Конечно, это не вина учителей, что так много недавних выпускников
школы сегодня оказываются в трагическом состоянии неприкаянности, без
работы и без каких-либо видов на нее. Не вина учителей и то, что такое
большое количество молодых людей и девушек, еще обучающихся в выс-
шей школе и колледжах, пребывают в состоянии болезненного и обескура-
живающего неверия в будущее. Но в том, что столь многие из этих юных
личностей лишены интеллектуальной почвы и не могут уверенно стоять на
земле, в том, что они не имеют ощущения перспективы, без которой нет и
ориентиров, в том, что у них нет интуитивного видения причин экономичес-
кого и социального упадка и нет понятия о выборе цели, - во всем этом
виновата система.
== Как может на деле выглядеть система которая уже в текущем году чётко спланировала трудовые и учебные возможности для тех, скажем 50 000 на территории региона, кто закончит обучение только через 3 года? За три года одни уедут, другие сменят планы на обучение или работу... ==
Без сомнения, плохо не иметь работы. Но еще большее
зло, когда эти молодые люди обнаруживают, что не располагают и ключом к
тем обстоятельствам, в которых они живут, и в интеллектуальном и мораль-
ном смысле оказываются в проигрыше так же, как в смысле профессиональ-
ном и производственном.
Я вовсе не хочу сказать, что школам следует готовить молодежь к пони-
манию проблем, которыми удручены зрелые и опытные люди. Но я утверж-
даю, что образование, если это действительно образование, должно давать
молодым старт, подкрепленный неким единым представлением о типе того
мира, в котором они живут, о тенденциях, в которых он развивается, и роли,
которую им предназначено в нем сыграть.
Школы должны были бы снаб-
197
жать их своего рода интеллектуальным и нравственным ключом к совре-
менному им образу мира. Но мешанина из различных видов школьных заня-
тий, преследующих культурные, профессиональные и дисциплинарные цели
(которые, помимо того, еще и конфликтуют друг с другом), к тому же пре-
следующих эти цели при помощи методов, которые частично апеллируют к
индивидуальным способностям, а частично механизируют мысль и деятель-
ность индивидов, эта мешанина дает весьма слабую подготовку к встрече с
реалиями, стоящими сегодня перед молодежью.
В некоторых странах соче-
тание экономической незащищенности с недостатком интуитивного виде-
ния общественных сил и движений привело к тому, что молодые люди стали
самыми податливыми и горячими приверженцами фашизма. Нам повезет,
если нечто подобное не случится и здесь.
Сказанное мной носит общий характер. Но всякий, кто немало знает о
наших школах, может детализировать мои слова, обратившись, например, к
тому, как много времени и энергии учащихся по-прежнему уходит на про-
стое накопление информации и усвоение навыков механического типа. Бо-
лее того, информация, которую сперва зазубривают, а затем весьма слабо
помнят, отбирается вовсе не по какому-то особенному принципу; большая
ее часть доводится до учащихся лишь на том основании, что ее преподавали и раньше.
Для пересмотра всей ее структуры с целью отобрать и организо-
вать информацию таким образом, чтобы выпускники располагали ощуще-
нием важности изученного ими для современного мира, серьезных усилий
не предпринимается.
Что касается методов обучения, то важно иметь в виду, что первосте-
пенной потребностью каждой личности сегодня является способность мыс-
лить, навык видеть проблемы, соотносить с ними факты, применять идеи и
радоваться их работе. Если молодой человек или девушка выходят из шко-
лы, наделенные такой способностью, то все остальное со временем к этому приложится.
== Самое удивительное и примечательное то, что формально знающий эти проблемы человек оказывается не способным понять, что людей, "способных" в смысле этого абзаца, среди школьников никак не больше 0,1%, и до 3% попадают после школы в удачную ситуацию по разным внешним причинам (город более хороший для конкретного Джона, или родители и знакомые что-то знают либо с кем-то знакомы кто Джона пристроит на беззаботную работу.) Плюс какой-то процент для тех, кому "повезло потому что Джон в данное место пришел именно в эти два дня, а если бы на два дня раньше или позже, то получил бы отказ..." ==
Интеллектуально и нравственно они обретут себя. Но масса
вещей, подлежащих "заучиванию", хоронит под собою навыки самостоя-
тельного мышления.
== Тому кто после школы ищет себе работу или другую учёбу требуется физическая расторопность, а не какое-то "самостоятельное мышление". К чему это он должен его прикладывать если ему реально предстоит за 30 дней посетить 100 мест возможной работы? Пока он едет куда-то по объявлению во вчерашней газете -туда успеют приехать 3-43 других его ровесников...
В России до 1960 года даже в газетке самого паршивого райцентра не было объявлений " ищем работника без специальности". Надо было самому по райцентру находить и наездить под 50 километров за 3 дня чтобы спросить о работе в 7 -15 местах...
Там за месяц на 25 освободившихся рабочих мест набиралось до 300 искавших любую работу... Чтобы найти работу нужно было зайти в данное место в пределах только 2 дней за весь месяц.
Если я тут отработал больше 3 месяцев и собрался увольняться - я на работе скажу "всей бригаде". Если "бригада" 9 человек - у них прямых и дальних родственников в данном поселении от 5 до 30 человек. Плюс столько же просто знакомых. И если я знаю, что в поселении такой -то Иван ищет работу, или Иван когда-то меня просил сообщить ему что на предприятии место освободилось, -то ни один прохожий с улицы на эту работу не сможет устроиться... Мой знакомый устроится за 3 дня до моего увольнения!... ==
Благодаря пропаганде знаний подобного типа слиш-
ком многие наши граждане покидают школу, так и не выработав критичес-
кого отношения к вещам, и дрейфуют от одного плана или схемы к другим,
ориентируясь на самую громкую шумиху дня сегодняшнего. Большинство
тех, кто не поддался данной тенденции, обнаружили, что должны начать
свое образование сызнова.
В этой связи я могу сказать, что наша нынешняя
система страдает колоссальным недостатком возможностей для целенаправ-
ленного продолжения образования.
== Зачем "продолжать образование" если можно за 10 дней найти работу посетив 70 мест и наездив -нашагав 150 километров по городу размером 5 на 15 километров?! Опять родители должны много лет кормить сынка или дочку?! ==
Нисколько не умаляя сегодняшних ша-
гов в области "взрослого образования", скажем, что непрерывное обучение
тех, кто только что кончил школу, уже давно следовало сделать первосте-
пенной задачей государственной системы образования.
== От какого ума автор не пишет, что надо было сделать задачей -в течении 5 дней устраивать на работу каждого, кто согласен работать?! Куда американский автор засунул проблему безработицы в США? Если он тут о ней ни словом не упоминает, то значит советские описания безработицы "у капиталистов" были запредельной брехотнёй?
Когда-то советским придуркам на полном серьёзе сообщили, что в одном Нью-Йорке от голода каждый день "умирают тысячи человек"... ==
Связь между существующим общественным управлением школьной си-
стемой и ее образовательной деятельностью поистине невелика. Но нынеш-
198
ний характер этой связи фактически наносит ущерб подлинно образовательной
деятельности школ. В настоящее время школьные советы, если взять
страну в целом, представляют собой особый класс или группу в сообществе
и отнюдь не выражают интересов сообщества. Их члены считают, что они
наняты частными работодателями, подобно учительскому персоналу.
Это положение отражено в управленческой структуре школ.
С одной стороны, большого настоящего сотрудничества между представителями администрации и классными преподавателями не отмечается. Первые составляют
учебные курсы, готовят планы преподавания и утверждают методы обучения.
Преподаватели принимают порядок к сведению, и, по мере того
как они его усваивают, их инициатива в профессиональной сфере сходит на
нет и вся деятельность превращается в рутинную и механическую.
С другой стороны, администраторам в своей работе приходится сверх всякой меры
угождать желаниям того экономического класса, посланцы которого преобладают
в школьных советах как проводниках общественного влияния.
Теперь должно стать понятным, почему я не присоединяюсь к огульным
обвинениям учителей. Дефекты школы возникают от преломления в ее
сфере беспорядка и замешательства нашего общества. Она как в зеркале отражает
социальную бесцельность и пассивность и служит увековечению тех
общественных и экономических условий, в которых рождается сама.
Я не думаю, что педагоги и администраторы в этой ситуации бессильны. Нет сегодня
более значимого явления, чем мнение смелых и разумных педагогов о
том, что школа несет определенную долю ответственности за развитие перестраиваемого общественного порядка. Это убеждение необходимо как для
прогресса общества, так и для прогресса образования.
Но оно вызвало волну поношений в газетах, особенно принадлежащих тресту Херст пресс*.
Кроме того, на него отреагировали репрессивным законодательством.
Все, кто участвовал в подобных движениях, несут огромную ответственность за
создание еще большего социального хаоса. В то самое время, когда понимание
широчайшего спектра общественных вопросов-политических и экономических
- оказывается настоятельно необходимым, находятся люди,
старающиеся уменьшить даже ту долю социальной рассудительности, которой
мы обладаем сейчас.
"После меня хоть потоп"**, а пока да пребудет
власть моя-это их принцип действия в той же мере, в какой он был присущ
всем королям династии Бурбонов.
8. Авторитет и противодействие социальным переменам
Последние четыре века непрерывно нарастает бунт против господства
авторитетов***-сначала против форм его выражения, затем против самого
его принципа. Ни одна из его значимых форм не осталась неуязвимой для
обвинений.