлось людей, которые себя ярко проявили и в построениях сексологии на других основаниях? ==
  
  Но логическая категория, скажем цели или идеала, становится конкретной
  только в том случае, если некий индивидуум в данный момент воспринима-
  ет или вынашивает в своем опыте данную цель, что в свою очередь предпо-
  лагает действие или намерение, связанные с формированием или вынаши-
  ванием данной цели либо идеала. Таким образом, категория нормы превра-
  щается в нечто большее, чем просто один из возможных интеллектуальных
  инструментов, только в том случае, когда некий индивид актуально вовле-
  чен в опыт, связанный с осмыслением того, что правильно и неправильно,
  - в опыт, который, если мы хотим рассматривать его объективно, следует
  рассматривать как суждение.
   == У бухгалтера Ивана за 50 лет после школы в голове прошли 5 суждений этического характера, всего в 40 словах.
   Клоп с кафедры университета написал по поводу этики 5 страниц, примерно 300 строчек.
   Умник в другом университете написал по поводу этики 250 страниц.
   У кого из трёх фактически есть "этический опыт"? Разве разговоры или писания по темам этики -уже этический опыт? ==
  
  Вынашивание целей, признание или непризнание ценностей и другие подобные акты есть феномены характера.
  
  Взятые в отрыве от их непосредственных связей в опыте, то есть просто как акты,
  положения или склонности, они являются феноменами характера и в таком
  качестве предстают перед психологическим анализом.
   == А тут две существенно разные ситуации названы "феноменом характера". Это вызывает большие сомнения... Претензии к переводчику? ==
  
  Даже если мы рас-
  сматриваем какой-либо опыт или фазу опыта как идеал, мы тем самым под-
  вергаем данный опыт рефлексии, то есть абстрагируем и классифицируем
  его. Этим предполагается, что суждение проходит по-над опытом; что оно
  совершается за пределами конкретного опыта.
  
  До сих пор это и называлось
  психологическим анализом, то есть процессом точно такого же порядка и
  включающим в себя точно такие же дистинкции (разграничения) и понятия,
  310
  как те, что мы обнаруживаем в психологической науке. Но последняя, при-
  давая сознательный характер классификации и абстрагированию, позволяет
  нам регулировать их, а не только идти у них на поводу.
  
  Поэтому тщетно настаивать на том, что психология не способна "обес-
  печить" нам нравственный идеал и что поэтому нам надлежит обратиться к
  трансцендентальным соображениям, или к метафизике.
  
  Метафизика, пони-
  маемая как логический анализ того типа суждения, при котором имеет мес-
  то полное взаимное обусловливание судящего и содержания суждения, спо-
  собна "предоставить" нам такой идеал, то есть она может показать, что фор-
  ма или категория идеала принимает участие в качестве конституирующего
  элемента в данном типе суждения и что, следовательно, он состоятелен в
  той же мере, в какой это присуще самому данному способу делать суждение.
  
  Но трансцендентальная метафизика далека от логического анализа по-
  добного рода; да и в любом случае таким путем мы обретаем только катего-
  рию идеала как исходную точку или венец возможного нравственного суж-
  дения. Здесь нет и речи об идеале непосредственно переживаемом.
  
  Идеал в таком смысле может "дать" только жизнь, а не метафизика, претендующая
  на это больше, чем психология. Но всякий раз, когда этическая теория стро-
  ит свои положения относительно важности идеалов для характера и поведе-
  ния, когда она делает больший упор на идеале какого-либо одного рода, она
  оказывается участвующей в создании общих отношений между условиями;
  и не может быть абсолютно никаких иных способов проверки таких поло-
  жений на состоятельность, когда они претендуют на всеобщность или объек-
  тивность, кроме анализа психических склонностей, который и покажет нам,
  что значит обладать идеалом, раскрыв все предпосылки и следствия данно-
  го обладания.
  
  Если и возможно создать какое-либо общее положение об иде-
  алах, то только благодаря тому, что мы можем абстрагировать психическую
  предрасположенность к соответствующему пониманию идеала и определен-
  ным образом увязать ее со склонностями, представляющими собой абстрак-
  ции из других форм опыта. Иметь идеал, формировать его и лелеять можно
  только фактически, в противном случае идеалы являлись бы абсолютным
  небытием или бессмыслицей.
  
  Рассуждать о том, что значит иметь идеал,
  равноценно занятию психологическим анализом. Если представить облада-
  ние идеалом как одно из звеньев последовательности, включающей другие
  подобные склонности, то у нас получится общее психологическое положе-
  ние, или "закон", который мы сможем использовать как инструмент анали-
  за, размышляя над конкретным нравственным опытом, подобно тому как
  мы пользуемся "законом" падающих тел для регулирования суждений о ме-
  ханизме забоя свай, траектории снаряда и прочем.
   == "Личный конкретный нравственный опыт"? Или то, о чём мы узнали из последних новостей? Или то что описано в занимательном романе 300 лет назад? "Дон Кихот" Сервантеса это живой нравственный опыт через литературное описание? ==
  
  Возможность генерализованных положений, касающихся любого из феноменов характера, живет и умирает вместе с возможностью психологического анализа, в ходе которого
  выявляется взаимная соотносительность или связь определенных тенден-
  ций, привычек и предпочтений.
  
  Поэтому продолжать стоять на том, что пси-
  хология как естественная наука имеет дело исключительно с фактами, в то
  время как этика озабочена ценностями, нормами и идеалами, которым сле-
  311
  дует быть, даже если они реально не существуют, - значит либо не ориен-
  тироваться в материале, либо доказывать собственную неспособность стро-
  ить какие-либо общие - метафизические, равно как практические и науч-
  ные, -положения по данному поводу.
  
  Раздел 7. Социологический анализ как условие регулирования
   этических суждений
  
  Вернемся еще раз к нашему главному соображению об обоюдной детер-
  минации в моральном суждении акта суждения и его содержания.
  
  Как мы только что убедились, адекватное регулирование акта суждения, определя-
  ющее его содержание, опирается на возможность сделать характер объек-
  том научного анализа, что означает выразить его как систему соотноситель- ных условий либо как объект, завершенный в себе, то есть универсалию.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"