Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Д.Дьюи -71

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  т -71
  
  
   Д.Дьюи Реконструкция в философии.
   Проблемы человека -71
  
  
  Конечно, это не вина учителей, что так много недавних выпускников
  школы сегодня оказываются в трагическом состоянии неприкаянности, без
  работы и без каких-либо видов на нее. Не вина учителей и то, что такое
  большое количество молодых людей и девушек, еще обучающихся в выс-
  шей школе и колледжах, пребывают в состоянии болезненного и обескура-
  живающего неверия в будущее. Но в том, что столь многие из этих юных
  личностей лишены интеллектуальной почвы и не могут уверенно стоять на
  земле, в том, что они не имеют ощущения перспективы, без которой нет и
  ориентиров, в том, что у них нет интуитивного видения причин экономичес-
  кого и социального упадка и нет понятия о выборе цели, - во всем этом
  виновата система.
   == Как может на деле выглядеть система которая уже в текущем году чётко спланировала трудовые и учебные возможности для тех, скажем 50 000 на территории региона, кто закончит обучение только через 3 года? За три года одни уедут, другие сменят планы на обучение или работу... ==
  
  Без сомнения, плохо не иметь работы. Но еще большее
  зло, когда эти молодые люди обнаруживают, что не располагают и ключом к
  тем обстоятельствам, в которых они живут, и в интеллектуальном и мораль-
  ном смысле оказываются в проигрыше так же, как в смысле профессиональ-
  ном и производственном.
  
  Я вовсе не хочу сказать, что школам следует готовить молодежь к пони-
  манию проблем, которыми удручены зрелые и опытные люди. Но я утверж-
  даю, что образование, если это действительно образование, должно давать
  молодым старт, подкрепленный неким единым представлением о типе того
  мира, в котором они живут, о тенденциях, в которых он развивается, и роли,
  которую им предназначено в нем сыграть.
  
  Школы должны были бы снаб-
  197
  жать их своего рода интеллектуальным и нравственным ключом к совре-
  менному им образу мира. Но мешанина из различных видов школьных заня-
  тий, преследующих культурные, профессиональные и дисциплинарные цели
  (которые, помимо того, еще и конфликтуют друг с другом), к тому же пре-
  следующих эти цели при помощи методов, которые частично апеллируют к
  индивидуальным способностям, а частично механизируют мысль и деятель-
  ность индивидов, эта мешанина дает весьма слабую подготовку к встрече с
  реалиями, стоящими сегодня перед молодежью.
  
  В некоторых странах соче-
  тание экономической незащищенности с недостатком интуитивного виде-
  ния общественных сил и движений привело к тому, что молодые люди стали
  самыми податливыми и горячими приверженцами фашизма. Нам повезет,
  если нечто подобное не случится и здесь.
  
  Сказанное мной носит общий характер. Но всякий, кто немало знает о
  наших школах, может детализировать мои слова, обратившись, например, к
  тому, как много времени и энергии учащихся по-прежнему уходит на про-
  стое накопление информации и усвоение навыков механического типа. Бо-
  лее того, информация, которую сперва зазубривают, а затем весьма слабо
  помнят, отбирается вовсе не по какому-то особенному принципу; большая
  ее часть доводится до учащихся лишь на том основании, что ее преподавали и раньше.
  
  Для пересмотра всей ее структуры с целью отобрать и организо-
  вать информацию таким образом, чтобы выпускники располагали ощуще-
  нием важности изученного ими для современного мира, серьезных усилий
  не предпринимается.
  
  Что касается методов обучения, то важно иметь в виду, что первосте-
  пенной потребностью каждой личности сегодня является способность мыс-
  лить, навык видеть проблемы, соотносить с ними факты, применять идеи и
  радоваться их работе. Если молодой человек или девушка выходят из шко-
  лы, наделенные такой способностью, то все остальное со временем к этому приложится.
   == Самое удивительное и примечательное то, что формально знающий эти проблемы человек оказывается не способным понять, что людей, "способных" в смысле этого абзаца, среди школьников никак не больше 0,1%, и до 3% попадают после школы в удачную ситуацию по разным внешним причинам (город более хороший для конкретного Джона, или родители и знакомые что-то знают либо с кем-то знакомы кто Джона пристроит на беззаботную работу.) Плюс какой-то процент для тех, кому "повезло потому что Джон в данное место пришел именно в эти два дня, а если бы на два дня раньше или позже, то получил бы отказ..." ==
  
  Интеллектуально и нравственно они обретут себя. Но масса
  вещей, подлежащих "заучиванию", хоронит под собою навыки самостоя-
  тельного мышления.
   == Тому кто после школы ищет себе работу или другую учёбу требуется физическая расторопность, а не какое-то "самостоятельное мышление". К чему это он должен его прикладывать если ему реально предстоит за 30 дней посетить 100 мест возможной работы? Пока он едет куда-то по объявлению во вчерашней газете -туда успеют приехать 3-43 других его ровесников...
   В России до 1960 года даже в газетке самого паршивого райцентра не было объявлений " ищем работника без специальности". Надо было самому по райцентру находить и наездить под 50 километров за 3 дня чтобы спросить о работе в 7 -15 местах...
  
   Там за месяц на 25 освободившихся рабочих мест набиралось до 300 искавших любую работу... Чтобы найти работу нужно было зайти в данное место в пределах только 2 дней за весь месяц.
   Если я тут отработал больше 3 месяцев и собрался увольняться - я на работе скажу "всей бригаде". Если "бригада" 9 человек - у них прямых и дальних родственников в данном поселении от 5 до 30 человек. Плюс столько же просто знакомых. И если я знаю, что в поселении такой -то Иван ищет работу, или Иван когда-то меня просил сообщить ему что на предприятии место освободилось, -то ни один прохожий с улицы на эту работу не сможет устроиться... Мой знакомый устроится за 3 дня до моего увольнения!... ==
  
  Благодаря пропаганде знаний подобного типа слиш-
  ком многие наши граждане покидают школу, так и не выработав критичес-
  кого отношения к вещам, и дрейфуют от одного плана или схемы к другим,
  ориентируясь на самую громкую шумиху дня сегодняшнего. Большинство
  тех, кто не поддался данной тенденции, обнаружили, что должны начать
  свое образование сызнова.
  
  В этой связи я могу сказать, что наша нынешняя
  система страдает колоссальным недостатком возможностей для целенаправ-
  ленного продолжения образования.
   == Зачем "продолжать образование" если можно за 10 дней найти работу посетив 70 мест и наездив -нашагав 150 километров по городу размером 5 на 15 километров?! Опять родители должны много лет кормить сынка или дочку?! ==
  
  Нисколько не умаляя сегодняшних ша-
  гов в области "взрослого образования", скажем, что непрерывное обучение
  тех, кто только что кончил школу, уже давно следовало сделать первосте-
  пенной задачей государственной системы образования.
   == От какого ума автор не пишет, что надо было сделать задачей -в течении 5 дней устраивать на работу каждого, кто согласен работать?! Куда американский автор засунул проблему безработицы в США? Если он тут о ней ни словом не упоминает, то значит советские описания безработицы "у капиталистов" были запредельной брехотнёй?
   Когда-то советским придуркам на полном серьёзе сообщили, что в одном Нью-Йорке от голода каждый день "умирают тысячи человек"... ==
  
  Связь между существующим общественным управлением школьной си-
  стемой и ее образовательной деятельностью поистине невелика. Но нынеш-
  198
  ний характер этой связи фактически наносит ущерб подлинно образовательной
  деятельности школ. В настоящее время школьные советы, если взять
  страну в целом, представляют собой особый класс или группу в сообществе
  и отнюдь не выражают интересов сообщества. Их члены считают, что они
  наняты частными работодателями, подобно учительскому персоналу.
  Это положение отражено в управленческой структуре школ.
  
  С одной стороны, большого настоящего сотрудничества между представителями администрации и классными преподавателями не отмечается. Первые составляют
  учебные курсы, готовят планы преподавания и утверждают методы обучения.
  Преподаватели принимают порядок к сведению, и, по мере того
  как они его усваивают, их инициатива в профессиональной сфере сходит на
  нет и вся деятельность превращается в рутинную и механическую.
  
  С другой стороны, администраторам в своей работе приходится сверх всякой меры
  угождать желаниям того экономического класса, посланцы которого преобладают
  в школьных советах как проводниках общественного влияния.
  
  Теперь должно стать понятным, почему я не присоединяюсь к огульным
  обвинениям учителей. Дефекты школы возникают от преломления в ее
  сфере беспорядка и замешательства нашего общества. Она как в зеркале отражает
  социальную бесцельность и пассивность и служит увековечению тех
  общественных и экономических условий, в которых рождается сама.
  
  Я не думаю, что педагоги и администраторы в этой ситуации бессильны. Нет сегодня
  более значимого явления, чем мнение смелых и разумных педагогов о
  том, что школа несет определенную долю ответственности за развитие перестраиваемого общественного порядка. Это убеждение необходимо как для
  прогресса общества, так и для прогресса образования.
  
  Но оно вызвало волну поношений в газетах, особенно принадлежащих тресту Херст пресс*.
  Кроме того, на него отреагировали репрессивным законодательством.
  
  Все, кто участвовал в подобных движениях, несут огромную ответственность за
  создание еще большего социального хаоса. В то самое время, когда понимание
  широчайшего спектра общественных вопросов-политических и экономических
  - оказывается настоятельно необходимым, находятся люди,
  старающиеся уменьшить даже ту долю социальной рассудительности, которой
  мы обладаем сейчас.
  
  "После меня хоть потоп"**, а пока да пребудет
  власть моя-это их принцип действия в той же мере, в какой он был присущ
  всем королям династии Бурбонов.
  
   8. Авторитет и противодействие социальным переменам
  
  Последние четыре века непрерывно нарастает бунт против господства
  авторитетов***-сначала против форм его выражения, затем против самого
  его принципа. Ни одна из его значимых форм не осталась неуязвимой для обвинений.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"