Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Д.Дьюи -101

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  т -101
  
  
   Д.Дьюи Реконструкция в философии.
   Проблемы человека -101
  
  
  Генезис и цели равно важны, но их значение - это значение пределов, которые обрамляют
  историю, тем самым делая ее доступной описаниям. В предложении, пред-
  шествующем тому, в котором речь шла об атоме, к примеру, есть следующие слова:
  "Ведь знание, "причина" и "действие" обладают частичным,
  усеченным существованием", а весь абзац посвящен критике представле-
  ния, согласно которому каузальным, причинным обстоятельствам присуща
  "реальность" более высокого порядка, чем реальность результатов или действий.
  
  Я там заявлял, что подобный взгляд, наделяющий причины высшим
  ранжиром, вытекает из гипостазирования, преувеличения их функции: функ-
  ция каузальных обстоятельств как средств контроля (безусловно, исклю-
  чительных средств контроля) превращается в их прямое онтологическое свойство.
  
  Более того, на протяжении всей главы, к которой принадлежит
  данный абзац, я доказываю, что если существование как история и как про-
  цесс предполагает некие "цели", то переход от античной модели науки к
  современной обязывает нас истолковывать цели как относительные и мно-
  жественные, поскольку они оказываются не более чем границами вполне
  доступных выделению отрезков истории.
  
  Из всех специальных вопросов, которые следуют из этого основного эле-
  мента в моей теории взаимосвязи опыта и природы, как тоже своего рода
  исторический результат, или "цель", я буду здесь иметь дело только с одним.
  
  В том, что я сказал о значениях, мой критик усмотрел склонность при-
  давать необоснованную важность последствиям; в том, что я говорю (в рам-
  ках дискуссии, посвященной специальной проблеме) об атмосфере, в кото-
  рой складывалась греческая философия, он находит столь же односторон-
  нюю склонность раздувать важность генезиса.
  
  Тот факт, что при обсуждении конкретного отрезка истории упор в анализе каждой особой проблемы мы делаем на результатах, а при обсуждении другой части истории в связи с
  иной особой проблемой мы делаем его на предпосылках, отнюдь не означа-
  ет, что мы непоследовательны.
  
  Что касается последствий и их связи со зна-
  чением и удостоверением, то я уже многократно и отчетливо настаивал на
  том факте, что нет иного способа судить о возможных следствиях, кроме
  рассмотрения предпосылок, так что эти последние нам, безусловно, необ-
  ходимы, и тем не менее функционально они вторичны1* .
  
  1* Употребление мною составного слова "генетически-функциональный" при
  разъяснении того, что, по моим понятиям, является надлежащим методом философии,
  таким образом, непосредственно связано с моей позицией относительно временной
  преемственности природы и опыта.
  279
  
  (3) Другой аспект перспективы, вытекающей из точки зрения, которая
  представлена идеей континуальности природы и опыта, касается связи тео-
  рии и практических результатов, в частности относящихся к сферам физи-
  ческой науки и нравственности.
  
  Именно вокруг данного вопроса, если не
  ошибаюсь, и сосредоточивается основная критика Когена, поскольку мои
  пассажи, на которых базируется эта критика, трактуются им в свете совсем
  иной перспективы, нежели та, с чувством которой они писались.
  
  Важно не столько то, что я, как мне самому представляется, достаточно последова-
  тельно и упорно настаивал на том, что исследование должно повиноваться
  воле своего предмета1* ---
   ( 1* Позволю себе привлечь ваше внимание к одному
  отрывку на страницах 67-68 моего "Поиска определенности" ["The Quest for Certainty"]
  (ср. с. 228 у Когена).
  
  В тексте говорится о двойственном смысле слова "теоретический", который обуслов-
  ливает некоторое недопонимание, привычку смешивать склад ума исследователя и
  сущность исследуемого объекта.
  
  Я четко указываю, что первый должен быть теоретическим и устремленным к познанию,
  не затеняемым личными желаниями и пред-
  почтениями, для него должно быть характерно побуждение подчинить все желания
  воле объекта.
   == Проблема: в чём разница между "волей" живого и неживого "объекта"...==
  
  Но, кроме того, там еще утверждается, что лишь само исследование
  способно выявить, включает ли объект какие-то практические качества и условия
  или нет. Подход же к природе изучаемого объекта с позиций строго теоретического
  характера исследовательских мотивов, с точки зрения непременно "беспристраст-
  ной заинтересованности", есть такой тип "антропоцентризма", в котором мне не
  хотелось бы быть обвиненным. )
  
   --- и не руководствоваться какой-либо целью или моти-
  вом, проистекающим из внешнего источника; гораздо важнее то обстоятель-
  ство, что любое иное воззрение противоречило бы моим главным тезисам,
  касающимся, во-первых, роли естественных наук в формировании целей и
  ценностей практической жизни и, во-вторых, значения экспериментального
  метода естествознания как образца для наук, сопряженных с человеческой
  практикой, или общественных и нравственных дисциплин.
  
  Точка зрения, выработанная мною в отношении природы всего, к чему
  применимо прилагательное "физический", заключается в том, что хотя мы
  приближаемся к этой природе, распутывая клубки, которые подбрасывает
  нам непосредственный опыт, но это именно она задает нам условия, от кото-
  рых зависят все качества и временные ценности, все окончательные итоги опыта.
  
  Стало быть, вещи, которые мы называем физическими, - это един-
  ственные реальные средства, позволяющие нам определять ценности и ка-
  чества. Вкладывать в них что-либо сверх того, вторгаться каким-нибудь об-
  разом в интегральную целостность исследования, продуктом которого они
  являются, равнозначно, таким образом, тому, чтобы сводить на нет саму
  функцию, в понятиях которой физическое определяется как таковое.
  
  Я зашел столь далеко, что счел отставание человеческих, практических наук
  отчасти связанным с долгой эпохой отсталости самих физических наук, а
  отчасти с нежеланием моралистов и обществоведов воспользоваться физи-
  ческим, в особенности биологическим, материалом, который всегда к их услугам.
  
  (4) Эти соображения приводят меня к точке зрения, касающейся приро-
  ды и функции философии,-к вопросу, который, я полагаю, способен ока-
  280
  заться решающим в истолковании, а следовательно, и критике тех пасса-
  жей, на которых основано мнение Когена, будто я весьма последовательно
  подчиняю исследование, рефлексию и науку чисто внешним практическим целям.
  
  Ведь, говоря о философии (не о науке), я постоянно настаивал, что,
  поскольку она сама включает в себя соображения ценностного порядка, не-
  обходимые для ее бытия в качестве философии, - чего нельзя сказать о
  науке, - то у нее есть "практическая", или нравственная функция,
  
   == Предположим просто теоретически, что всё и везде и всегда, по поводу чего
  возможны рассуждения о присутствии "нравственной функции", может иметь
  и даже имеет "безнравственную функцию".
   Эта безнравственная функция может проявить себя только один раз за год или 10 лет у одного или не одного человека. Она может проявить себя не один раз за год или 10 лет у одного или не одного человека.
  
   Пример - сообщество всех кто были членами Союза Советских писателей до 1990 года. Кто-то там смог всю жизнь остаться порядочным человеком, а сколько там было любителей доносов и "доносительных слухов и клевет" даже в 1984 году? Читайте повесть и пьесу Войновича "Кот средней пушистости" и "Шапка" (пьеса сделана из "Кота). Вот же я нахохотался...
   Сколько было людей которые себя отметили за всю жизнь и добрыми и гадскими поступками?
   И поскольку это были "советские люди", то сколько там было людей, которые о добром и гадском понимали не больше чем любой карманник или слесарь, или сборщик двигателей космических кораблей, или школьная учительница любого возраста? ==
  
  и еще я полагал, что если подобный элемент неотъемлем от философии, то неспо-
  собность философских школ признать его наличие и козырнуть им приво-
  дит к возникновению в философии нежелательных свойств: с одной сторо-
  ны, это побуждает их делать заявления о своем якобы сугубо познаватель-
  ном статусе, ведущем к соперничеству с наукой, а с другой стороны, это
  заставляет их отказываться от области приложения, в которой они могли бы
  быть по-настоящему значимыми, то есть от посильного руководства чело-
  веческой деятельностью в сфере ценностей.
  
   == Господин Дьюи полагает что сам факт наличия журнала "Вопросы философии" или публикация любой философской книжки уже создают эффект "руководства человеческой деятельностью в сфере ценностей", притом среди не философов читающих подобную литературу?
   Или нужно создать некую контору которая будет руководить миллионами людей, хотя бы несчастными детишками в школах, пытаясь вызвать у них реальную "деятельность" этого рода?
   С чего должна такая деятельность начинаться? Чем должна наполняться в течении 50 или 1500 часов за 2 месяца или 45 лет?
   И что должно стать привычкой человека до конца его жизни, даже в возрасте от 101 до 117 лет? ==
  
  Вот типичный фрагмент сказанного мной в той работе:
  "Какие задачи стояли бы перед ней (философией), если бы она перестала иметь дело
  с проблемой абстрактной реальности и абстрактного знания?
  Ее функция в результате заключалась бы в обеспечении плодотворного
  взаимодействия наших познавательных представлений - представлений,
  основанных на самых надежных методах исследования, - с нашими практическими пред-
  ставлениями о ценностях, результатах и целях, которые должны руководить
  человеческим действием в вопросах большой, всеобъемлющей человечес-
  кой важности"1 .
   1 The Quest for Certainty [Поиск определенности], p. 10.
  
  А чтобы определить, верен ли подобный взгляд на сущ-
  ность философского исследования как отличную от сущности строго науч-
  ного или нет, следует учесть, что он совершенно необходимо включает в
  себя следующие моменты, и, не приняв их к сведению, понять этот взгляд
  окажется невозможным:
  
  1) он является одним из аспектов общей позиции,
  согласно которой опыт представляет собою континуум, образуемый взаи-
  модействием различных типов опытных данностей, в нашем случае науч- ных и нравственных;
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"