Его руководство будет заключаться в интеллектуаль-
ном побуждении и наставлении, поощрении взаимоотдачи и взаимоприятия
идей, а не в стороннем, официальном, непререкаемо авторитетном диктате
целей и методов образования. Он перестанет беспокоиться исключительно
о том, как ставить задачи перед другими, и будет искать способы вызвать в
них чувство интеллектуальной и нравственной ответственности.
== Откуда известно, что у разных людей это чувство одинаковое как мундир у военных? ==
В третью очередь администратор начнет осознавать, что образование
взрослых людей также является частью его работы не потому, что он
мог бы обеспечить для взрослых классы и лекции, хотя и это оказалось бы
полезным, а потому, что только в том случае, если широкие слои общества
смогут постичь значение и возможности творческого образования молоде-
жи, такое образование возымеет поистине живительный эффект.
== В одной ли России у "широких слоев" воспоминание о школьных годах вызывает или отвращение или острое возмущение... Сколько учителей в России за 70 лет убиты в России. Вспомним краснодарца Хмару, несовершеннолетнего, которого расстреляли в 1956 году за убийство учительницы... ==
Он пой мет, что общественное обучение есть именно обучение общества: прямое,
когда руководитель инструктирует педагогов и учеников в школе, и еще
опосредованное, когда он посвящает других людей в свои идеалы и стан-
дарты, заражая их собственным стремлением и стремлением своего персо-
нала использовать личный интеллект и свойства характера для реформиро-
вания общества.
== Утопия... Простительная в 17 веке. Но в 1948 году?! В США?! ==
5. Учитель и его мир
I
Что следует делать учителям-опережать свое время или отставать от
него? Возможно, что кто-то, склонный рассуждать логически, выступит против
такой постановки вопроса. Он укажет, что есть и иная альтернатива-
учителя могут идти вровень со временем, а не быть впереди или позади
него.
Стоит задуматься: не является ли этот средний курс мудрейшим из
курсов, которого и следует держаться учителю? Мысль, кажется, разумная.
Но она страдает фатальной ущербностью. Как я уже где-то подчеркивал,
наше время само по себе неоднозначно. Оно представляет собою мозаику
противоречивых тенденций. Достаточно упомянуть пару-тройку известных
проблем. На каждом шагу нам приходится слышать об экономике дефицита
182
и экономике изобилия. Мы живем во времена, когда существует и та и другая
и между ними происходит борьба.
Если бы у нас не было изобилия, то
банки не лопались бы от денег, заводы не простаивали, хлопок не пришлось
бы, зарывать в землю, скот не подлежал бы уничтожению. И если бы не было
дефицита во всем, то миллионы людей не остались бы без работы, двадцать
или более миллионов не жили бы за счет государственной и частной благо-
творительности, не закрывались бы школы, росла бы численность учащих-
ся в классах, исчезла бы внушительная сфера социального обеспечения.
Кроме того, мы живем еще и в такую эпоху, когда личные и государствен-
ные цели и способы действия также находятся в конфликте друг с другом.
Для разъяснения понятия "личный" сошлюсь на бескомпромиссный инди-
видуализм м-ра Гувера*. Для разъяснения понятия "государственный" ука-
жу на тот факт, что сам м-р Гувер в бытность свою президентом организовал
финансовую корпорацию реконструкции и иные ведомства для реализации
государственных мер, призванных сдержать волну депрессии.
И он, и все те, кто вместе с ним придавал большое значение личной инициативе и личному руководству делом, признавали, что именно правительство должно
обеспечить возрождение и процветание нации. Подобные разногласия в по-
нимании индивидуального типичны для ситуации того времени.
Позвольте
привести еще один пример, близкий к сфере деятельности учителей. В на-
шей стране реализуется принцип государственного образования. Следуя дан-
ной цели, мы не более чем за период созревания одного поколения увеличи-
ли число учащихся высшей школы и колледжей в пять или шесть раз.
С другой стороны, молодые люди, которых мы обучили в этих учреждениях,
сегодня оказываются в значительной мере лишенными возможности приме-
нить свою подготовку. Они не могут найти работу.
Говорит ли подобное положение вещей о какой-либо логичности и уравновешенности в эпоху, когда живут наши учителя?
Из сказанного напрашивается вывод, что для нашего времени характер-
на некая разболтанность и что учителя не в силах уклониться, даже если
они и будут пытаться это сделать, от определенной обязанности придать
ему надлежащий характер.
== Учителя могут что-то менять в лучшую сторону в характере прошлого или будущего десятилетия? А текущее десятилетие прокатится по ним как вагоны поезда? ==
Они могут, подобно Гамлету, видеть в нем окаян-
ное зло или, напротив, увидеть шанс. Но от ответственности им никуда не
уйти. Плыть по течению - это просто трусливый вариант выбора. Я не
пытаюсь диктовать педагогам, на какие противоречивые тенденции нашего
времени им следует равняться, хотя и располагаю собственными убеждени-
ями на сей счет.
Я только хочу подчеркнуть, что конфликт-вот он, здесь, и
что педагоги, само собой, разумеется, действуют на стороне той или иной
участвующей в нем группы сил. Вопрос лишь в том, как они действуют -
слепо, непроизвольно или разумно и решительно. Если учитель консервати-
вен и склонен связывать свое предназначение с силами, которые лично мне
кажутся реакционными и в конце концов способными усугубить нынеш-
ний хаос, пусть он, так и быть, делает это разумно, ознакомившись с ситуа-
цией и сделав осознанный выбор на базе такого вдумчивого изучения. То же
самое относится к либералу и радикалу.
== Что останется в России от школьного образования, если отменить его централизацию на уровне программных ориентиров?
И где именно в России честные книги о результатах применения тех или иных программных ориентиров хотя бы в школьном образовании? Что на самом деле понимают в сути образования те российские плебеи которые истерически надрываются в вопле "раз мы первые запустили спутник, значит у нас лучшее в мире образование!"?!
Уровень технических знаний в стране не имеет никакого отношения к уровню образования. Технические знания относятся не к образованию, а к технологии. Например, есть полузабытая технология "ручное шитьё сапог". Которую успешно освоил писатель Лёв Толстой.
В 1980 году в России практически всех наличных "инженеров", кроме 1500 человек, можно было заменить "техниками" (кончившими техникумы) со стажем работы от 3 до 10 лет... Целая армия дармоедов изображала "инженеров".
Никто благоразумно не задавался вопросом какой процент инженеров заново сдал бы все инженерские экзамены через 10 лет после получения диплома... ==
183
При данном положении вещей, насколько я его понимаю, желательно,
чтобы у педагогов и родителей и у всех тех, кто ответствен за осуществле-
ние образования, выработалось именно подобное разумное понимание об-
щественных сил и движений нашей эпохи, а также той роли, которую пред-
стоит сыграть образовательным учреждениям.
== Если в россиянской эпохе "сил и движений" можно насчитать больше 15, то сколько учителей из каждых 100 тысяч сможет "разумно понимать ситуацию"?
Или россиянское общество и государство прекрасно обходятся без "сил и движений"?! ==
Это выполнимо только в том случае, если учителя сознают свое общественное назначение.
Полагаю, некоторых преподавателей возмутит, что столько места заняло обсуждение
общих вопросов. К сожалению, учителя порой так устроены, что им хочется
готовых указаний, чего-то конкретного.
Но разве не верно, что понимание
движущих сил, их направлений и пункта, на который они сориентированы,
является первейшим основанием разумного решения и действия? Какая
польза человеку от того, что он делает то или другое конкретное дело, если
у него нет ни четкого представления о причине, по которой эти дела делают-
ся, ни четкого представления о том, как они скажутся на уже сложившихся
реалиях, или о цели, которая должна быть достигнута?
Самое конкретное
дело, на которое в первую очередь способны учителя, является довольно
общим. Прежде всего необходимо постичь, в каком именно мире мы живем;
обозреть действующие в нем силы; увидеть противостояние сил, претенду-
ющих на господство; составить представление о том, какие из этих сил при-
шли из прошлого и уже не найдут себе места в могучем потенциале совре-
менного мира, а какие обещают лучшее и счастливое будущее.
== Маниловские бредни, однако... ==
Учитель, вооруженный отчетливыми представлениями по данным вопросам, не очень
затруднится и в том, чтобы открыть для себя, чего еще конкретно требует
осуществление решений, к которым он уже пришел. Джастис Холмс сказал
однажды, что теория-это самая практическая в мире вещь. Данное положение
в высшей степени верно в отношении социальной теории, частью
которой является теория образования.
II
На первый взгляд может показаться абсурдным высказывание, что учи-
теля должным образом не организованы. Многие учителя, особенно в боль-
ших заведениях, пожалуй, чувствуют даже, что они организованы с избыт-
ком. У них есть классные организации, организации по единому предмету и
общие организации-города, штата, страны.
Если и имеется в этом какая-
то недостаточность, то уж никак не в числе и разнообразии организаций.
== Тут вам не Россия после 1917 года... ==
Но они существуют для определенных целей, а не для самих себя. Недоста-
ток надлежащей организации проявляется в отсутствии соответствующих
целей и работы ради этих целей.
Одни из имеющихся ассоциаций служат для объединения учителей, для
их знакомства друг с другом и культивирования профессионального духа.