могуществом авторитета-сил, заинтересованных в сохранении ценнос-
тей, порожденных прошлым, с силами, явившимися для того, чтобы выз-
вать новую веру и новые образы человеческого единства. Это была также и
борьба между индивидуумами разных групп и классов - теми, которые
пользовались преимуществами, вытекавшими из данной им власти, под-
крепленной авторитетными полномочиями, и теми, которые считали себя
несправедливо отлученными от власти и благ, хотя полагали, что имеют на
них полное право.
Необходимость уладить спор между старым и новым,
создать ситуацию гармоничной стабильности, то есть сберечь устоявшиеся
институты и вместе с тем узаконить изменчивость, вытекающую из новых
требований и усилий индивидуумов,-эта потребность внутренне прису-
ща или является неотъемлемой частью самой жизни. В последние несколь-
ко веков необходимость форсировать подобное примирение заявляла о себе
в масштабах, беспрецедентных для истории человеческой культуры.
Философия, которая превращает это историческое, относительное противостоя-
ние в глубокий и стойкий конфликт между принципом авторитета и прин-
ципом свободы, будучи воспринятой как руководство к действию, способ-
ствует тому, чтобы мы видели в авторитете чисто ограничительный фактор
силы и чтобы наша свобода реализовывалась без всяких ориентиров. Эти
унылые характеристики в известной степени относятся и к нашей сегод-
няшней ситуации.
Позвольте мне кратко разъяснить, что имеется в виду, когда борьбой
номер один называется == оказывается == борьба сил, принадлежащих индивидууму и, в интересах индивидов как таковых, требующих примирения друг с другом.
С пси-
202
хологической и исторической точки зрения было бы неразумным отожде-
ствлять структуру индивида с элементами человеческой природы, которые
созданы для изменения и указывают на отличие одной личности от другой.
Сила привычки, которая вынуждает индивидов держаться за все, что офи-
циально было объявлено истинным, составляет основную и даже наиболе-
сильную сторону конституции индивидуумов. Включенные в активную кон-
ституцию личности, традиция и социальная норма естественным образом
начинают влиять на ее верования и действия.
== Главная сила -"удержаться на привычном месте"... ==
Силы, оказывающие такое вли-
яние и проявляющие авторитет, столь существенно и глубоко укоренены в
самих индивидуумах, что не рождают ни единой мысли или чувства относи-
тельно их внешнего и репрессивного характера. Их нельзя считать враждеб-
ными индивидууму, поскольку они пронизывают привычные убеждения и
цели личности, поддерживают ее и задают ей ориентир. Они ненавязчиво
обязывают ее к подчинению и завоевывают ее преданность.
Поэтому атака
на авторитетные инстанции, в которых воплощаются нормы и традиции,
встречает вполне понятное негодование индивидуума; она глубоко ненавис-
тна ему как атака на все самое сокровенное и истинное в нем самом.
== Самое "сокровенное и истинное" выражено фактом -через 15 лет результаты деятельности конкретного руководителя или самостоятельного исполнителя оказываются ниже, чем были перед тем как этот человек занял данную должность...
В России не редко бывало повышение по должности по причине достигнутых результатов... Но намного чаще повышение по должности происходило по причине развала порученного дела...
Пример. Зимой 1966 года в Комбинат бытового обслуживания населения начальником одной из мастерских широкого профиля забрёл некий условный Иванов который в прошлые годы успел побывать начальником в нескольких местах. Прошло полгода. Иванов с работы начальника сдулся... И наконец в мастерскую заявился гражданин, сдавший туда для ремонта мопед (такой велосипед с чахлым моторчиком...). В натуре от мопеда нашлась только рама...
Ни моторчика, ни колёс, ни слесаря выполнявшего ремонт обнаружить не удалось...
Я в социальных сетях за 5 лет видел до 20 постов "советское здравоохранение было лучшим в мире...". Но не видел ни одного поста "советские комбинаты бытового обслуживания были лучшими в мире".
Пример. Заказал фотографию. Поскольку сам тоже фотографией занимаюсь, то заметил что на снимке моя рожа занимает только 15% площади, остальное -изображение моего пиджака... Написал куда надо предложение везде в Свердловске поменять вывески "фотография" на "фотография пиджаков". Результат? Через 10 месяцев собаки из городской конторы бытового обслуживания пригласили меня принести им эту фотографию... ==
Ведь человек существует на земле куда больше тысячелетий, чем насчи-
тывает наша эра, и его почти всегда устраивали вещи в их неизменном виде.
Это верно даже в отношении тех общественных устройств, которые нам ка-
жутся своевольными воплощениями деспотической силы, поскольку на
протяжении бесчисленных веков человек тяготел к тому, чтобы наделять
божественным происхождением и волей все то, что само себе присвоило
авторитет давних традиций и норм. Вместо стремления к переменам индивидам
в гораздо большей степени был свойствен страх перед ними.
Даже имей мы все основания противопоставить друг другу авторитет и свободу,
стабильность и изменение, мы были бы вынуждены считаться с тем фактом,
что в течение длительного периода человеческой истории индивиды пред-
почитали авторитет и стабильность.
Это положение вещей нашло отражение и в теории.
Еще совсем недавно
все верили в идею, согласно которой авторитет существует от природы или
оттого, что за пределами природы, то есть от сверхъестественного. В лю-
бом случае считалось, будто он существует потому, что таково внутреннее
устройство вселенной и отдельного человека как части вселенной. В фило-
софии концепция, согласно которой общественный авторитет существует
от природы, была сформулирована Аристотелем.
В последующие эпохи эту
основополагающую идею воссоздали стоики в той полуидеалистической,
полуматериалистической форме, которая всегда была и по сей день остается
средством, с помощью которого идеи обретают сильнейшую власть над об-
щественным сознанием. Христианские философы Средневековья вновь ре-
ставрировали учение Аристотеля, но существенно пересмотрели его.
Абсолютный авторитет, считали они, нужно искать в сверхприродном Творце
природы и в Спасителе человечества, ибо только в них его пристанище. У
этого авторитета есть земной наместник, толкователь и посредник в лице
Богом основанной и обустроенной церкви.
== А куда же пропало понятие о "маленьких авторитетах на местах", начиная с епископов?! ==
203
Даже в эпоху подъема светских династических государств, явившегося
вызовом господству церкви, основополагающее учение не было подвергну-
то сомнению, а так и осталось стоять на своем, приняв этот вызов. Вся пре-
тензия светского государства состояла лишь в том, чтобы его тоже считали
существующим по праву, данному Богом или авторитетом, и чтобы его авто-
ритет, таким образом, признавали первичной инстанцией для всех забот этой
жизни в отличие от забот души в жизни предстоящей.
Даже в начале расцве-
та народных правительств жизнь старой идеи еще продолжалась, правда в
ослабленном варианте: теперь гласом Божьим был глас народа.
== В России после 1950 года стало наглядным и бесспорным что народ на деле состоит из тупого и нагловатого сброда болванов -крупных пьяниц, но мелких воров...
Если за прошлые 10 лет по России совершили 200 миллионов "мелких краж", то сколько всего украли? ==
Новая наука пыталась облегчить себе путь сквозь тернии, утверждая
что ее задача-вторить мыслям Господа Бога. Появление новых экономи-
ческих сил в свою очередь стало угрозой верховному авторитету существу-
ющих политических институтов. Однако новые экономические силы также
претендовали на право верховного авторитета-на том основании, что они
являлись кристальным и буквальным выражением природного закона, в про-
тивоположность политическим законам и институтам, которые были искус-
ственными и созданными людьми, в силу чего, собственно, и не могли при-
способиться к игре экономических сил.
Экономические силы в лице соб-
ственных представителей, аналитиков и посредников - известных эконо-
мистов и промышленников-заявляли о своей божественной прерогативе
осуществлять верховную власть над всеми земными делами человека. Эко-
номист, промышленник и финансист явились новыми претендентами на
древнее божественное право королей.
Вывод, который следует из этого краткого исторического обозрения и
который подтвердило бы всякое серьезное изучение данного предмета, со-
стоит в том, что отождествление индивида с силами, стихийно рождающи-
ми вариации и изменения, за вычетом тех сил, которые являются в структу-
ре индивида обыденными и консервативными, есть нечто новое и недавнее.
В целом это отождествление, эта идентификация служит выражением осо-
бенных, специфических исторических событий, которые можно обозначить
и свести воедино. Новые методы и заключения естественных наук, а также
их технологические воплощения в новых способах промышленного произ-
водства и обмена товаров и услуг оказались под контролем и возможным
ограничением со стороны официальных учреждений церкви и государства
- обладателей реального общественного влияния и претендентов на без-
раздельный и непогрешимый авторитет во всех разнообразных сферах че-
ловеческих устремлений.
В условиях данного конфликта новые силы в по-
рядке обороны и самооправдания провозгласили, что идея авторитета отно-
сится к сфере религиозной и политической власти, которая в штыки встре-
чает их свободные проявления, а также, что новые силы, и только они одни,
представляют и поддерживают интересы индивида и его свободы. Упомяну-
тая в начале моего выступления формула двух раздельных и независимых
сфер авторитета и свободы, где приоритет в случае сомнения отдается инди-
видууму и свободе, - эта формула всецело является продуктом данного