Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Д.Дьюи -76

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  т -79
  
  
   Д.Дьюи Реконструкция в философии.
   Проблемы человека -79
  
  
  Они даже протестовали против финансирования войн с использованием обязательств
  и долгов, доход по которым поступал к частным лицам; по их мнению, вой-
  на должна оплачиваться в течение всей ее продолжительности из налогов
  на доходы богатеев.
  217
  К этому частному примеру я обратился лишь в порядке иллюстрации и
  для того, чтобы стало понятным, как далеко унесло лодку так называемой
  демократии Джефферсона от исходных идей и программ всех демократий
  возникавших позднее. Отклонение номинальной демократии от концепции
  жизни, которую действительно можно было охарактеризовать как демокра-
  тическую, произошло под влиянием так называемого примитивного инди-
  видуализма, который определяет свободу индивидов в понятиях неравен-
  ства, порожденного существующими экономико-юридическими институтами.
  
  Тем самым он делает исключительный акцент на тех природных спо-
  собностях личности, благодаря которым ей удается умножать свои денеж-
  ные и вещественные приобретения. Ведь наш нынешний материализм с
  его душной атмосферой, от которой страдает культурное развитие личнос-
  ти, есть неизбежный продукт раздувания экономической свободы немно-
  гих за счет всесторонней свободы большинства.
  
   == Но у этих немногих, попавших в ситуацию экономической свободы, не сокращены все другие свободы доступные большинству.
   Представим себе, что государство додумается ежегодно разыгрывать в лотерее 20 билетов по 3 миллиона долларов, надеясь, что кто выиграет -тот побежит заниматься развитием экономики...
   В условиях России за 10 лет выиграют 200 граждан. Строить заводики побегут от силы 7 человек? И только у 2 заводики будут умирать не меньше 24 месяцев и только у одного заводик умрёт через 60 месяцев. У остальных заводики умрут не готовыми даже на одну треть...
   И после этого как мы будем смотреть на людей, которые будут яростно доказывать, что теперь необходимо каждый год в лотерее разыгрывать по 100 билетов на 3 миллиона долларов?
  
   Стало быть всякие виды неравенства не зло порождённое чем-нибудь за прошлые 100 лет, а явление стихии "общественной мёртвой природы"... И надо вернуться к сознанию из 5 века "тебе способности и судьба даны или не даны Богом. Сиди и не рыпайся, если нищий и полуголодный. Почему кругом из 1000 таких как ты один всё-таки не голодный и почти не нищий? Он физически в 2 раза сильнее тебя и ещё на своём огороде делает за лето в 4 раза больше чем ты? Разве в этом виновато государство?! ==
  
  И, я повторяю, это ограни-
  чение действительной свободы является неотвратимым последствием не-
  равенства, которое возникает и не может не возникать в условиях функци-
  онирования финансового капитализма, закрепленного и поддерживаемого
  всеми институтами.
   == Вроде бы мои замечания обнулили этот раздел у господина Дьюи? ==
  
   III
  Идея гражданских свобод шаг за шагом развивалась по мере того, как
  идеалы либерализма вытесняли прежнюю практику политической автокра-
  тии, подчинявшую субъектов непредсказуемой воле властей предержащих.
  
  Скорее по традиции, нежели по реальным историческим основаниям, у анг-
  логоворящих народов ее происхождение ассоциируется с Magna Carta1* ( 1 Великая хартия вольностей (лат.).).
  Гражданские права были отчетливо сформулированы в Билле о правах, при-
  нятом Британским парламентом в 1689 году после изгнания Стюартов и окон-
  чательного свержения династической власти в стране. В период восстания
  американских колоний против метрополии в конституции многих штатов
  включались пункты, очень схожие со статьями Билля о правах. Они не
  содержались в Федеральной конституции, принятой в эпоху реакции про-
  тив более радикальных революционных идей; особенно их включению в
  Конституцию противился Гамильтон.
  
  Но для того чтобы обеспечить ее ратификацию несколькими штатами, в 1789 году в качестве первых десяти поправок к ней были добавлены конституционные гарантии гражданских прав.
  
  Однако в них входило лишь немногое сверх того, что представляет
  собой общие положения о правах граждан в Великобритании. Единствен-
  ными новшествами в наших конституционных гарантиях стали отказ пра-
  вительству в праве учреждать религию и больший акцент на праве индиви-
  дуума реализовывать свою свободу в самостоятельном выборе религиозного культа.
  
  В основном гражданскими правами, гарантируемыми индивидам
  218
  конституцией, были свободы прессы, мирных собраний и дискуссий, а так-
  же подачи прошений.
  
  Я совершил этот небольшой исторический экскурс, поскольку история
  может пролить больше света на нынешнюю неразбериху в сфере гражданс-
  ких прав. Последовательной социальной философии о различных правах,
  входящих в это понятие, до сих пор не существует.
  
  Как правило, господ-
  ствующая философия диктовалась страхом перед властью и организован-
  ной формой контроля, которым, как предполагалось, на роду написана враж-
  дебность по отношению к свободе индивидов.
  
  Поэтому одно из теоретичес-
  ких обоснований свободы совести, выбора культа, свободы высказываний
  (которой на практике оборачивается и свобода собраний) и информации
  строилось на базе теории естественных прав - прав, присущих индивиду до
  всякой политической организации и независимых от политического авторитета.
  
  С точки зрения данной теории такие права есть нечто вроде прав на
  "жизнь, свободу и стремление к счастью", о которых мы знаем по Деклара-
  ции независимости*. В них отражены те незыблемые внешние пределы, до
  которых могут простираться политические действия.
  
  Этот лейтмотив наиболее явно присутствует в последних двух пунктах
  поправок, составляющих Билль о правах, - пунктах, в которых отчетливо
  указывается на сохранение за несколькими штатами или народом в целом
  всех полномочий, отчетливо не делегируемых Конституцией Федерально-
  му правительству. Данная поправка к Конституции стала основанием для
  мнения большинства по вопросу о судьбе Сельскохозяйственного законо-
  дательства**, которое, таким образом, было признано неконституционным.
  
  На поверхностный взгляд может показаться, что между регулированием сель-
  ского хозяйства и правом, скажем так, на свободные суждения нет ничего
  общего. Однако теория о том, что политическая власть и индивидуальная
  свобода глубоко оппозиционны по отношению друг к другу, соединила эти
  две непохожие вещи.
  
  О противоположном направлении в теории гражданских свобод свиде-
  тельствует контраст между понятием "гражданские", с одной стороны, и
  понятиями "естественные" и "политические"-с другой.
  
  Термин "граж-
  данский" непосредственно увязывается с идеей гражданства. На этом осно-
  вании гражданские свободы объявляются такими свободами, которые при-
  надлежат гражданам как таковым и в равной степени отличаются от тех сво-
  бод, обладать которыми индивиду якобы положено по его природному ста-
  тусу, и политических прав вроде права голоса и занятия должностей. Со-
  гласно этой позиции оправданием для различных гражданских свобод слу-
  жит их вклад в благоденствие общества.
  
  Я уже мельком упоминал, что современное смятенное и сомнительное
  состояние гражданских свобод, даже в номинально демократических стра-
  нах, вроде нашей с вами, обусловлено конфликтом этих двух противопо-
  ложных понятий об основах и целях гражданских свобод. Ввиду все боль-
  ного усложнения общественных отношений и в связи с тем, что проблема
  поддержания существующего порядка оказывается все более трудноразре-
  219
  шимой, чисто индивидуальные притязания, что бы там ни утверждалось в
  официальной теории, на практике почти неотвратимо будут вынуждены ус-
  тупить дорогу общественным притязаниям.
  
  Ограниченность индивидуали-
  стической концепции гражданских свобод (скажем, свободы исследования
  и свободы дискуссии) и концепции laissez-faire по большей части объясняет
  ту легкость, с которой на практике нарушаются конституционные гарантии
  гражданских свобод, из-за чего их приходится отстаивать через суд.
  
  Уже стало банальной истиной то, что данные гарантии выходят в тираж, если
  нация участвует в какой-то войне. Это просто ярчайший пример того фак-
  та, что исключительно индивидуальные притязания едва ли обретут боль-
  шую поддержку, если вступят (или будут вынуждены вступить) в противо-
  речие с благоденствием общества в целом.
  
  Более того, гражданские свободы никогда не бывают абсолютными, а
  их точное значение в конкретных ситуациях не всегда бывает самоочевид-
  ным. Только философ-анархист может полагать, например, что свобода суж-
  дений включает в себя право подстрекать кого-либо к участию в убийстве,
  поджоге или грабеже. Поэтому в конкретных ситуациях значение гражданс-
  ких свобод определяется тем, как его истолкует суд.
  
  В решении всех вопро-
  сов, имеющих хотя бы общее отношение к политике и жизни общества, суды,
  как это печально известно, испытывают общественное давление и зависят
  от смены настроений в обществе, то есть от факторов исключительно вне-
  шних и связанных с образованием и политической принадлежностью судей.
  Эти обстоятельства слишком скоро решают судьбу гражданских свобод, иски
  по поводу которых имеют чисто индивидуалистическую подоплеку, если
  господа судьи склонны считать пользование ими опасным для обществен-
  ных целей, высоко ценимых самими судьями.
  
  Холмс и Брендис* примеча-
  тельны не столько своей отважной защитой гражданских свобод, а в гораздо
  большей степени тем фактом, что эта защита основывалась у них на несом-
  ненной ценности свободного исследования и свободной дискуссии для рос-
  та народного благосостояния, но отнюдь не на чем-то укорененном в инди-
  виде как таковом.
  Всякого, кто подходит к данной ситуации непредвзято, не особо удивит
  противоречие, которое так заметно в образе действий либералов школы
  laissez-faire. Они постоянно выступают против любых "вмешательств" со
  стороны правительства в свободное частное предпринимательство, но по-
  чти единодушно молчат в случае самых вопиющих нарушений гражданс-
  ких свобод, несмотря на то что на словах служат либеральной идее и откры- то превозносят Конституцию.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"