Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Д.Дьюи -84

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  т -84
  
  
   Д.Дьюи Реконструкция в философии.
   Проблемы человека -84
  
  
  Так или иначе, но требование свободы в создании и функционировании
  частного предприятия не исчерпывало содержания раннего либерализма.
  В планы его ведущих пропагандистов входило еще и равно настойчивое
  требование свободы сознания, свободы мысли и ее выражения в речи,
  письме, печати и собраниях единоверцев. Таким образом была обобщена
  прежняя заинтересованность энтузиастов в свободе конфессий, но она
  получила более глубокий и расширенный смысл. Отныне это требование
  диктовалось рациональной просвещенностью, свойственной XVIII веку, и
  возраставшей важностью науки. Великая полоса реакции, воцарившейся
  после разгрома Наполеона, дала массу оснований и массу возможностей
  для агитации за свободу мышления и выражения мыслей.
  
  Ранняя либеральная философия сослужила нам важную службу. В кон-
  це концов она преуспела в том, чтобы очистить, в частности, свою родину
  Великобританию от несметного количества несправедливостей и запретов.
   == А в истории России с 2000 года начался настоящий ураган несправедливостей и запретов... Что может оказаться историческим итогом этого безобразия тупейших болванов поналезших во власть?
   И поскольку эти лица во власти во всех отношениях дураки и дуры, то что же им помешает превратиться в бандитов? ==
  
  История социальных реформ, произошедших в XIX веке, почти совпадает с
  историей либеральной общественной мысли. Поэтому я вовсе не из черной
  неблагодарности буду теперь упирать на ее недостатки - признание их очень
  существенно для того, чтобы мы могли сегодня и в скором будущем осмыс-
  ленно формулировать постулаты либеральной философии.
  
  Основным де-
  фектом этой философии был недостаточный учет ею исторической относи-
  тельности. Данное упущение отражено в концепциях индивида как некой
  законченной данности и свободы как врожденной собственности индивида,
  для проявления которой необходимо только избавиться от внешних ограничений.
  
  Индивид раннего либерализма был подобен атому Ньютона, имею-
  щему чисто внешние пространственно-временныеотношения с другими по-
  добными единицами, с той только разницей, что в "комплект" каждого со-
  циального атома еще входила внутренняя свобода. Эти идеи, возможно, не
  принесли бы большого вреда, если бы служили простыми ободряющими
  призывами к практическим достижениям.
  
  Но они составили часть философии, причем такой философии, в которой эти конкретные понятия об индивидуальности и свободе наделялись статусом абсолютных и вечных истин-
  благ на все времена и для всех территорий.
  
  Этот абсолютизм, это игнорирование и неприятие временной относи-
  тельности есть одно и важнейшее объяснение того, почему ранний либера-
  231
  лизм так легко выродился в псевдолиберализм.
  
  Ради экономии времени я
  сравню то, что имею в виду под таким неистинным либерализмом, с типом
  социальных идей, представителями которых являются "Лига свободы" и экс-
  президент Гувер. Я называю его псевдолиберализмом, потому что он исто-
  щил и сузил прежде великодушные идеи и ожидания. Даже одни и те же
  слова могут обозначать совершенно различные вещи, когда они высказыва-
  ются меньшинством, выступающим против репрессивных мер, и когда они
  соответственно произносятся группой лиц, уже получивших власть и те-
  перь использующих идеи, которые когда-то служили оружием в их освобо-
  дительной борьбе, как средства удержания обретенного ими могущества и богатства.
  
  Эти идеи одно время являются инструментами для производства
  общественных перемен, потом переходят в подчинение иной цели и исполь-
  зуются как метод предотвращения дальнейших социальных преобразований.
  
  Сам этот факт представляет собой пример исторической относительности, а
  также свидетельство того зла, которое несет в себе постулат раннего либе-
  рализма о неизменном и вечном характере данных идей. В силу этого пос-
  леднего обстоятельства доктрина laissez-faire служила деградировавшей
  школе либералов как выражение наиболее естественного порядка вещей.
  В результате идея индивидуальности пала так низко, что в сознании боль-
  шинства людей, лично заинтересованных в более широком и всестороннем
  развитии индивидуальности, индивидуализм стал понятием, приверженцев
  которого следует освистывать и стыдить; в то же время множество других
  людей вообще не видело никакой возможности победить зло, вытекающее
  из социально нерегламентированных проявлений свободы в предпринима-
  тельской сфере, кроме изменения ситуации посредством насилия.
  
  Историческая тенденция к пониманию всей проблемы свободы как сферы мнения,
  в которой индивид и власть представляют противоположные партии, обре-
  ла сходство с горчащим плодом. Зародившаяся в условиях деспотического
  правления, она продолжала влиять на мышление и поведение даже тогда, когда
  правительство стало представлять народ и теоретически служить народу.
  
  А теперь я перехожу к разговору о том, какой могла бы быть философия
  либерализма, если бы ее избавили от абсолютистского наследства.
  
  В первую очередь такой либерализм стоял бы на том, что индивид не есть нечто
  незыблемое, данное в готовом виде. Это нечто достигаемое, и достигаемое
  не в изоляции, а при пособничестве и на основании культурных и физичес-
  ких условий, состоящих из "культурных" экономических, юридических и
  политических институтов, а также науки и искусства. Либерализм стоит на
  том, что социальные обстоятельства могут сдерживать, искажать и даже
  предотвращать развитие индивидуальности.
  
  Поэтому он активно интересу-
  ется функционированием социальных институтов, имеющих значение, по-
  зитивное либо негативное, для роста индивидуальностей, воинствующих в
  практическом смысле, а не просто в абстрактной теории. Он столь же глубо-
  ко заинтересован в позитивном устроении благоприятных для личности ин-
  ститутов, юридических, политических и экономических, сколь и в работе по
  ликвидации несправедливости и открытого подавления индивидуальности.
  232
  
  Во вторую очередь либерализм связан кровными узами с идеей истори-
  ческой относительности. Он основывается на том, что содержание индиви-
  дуальности и свободы со временем изменяется; что социальные перемены
  отражаются на их содержании так же, как развитие личности от младенчества к зрелости.
  
  Позитивной опорой противников теоретического абсолю-
  тизма служит экспериментализм. Между исторической относительностью
  и экспериментальным методом существует глубинная связь. Время есть знак
  изменения. Индивидуальность в контексте социальной политики обретает
  различные значения в зависимости от того, как изменяются общественные
  условия, в которых проходит жизнь индивидов.
  
  Ранний либерализм, будучи
  абсолютным, в то же время был вне истории. В его основании лежала фило-
  софия, согласно которой история, подобно времени в картине мира Ньюто-
  на*, сводится исключительно к видоизменению внешних связей; она касается
  количеств, а не качеств и сущностей.
  
  То же самое верно и в отношении
  всякой теории, согласно которой - это обычно считают характерным, на-
  пример, для теории Маркса - временные изменения в обществе неизбежны
  в том смысле, что они, скажем так, подчинены закону, который сам по себе
  не является исторически относительным.
  
  Историзм и эволюционность ли-
  берального учения в XIX веке были фактически половинчатыми. Они пред-
  полагали, что процессы истории и развития управляются неким законом или
  формулой, стоящими особняком от процессов, обусловленных временем.
  
  Обязательность связи либерализма с экспериментальной методикой под-
  разумевает непрерывную реконструкцию идей индивидуальности и свобо-
  ды в тесной сопряженности с изменениями общественных отношений. До-
  статочно сослаться на перемены в производстве и распределении, прои-
  зошедшие со времен первой формулировки либерализма, а также на эф-
  фект, который подобные преобразования, обязанные науке и технологии,
  оказали на условия человеческой ассоциации.
   == Когда в 1948 году вышла эта книга, тем более году в 1935 когда была опубликована эта статья (куда под статьями девались даты написания?!...), из 1000 первых читателей сколько нашлось бы понимающих слова "условия человеческой ассоциации"?
   Если мы достаточно вразумительно представляем "перемены в производстве" с 1850 до 1950 года, то что такое перемены "в распределении"?! Если за 100 лет в 200 раз выросло число частных магазинчиков -это и есть "перемены в распределении"? ==
  
  Экспериментальный метод
  равнозначен признанию временной изменчивости идей и программ дей-
  ствий, вследствие которой последние вместо прежнего противостояния фак-
  там начинают сотрудничать с ними. Всякое иное воззрение играет на руку
  жесткому концептуализму и предполагает, что факты должны удовлетво-
  рять понятиям, формулируемым независимо от временной или историчес-
  кой изменяемости.
   == Хм... Если факты не удовлетворяют понятиям лиц во власти -тем хуже для фактов в лице граждан с улицы... Надо сажать граждан, а не болванов во власти которые сколько ни сожрут -всё им мало...
   И не имеет значения, что гражданин с улицы по поводу положения вещей может написать хотя бы 40 страниц ценных в научном отношении, а лица во власти за 30 лет, несмотря на то, что им информации доступно в 100 раз больше чем писателю или "писаке" с улицы, плюс наличие около власти до 50 " научных аналитических институтов " где кормятся до 5000 "научных аналитиков", после себя не оставят даже одной вразумительной статьи где хотя бы на 10 страницах описывалась ситуация созданная стареющими болванами в лице 50 главных олухов в Кремле...
  
   История России говорит, что лиц во власти нужно и сажать и расстреливать тысячами не только после очередной революции, но и после любой зачистки в Кремле...
   По той причине, что экономический застой России означает и её принципиальное военное ослабление. Наличие ядерного оружия ничего не решает если армия, для примера, оснащена 100 тысячами телег на конной тяге...
  
   Что такое 140 миллионов населения России против более миллиарда населения в Китае?... И ведь китайцы будут справедливы, если уничтожат начальников России как главных виновников уничтожения партии коммунистов и советской системы? Продолжатели антикоммунистического курса ещё более преступны, чем его закоперщики!!!...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"