Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Д.Дьюи -92

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  т -92
  
  
   Д.Дьюи Реконструкция в философии.
   Проблемы человека -92
  
  
  Всем нам хорошо известно распространенное деление наук на "чистые" и "прикладные".
   == Нет никакой нужды забираться на такие вершины теории. Достаточно факта, что за прошлые 50 лет в данной стране сотни или тысячи людей "имели все условия для своего гуманитарного благополучия", но только полпроцента всех этих людей оказались способными к гуманитарной жизни. А из этих способных только 5 из ста оказались способными к гуманитарной деятельности.
   Уже в 1950 году можно было понять это? ==
  
  Я не намерен
  здесь возвращаться к вопросу, которого многократно касался в других мес-
  тах нашей дискуссии,-вопросу о резком разграничении, сохранившемся
  как интеллектуальный реликт с той поры, когда, следуя терминологии
  Аристотеля, "теории" приходилось иметь дело с сущностями высшего по-
  рядка, то есть божественными и вечными, а "практике"-с вещами чисто
  светскими, в худшем случае служебными, вспомогательными, а в лучшем
  - просто приземленными и преходящими.
  
  Мне больше всего хотелось бы привлечь ваше внимание к тому факту,
  что, сколь бы ни были благими мотивы, из-за которых малочисленный класс
  поддерживает разобщенность прикладной и чистой наук, огромные массы
  людей все же вступают в контакт с "наукой" только благодаря ее приложе-
  ниям. Наука для них является тем, что она значит в их повседневной жизни,
  - последствиями, которыми она оборачивается для их основных занятий,
  привычек, досуга и внешних ограничений досуга и привычек, характеризу-
  ющих их домашнюю, соседскую и трудовую жизнь; последствиями для их
  работы или проблем с поиском таковой.
   == В этом смысле наука тут совершенно ни при чём... ==
  
  "Прикладная" наука поэтому означает для них нечто довольно отлич-
  ное от того, что подразумевает под нею философ, углубленный в измышле-
  ние различий. Она также значит нечто довольно отличное от того, что име-
  ет в виду изобретатель, воплощающий математические и физические фор-
  мулы в машины и иные силовые приборы, поскольку для народа наука не
  есть технология вообще; это - технология, которая действует в рамках
  251
  существующих политико-экономико-культурных условий.
   == Пройдёт лет 70 и все начисто забудут проблемы которые данная технология создавала для множества людей в первые 40 лет своего создания.
   Значит и обсуждать тут нечего, если оно само пройдёт через 70 лет... ==
  
  Вот где коренит-
  ся материализм, враждебный гуманности, а не в науку он закрался, будь
  она чистая или абстрактная; и сюда, а не куда-либо еще должны быть на-
  правлены соответствующие атаки.
  Когда те, которые гордо называют себя гуманистами, стражами мораль-
  ных и идеальных интересов человечества, принимаются выступать против
  обычаев и институтов, благодаря которым технологическое применение
  науки неблагоприятно сказывается на столь огромной доле населения, ог-
  раничивая для нее как доступ к образованию, так и иные возможности жить
  богатой человеческой жизнью и превращая потенциальные инструменты
  стабильности в механизмы создания массового беспорядка, есть ли у нас
  основания поверить в то, что они искренне заботятся о человеческих ценно-
  стях и что эта забота не является невольным или намеренным средством для
  поддержания некой формы узаконенного классового интереса? Человека
  да узнают по делам его*.
   == Вроде бы эту тему нужно начинать с утверждения "если бы не было вот таких-то технологических новшеств, то все эти миллионы населения имели бы уровень жизни куда выше того, какой у них был за 30 лет до технологического прорыва". Про 30 лет я тут говорю потому что новая технология широко распространяется не за 3 года.
   Странно, что господин Дьюи лет за 30 не посмотрел на все эти проблемы с этой стороны. ==
  
  
   3. Отношения науки и философии как базис образования
  
  Эмпирической и экспериментальной философии нечего делить с
  наукой: ни с ней самой, ни с ее приложениями в образовании. Напротив,
  научные выводы и методы являются основными союзниками эмпирической
  философии образования, поскольку, согласно эмпирической философии,
  наука дает нам те единственные средства, которые позволяют изучать
  человека и среду нашего существования.
  
  Кое-кому показалось, что данный
  факт говорит о необязательности философии. Эти люди сочли, что
  признание за наукой верховной роли в сфере знания исчерпывает все
  основания человеческого опыта. Таким образом действительно
  устраняется один из типов философии, а именно тот, согласно которому
  философия есть форма знания более высокая, чем знание научного
  характера, так как она ориентирует познание к некой абсолютной, высшей реальности.
  
  Но из устранения философии данного конкретного типа вовсе
  не следует, что должна исчезнуть философия как таковая.
  Это следовало бы в том случае, если бы человек был просто познающим
  и только познающим существом. Но это не так. Он еще и действующее
  создание, у него есть стремления, надежды, страхи, цели и привычки. Соб-
  ственно знание для среднего человека важно лишь постольку, поскольку оно
  как-то связано с тем, что он хочет делать и получать. Оно помогает ему
  осознать собственные желания, определить цели и найти средства для их реализации.
  
  Другими словами, наряду с фактами и законами существуют
  человеческие ценности, и философия в первую очередь касается ценностей,
  то есть целей, во имя которых человек что-либо делает. Даже располагая
  самой обширной и точной системой знаний, человек все еще нуждался бы в
  ответе на вопрос, что ему делать с этой системой в целом и что ему делать с
  той суммой знаний, которой обладает именно он.
   == Очень удивительное мнение... Оно было бы верным, если бы писания философов были самые читаемые... Фактически у философа за 10 лет 3 читателя: 1 философ и 2 любителя умных книг.
   Но из 100 любителей умных книг 20 -психически проблемные личности или вообще страдающие "интеллектуальной интоксикацией" (термин придуман примерно к 1965 году в застенках якобы института якобы судебной психиатрии им. Сербского. Интересно, кто придумал для Хрущева вывод, что только психически больным может не нравиться ситуация в Советском Союзе...). ==
  252
  
  К слову сказать, по поводу проблемы того, как познаются ценности,
  наука солидарна с эмпирической философией в ее споре с философиями
  абсолютов, заявляющими, будто неизменные и вечные истины познаются с
  помощью органов и методов, не имеющих к науке никакого отношения.
  
  Несогласие с данной позицией не является только теоретическим. Практи-
  ческие основания для возражений ей заключаются в том, что философии
  подобного рода поощряют надежду на авторитет и способствуют рождению
  противоречий, которые нельзя уладить, воспользовавшись методами иссле-
  дования и доказательства, разработанными в научной среде.
  
  Остается лишь
  одна альтернатива-прибегнуть к принуждению и силе, открыто либо кос-
  венно, то есть призвав на помощь те традиции и институты, которые сложи-
  лись на данный момент.
  
  Не так уж велика опасность того, что нынешняя
  реанимация некоторых положений греческой и средневековой философии о
  вечных первоначалах станет крупным шагом к рождению теоретической фи-
  лософии. Однако всегда существует опасность, что подобные философии
  сыграют практическую роль в упрочении официального общественного ав-
  торитета, проявления которого служат определенному status quo1. ( 1 прежнее положение (лат.).)
  
  Вот перед лицом данной опасности философия опыта и объединяется в крепкий союз
  с теми методами, благодаря которым естественные науки приходят к гаран-
  тированно истинным заключениям.
  
  Философия образования не является бедной родственницей общей фи-
  лософии, даже несмотря на то что ее часто воспринимают так сами фило-
  софы. Она составляет, безусловно, наиболее значительный аспект философии.
  Ведь знания приобретаются именно в процессе образования, причем
  собственно образовательный процесс не заканчивается простой добычей
  знаний и получением соответствующих видов навыков.
  
  Учебный процесс
  направлен на интеграцию достигнутых знаний в твердое мировоззрение и
  позицию. Мы не преувеличим, если скажем, что образование - уникальное средство, при помощи которого создается единство знания и ценностей, реально управляющих реальным поведением. Различие между обра-
  зовательной практикой, которая руководствуется хорошо продуманной фи-
  лософией, и практикой, лишенной подобных влияний,-это различие меж-
  ду образованием, которым движет какое-либо ясное представление о резуль-
  татах, способствующих развитию у обучаемых определенного рода жела-
  ний и целей, и образованием, которое дается вслепую, под властью обыча-
  ев и традиций, ни разу не проверенных на целесообразность, или как ответ
  на сиюминутную общественную потребность.
  
  Преимущество первого типа
  образования не коренится в некой внутренней святости того, что называется
  философией, а связано с тем, что любое стремление определить результаты,
  которых стоит достичь, есть от начала и до конца стремление философское.
  Потребность в таком систематическом прояснении результатов особен-
  но актуальна в настоящее время.
  
  Прикладное естествознание колоссальным
  образом сказалось на человеческих отношениях. Оно революционизирова-
  
  253
  ло средства производства и распределения благ и услуг. Не менее великие
  изменения оно произвело в сфере общения и всех средствах влияния на об-
  щественное мнение, от которого так сильно зависит политическая деятель-
  ность. Приложения науки в большей степени, чем любые иные силы или
  комплексы сил, определяют сегодня условия, в которых сообща живут чело-
  веческие создания и в которых они действуют, наслаждаются и страдают.
  Более того, они привели к возникновению сообществ, находящихся в состо-
  янии стремительных изменений.
  
  Повсюду, где влияние прикладной науки
  было достаточно ощутимым, человеческие отношения утратили статичный
  характер. Старые формы их пошатнулись и в большинстве случаев были
  полностью подорваны; это касается сферы семьи, политики и даже религи- озных и моральных привычек, равно как и более узкой области экономических порядков.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"