Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Д.Дьюи -65

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  т -65
  
  
   Д.Дьюи Реконструкция в философии.
   Проблемы человека -65
  
  
  Его руководство будет заключаться в интеллектуаль-
  ном побуждении и наставлении, поощрении взаимоотдачи и взаимоприятия
  идей, а не в стороннем, официальном, непререкаемо авторитетном диктате
  целей и методов образования. Он перестанет беспокоиться исключительно
  о том, как ставить задачи перед другими, и будет искать способы вызвать в
  них чувство интеллектуальной и нравственной ответственности.
   == Откуда известно, что у разных людей это чувство одинаковое как мундир у военных? ==
  
  В третью очередь администратор начнет осознавать, что образование
  взрослых людей также является частью его работы не потому, что он
  мог бы обеспечить для взрослых классы и лекции, хотя и это оказалось бы
  полезным, а потому, что только в том случае, если широкие слои общества
  смогут постичь значение и возможности творческого образования молоде-
  жи, такое образование возымеет поистине живительный эффект.
   == В одной ли России у "широких слоев" воспоминание о школьных годах вызывает или отвращение или острое возмущение... Сколько учителей в России за 70 лет убиты в России. Вспомним краснодарца Хмару, несовершеннолетнего, которого расстреляли в 1956 году за убийство учительницы... ==
  
  Он пой мет, что общественное обучение есть именно обучение общества: прямое,
  когда руководитель инструктирует педагогов и учеников в школе, и еще
  опосредованное, когда он посвящает других людей в свои идеалы и стан-
  дарты, заражая их собственным стремлением и стремлением своего персо-
  нала использовать личный интеллект и свойства характера для реформиро-
  вания общества.
   == Утопия... Простительная в 17 веке. Но в 1948 году?! В США?! ==
  
   5. Учитель и его мир
   I
  Что следует делать учителям-опережать свое время или отставать от
  него? Возможно, что кто-то, склонный рассуждать логически, выступит против
  такой постановки вопроса. Он укажет, что есть и иная альтернатива-
  учителя могут идти вровень со временем, а не быть впереди или позади
  него.
  
  Стоит задуматься: не является ли этот средний курс мудрейшим из
  курсов, которого и следует держаться учителю? Мысль, кажется, разумная.
  
  Но она страдает фатальной ущербностью. Как я уже где-то подчеркивал,
  наше время само по себе неоднозначно. Оно представляет собою мозаику
  противоречивых тенденций. Достаточно упомянуть пару-тройку известных
  проблем. На каждом шагу нам приходится слышать об экономике дефицита
  182
  и экономике изобилия. Мы живем во времена, когда существует и та и другая
  и между ними происходит борьба.
  
  Если бы у нас не было изобилия, то
  банки не лопались бы от денег, заводы не простаивали, хлопок не пришлось
  бы, зарывать в землю, скот не подлежал бы уничтожению. И если бы не было
  дефицита во всем, то миллионы людей не остались бы без работы, двадцать
  или более миллионов не жили бы за счет государственной и частной благо-
  творительности, не закрывались бы школы, росла бы численность учащих-
  ся в классах, исчезла бы внушительная сфера социального обеспечения.
  
  Кроме того, мы живем еще и в такую эпоху, когда личные и государствен-
  ные цели и способы действия также находятся в конфликте друг с другом.
  
  Для разъяснения понятия "личный" сошлюсь на бескомпромиссный инди-
  видуализм м-ра Гувера*. Для разъяснения понятия "государственный" ука-
  жу на тот факт, что сам м-р Гувер в бытность свою президентом организовал
  финансовую корпорацию реконструкции и иные ведомства для реализации
  государственных мер, призванных сдержать волну депрессии.
  
  И он, и все те, кто вместе с ним придавал большое значение личной инициативе и личному руководству делом, признавали, что именно правительство должно
  обеспечить возрождение и процветание нации. Подобные разногласия в по-
  нимании индивидуального типичны для ситуации того времени.
  
  Позвольте
  привести еще один пример, близкий к сфере деятельности учителей. В на-
  шей стране реализуется принцип государственного образования. Следуя дан-
  ной цели, мы не более чем за период созревания одного поколения увеличи-
  ли число учащихся высшей школы и колледжей в пять или шесть раз.
  С другой стороны, молодые люди, которых мы обучили в этих учреждениях,
  сегодня оказываются в значительной мере лишенными возможности приме-
  нить свою подготовку. Они не могут найти работу.
  
  Говорит ли подобное положение вещей о какой-либо логичности и уравновешенности в эпоху, когда живут наши учителя?
  
  Из сказанного напрашивается вывод, что для нашего времени характер-
  на некая разболтанность и что учителя не в силах уклониться, даже если
  они и будут пытаться это сделать, от определенной обязанности придать
  ему надлежащий характер.
   == Учителя могут что-то менять в лучшую сторону в характере прошлого или будущего десятилетия? А текущее десятилетие прокатится по ним как вагоны поезда? ==
  
  Они могут, подобно Гамлету, видеть в нем окаян-
  ное зло или, напротив, увидеть шанс. Но от ответственности им никуда не
  уйти. Плыть по течению - это просто трусливый вариант выбора. Я не
  пытаюсь диктовать педагогам, на какие противоречивые тенденции нашего
  времени им следует равняться, хотя и располагаю собственными убеждени-
  ями на сей счет.
  
  Я только хочу подчеркнуть, что конфликт-вот он, здесь, и
  что педагоги, само собой, разумеется, действуют на стороне той или иной
  участвующей в нем группы сил. Вопрос лишь в том, как они действуют -
  слепо, непроизвольно или разумно и решительно. Если учитель консервати-
  вен и склонен связывать свое предназначение с силами, которые лично мне
  кажутся реакционными и в конце концов способными усугубить нынеш-
  ний хаос, пусть он, так и быть, делает это разумно, ознакомившись с ситуа-
  цией и сделав осознанный выбор на базе такого вдумчивого изучения. То же
  самое относится к либералу и радикалу.
   == Что останется в России от школьного образования, если отменить его централизацию на уровне программных ориентиров?
   И где именно в России честные книги о результатах применения тех или иных программных ориентиров хотя бы в школьном образовании? Что на самом деле понимают в сути образования те российские плебеи которые истерически надрываются в вопле "раз мы первые запустили спутник, значит у нас лучшее в мире образование!"?!
   Уровень технических знаний в стране не имеет никакого отношения к уровню образования. Технические знания относятся не к образованию, а к технологии. Например, есть полузабытая технология "ручное шитьё сапог". Которую успешно освоил писатель Лёв Толстой.
   В 1980 году в России практически всех наличных "инженеров", кроме 1500 человек, можно было заменить "техниками" (кончившими техникумы) со стажем работы от 3 до 10 лет... Целая армия дармоедов изображала "инженеров".
  
   Никто благоразумно не задавался вопросом какой процент инженеров заново сдал бы все инженерские экзамены через 10 лет после получения диплома... ==
  183
  
  При данном положении вещей, насколько я его понимаю, желательно,
  чтобы у педагогов и родителей и у всех тех, кто ответствен за осуществле-
  ние образования, выработалось именно подобное разумное понимание об-
  щественных сил и движений нашей эпохи, а также той роли, которую пред-
  стоит сыграть образовательным учреждениям.
   == Если в россиянской эпохе "сил и движений" можно насчитать больше 15, то сколько учителей из каждых 100 тысяч сможет "разумно понимать ситуацию"?
   Или россиянское общество и государство прекрасно обходятся без "сил и движений"?! ==
  
  Это выполнимо только в том случае, если учителя сознают свое общественное назначение.
  
  Полагаю, некоторых преподавателей возмутит, что столько места заняло обсуждение
  общих вопросов. К сожалению, учителя порой так устроены, что им хочется
  готовых указаний, чего-то конкретного.
  
  Но разве не верно, что понимание
  движущих сил, их направлений и пункта, на который они сориентированы,
  является первейшим основанием разумного решения и действия? Какая
  польза человеку от того, что он делает то или другое конкретное дело, если
  у него нет ни четкого представления о причине, по которой эти дела делают-
  ся, ни четкого представления о том, как они скажутся на уже сложившихся
  реалиях, или о цели, которая должна быть достигнута?
  
  Самое конкретное
  дело, на которое в первую очередь способны учителя, является довольно
  общим. Прежде всего необходимо постичь, в каком именно мире мы живем;
  обозреть действующие в нем силы; увидеть противостояние сил, претенду-
  ющих на господство; составить представление о том, какие из этих сил при-
  шли из прошлого и уже не найдут себе места в могучем потенциале совре-
  менного мира, а какие обещают лучшее и счастливое будущее.
   == Маниловские бредни, однако... ==
  
  Учитель, вооруженный отчетливыми представлениями по данным вопросам, не очень
  затруднится и в том, чтобы открыть для себя, чего еще конкретно требует
  осуществление решений, к которым он уже пришел. Джастис Холмс сказал
  однажды, что теория-это самая практическая в мире вещь. Данное положение
  в высшей степени верно в отношении социальной теории, частью
  которой является теория образования.
  
   II
  На первый взгляд может показаться абсурдным высказывание, что учи-
  теля должным образом не организованы. Многие учителя, особенно в боль-
  ших заведениях, пожалуй, чувствуют даже, что они организованы с избыт-
  ком. У них есть классные организации, организации по единому предмету и
  общие организации-города, штата, страны.
  
  Если и имеется в этом какая-
  то недостаточность, то уж никак не в числе и разнообразии организаций.
   == Тут вам не Россия после 1917 года... ==
  
  Но они существуют для определенных целей, а не для самих себя. Недоста-
  ток надлежащей организации проявляется в отсутствии соответствующих
  целей и работы ради этих целей.
  Одни из имеющихся ассоциаций служат для объединения учителей, для их знакомства друг с другом и культивирования профессионального духа.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"