Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Д.Дьюи -90

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  т -90
  
  
   Д.Дьюи Реконструкция в философии.
   Проблемы человека -90
  
  
  Тема "непреложное против изменчивого" предполагает обращение к
  вопросу о том, стоит ли использовать метод исследования и проверки, со-
  творивший чудеса в одной области, чтобы добиться прироста и скачка на-
  ших знаний в моральной и общественной сфере. Лежит ли между наукой и
  нравственностью непреодолимая пропасть? Или принципы и общие исти-
  ны этики точно того же рода, что и в науке, то есть они представляют собой
  научные гипотезы, в которых, с одной стороны, сконцентрированы резуль-
  таты продолжительного первичного опыта и исследования, а с другой сто-
  246
  роны, они задают направление дальнейшим полезным исследованиям, вы-
  воды из которых в свою очередь испытывают и развивают способность ра-
  бочих принципов, применяемых в них, работать и в будущем?
  
  Предположим, что в каком-то отвлеченном смысле моральные принципы действи-
  тельно так неизменны и извечно однородны, как о них говорят. Пытался ли
  кто-нибудь хотя бы самым приблизительным образом указать, как ими тог-
  да следует пользоваться? Изначально это все же вопрос выбора между дог-
  мами (столь суровыми, что рано или поздно они должны апеллировать к
  силе) и опорой на осмысленное наблюдение, которое руководствуется муд-
  рейшей из данных нам мудростей-той, что составляет сердце научного метода.
  
  Позвольте мне продемонстрировать вам один случай применения науч-
  ного стиля мысли к тому, что прежде считалось неизменным и абсолютным.
  Он связан с именем человека, который в большей степени, чем любой дру-
  гой, является отцом и вдохновителем философии отличительно американс-
  кого характера и направленности,-Чарльза Пирса*.
  
  Подобную иллюстрацию дает нам предмет решающей нравственной важности-значение истины. В пику традиционному взгляду на истину как неизменную структуру
  вечных и незыблемых принципов, которые уже имеются в нашем распоря-
  жении и к которым следует приспосабливать все остальное, Пирс говорил,
  что истина "есть соответствие абстрактного положения тому идеальному
  пределу, к которому склонялись бы научные убеждения в ходе нескончаемо-
  го исследования".
   == Исследуя конкретную тему мы можем двигаться либо к минимальному пределу внутри темы, либо к максимальному пределу взаимосвязей данной темы с окружающей ситуацией.
   Исследователей не хватит на все уголки системы окружающего материального или социального мира... ==
  
  Мы можем достичь такого соответствия научного убеж-
  дения даже здесь и сейчас при условии, что "признаем неточность и одно-
  сторонность" этого убеждения, ибо "подобное признание есть существен-
  ный ингредиент истины". Если быть кратким, то мы имеем здесь констата-
  цию колоссальных отличий, которые Пирс решительно требует видеть меж-
  ду верой в неизменность и верой в изменчивость.
  
  Кроме того, отсюда отчет-
  ливо следует, что изменение может означать и непрерывный рост, и разви-
  тие, и освобождение, и сотрудничество, в то время как неизменность пред-
  полагает лишь догматизм, исторически всегда проявлявшийся нетерпимос-
  тью и агрессивными гонениями на раскольника и исследователя.
  
  Для тех чьей образованности недостает научного духа, вера в нескончаемо увлека-
  тельное исследование и доброжелательная, некатегоричная позиция по от-
  ношению к уже достигнутым знаниям (которые только побуждают нас к
  непрерывным и настойчивым усилиям == дополнять знание данной темы == ) равноценны тотальному равнодушию и беспечности, ведущим к полной безнравственности.
   == С этой точки зрения в России понимание теории Маркса после 1917 года было превращено в образец оголтелой научной гестаповщины... ==
  
  Самое что ни на есть сердце политической демократии составляет ана-
  лиз социальных различий в ходе дискуссий и обмена мнениями. Данный
  метод служит грубым аналогом метода вызова изменений посредством опыт-
  ного исследования и проверки, то есть научного метода.
  
  Собственно фунда-
  ментом демократического преобразования является доверие к опытному пути
  порождения общественных перемен; к экспериментированию, ведомому
  рабочими принципами, которые тестируются и развиваются в самом про-
  цессе своего применения на практике. Однако реализации этого опытного
  247
  пути угрожает неослабное влияние той самой философии, к которой мы
  вынуждены прибегать за недостатком другой.
  
  Вовсе не случайно, что именно континентальная Европа, сегодня пред-
  ставляющая собой самую мятущуюся область мира и источник пагубного
  смятения для всей остальной его части, явилась обителью наиболее после-
  довательных приверженцев той образовательной философии, к которой нас
  сегодня принуждают вернуться. Америку в культурном смысле следует рас-
  ценивать либо как боковую ветвь Европы, либо как Новый Свет в ином, не-
  жели просто географическом, понимании. Держаться последнего взгляда
  вовсе не значит быть дерзким патриотом-националистом или сторонником
  одного из видов изоляционизма. Это просто признание той работы, которую
  необходимо сделать.
  
  Европа, по крайней мере до самых недавних пор, ус-
  пешно вела мир к научным свершениям, да и с тем, чего достиг Старый Свет
  в области пластических искусств и литературы, Америка сможет соперни-
  чать еще очень не скоро.
  
  Но вся континентальная Европа, и в особенности
  Германия, были родиной практики и философии, основанных на строгом
  разделении науки как сферы технического и вечно меняющегося, и морали,
  облеченной в понятия фиксированных, незыблемых принципов. Название
  "Новый Свет" применимо к американской действительности в силу того,
  что перед нами стоит задача объединить вещи, удерживаемые в изоляции
  друг от друга философией и образованием, к которым нам поневоле прихо-
  дится возвращаться, во взаимно полезный союз.
  
  Если быть немногословным, то основную партию в затягивании и пре-
  дотвращении осознанных действий, способствующих единству и стойкос-
  ти демократического движения, исполняет именно философия догматичес-
  кой строгости и однообразия.
  
  В свою очередь основной встречный ход и
  основная ответственность тех, кто сегодня называет себя философами, зак-
  лючаются в прояснении глубокого родства демократии с методами ориен-
  тирования изменений, произведшими революцию в сфере науки. Следуя
  этим и только этим путем, мы можем избавиться от дуализма норм, целей и
  методов, то есть от того самого разделения, которое сегодня доставляет нам
  столько хлопот.
  
  Технологизированное производство есть порождение науки.
  Наука к тому же выступает как фактор наиболее глубокого и масштабного
  влияния в ряду практических детерминант общественной ситуации. Самая
  насущная человеческая проблема нашего века состоит в том, чтобы взяться
  за преобразование громадных ресурсов, которые предоставила нам новая
  технология, в позитивные инструменты человеческого существования.
   == Прошло 70 лет, что же мы имеем на уровне ежедневной бытовой жизни туземцев России хоть в деревне, хоть в городе? ==
  
  Реакционная же философия вносит в это свой вклад тем, что твердит о безна-
  дежно низменной и ограниченной природе технологии и науки.
  Актив современной философии в настоящее время большей частью
  включает в себя отвлеченные выяснения отношений между чем-то нося-
  щим название "индивидуализм" и чем-то именуемым "социализмом". Но
  проблема звучит совершенно конкретно. Каким образом та или иная фаб-
  ричная либо отраслевая технология могла бы способствовать квалифициро-
  ванному раскрытию и росту человеческого потенциала, если она уже, не-
  248
  сомненно, может способствовать созданию широкого и относительно де-
  шевого ассортимента материальных благ?
   == Странная взаимосвязь вещей... ==
  
  Это проблема из тех, с которыми
  в силу их собственной специфики возможно иметь дело, лишь непрерывно
  используя научный метод опытного наблюдения и проверки. Те, кто нужда-
  ется в особом примере связи между наукой и нравственностью, между
  "природными" фактами и человеческими ценностями, найдут такой при-
  мер именно здесь.
   == В городе 20 или 400 тысяч жителей. Сколько там людей которым зачем-то понадобилась предельная ясность "связи между наукой и нравственностью"?
   В научном учреждении 2000 "научных работников" -директор, начальники отделов, начальники секторов, начальники групп -человек 150. Хоть этим, хоть остальным 1850 научным работникам какое дело до размышлений о связи науки и нравственности? ==
  
  Философия, которая культивирует бездну между "материальным" и "ду-
  ховным", между неизменными принципами и слишком быстро меняющи-
  мися социальными обстоятельствами, стоит на нашем пути к эффективной
  работе над этой ведущей проблемой. Решение проблемы произойдет, конеч-
  но, не в области философии. Но у философии есть альтернатива-помочь
  нам освободиться от интеллектуальных условностей, преграждающих путь
  к такому решению.
   == С чего бы это 3-12 философов "нашли путь" для 40 или 500 практиков которые за год перепробуют на деле под 2500 разных вариантов чего-то там... Это прямое принижение способности практиков искать верный путь среди 5 или 45 возможных... ==
  
  Поскольку школьное образование составляет часть необходимых для
  этого практических средств, у образовательной теории и философии есть
  цель и возможность содействовать падению философии неизменности, гро-
  моздящей баррикады внешних авторитетов против свободы союзничества.
  Им надлежит опровергнуть идею о том, что мораль есть нечто совершенно
  отдельное и стоящее выше науки и научного метода. Они должны служить
  искоренению концепции, согласно которой ежедневный труд и призвание
  человека ничтожны по сравнению с литературными занятиями, а человечес-
  кая судьба сегодня и здесь является чем-то маловажным относительно не-
  ких судеб сверхъестественного. == Теорий о некоем сверхъестественном. ==
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"