Она не вошла в кровь и плоть людей, в образ их повседневной жизни. Демокра-
тические формы свелись к парламенту, выборам и борьбе партий. В итоге
все происходящее, на мой взгляд, доказывает, что, пока демократический
образ мысли и действия не станет чертой человеческой личности, полити-
ческая демократия не будет стабильной.
Сама по себе она существовать не
может. Ей необходимо опираться на наличие демократических устоев во всех
сферах общественных отношений.
== И прежде всего главное место демократии - в сообществе служащих во всей системе государственных канцелярий... Государство -не огромная казарма и его канцелярии не проходные дворы чтобы там насаждалось держимордие захудалого полка на окраине государства...
Самоочевидно, что канцелярская демократия должна начинаться для меня после 3 х лет моей службы при условии, что я успел поработать в 3 отделах и достиг возраста 29 или 32 лет.
То, что я наверняка первый в мире сформулировал понятие о канцелярской демократии, особенно убийственно для оценки всемирного понимания сущности демократии. Сколько тысяч человек за прошлые 100 лет по всему миру могли бы от слова "демократия" перейти к конкретным видам её... ==
Отношения внутри образовательных ин-
179
статутов по важности следуют только за теми, которые царят в сфере произ-
водства и бизнеса, однако, возможно, не уступают и им.
== В сфере производства и бизнеса что-то решают люди, которые в основном свыше 7 лет занимаются производством и бизнесом и в итоге имеют в наличности миллиарды долларов.
Педагоги никогда не будут иметь в наличности даже по 50 миллионов долларов хотя бы у 10 педагогов на всю страну. ==
Теперь я вернусь к мысли о том, что данный особый вопрос, который
мы проанализировали, является одной стороной большой и глубокой про-
блемы. Не знаю, что сильнее должно нас заботить в этой стране сегодня,
чем пересмотр всей проблемы демократии и ее значений.
Ни ее пересмотр,
ни действия, которые за ним последуют, не могут ограничиться днем или
годом. Сама демократическая идея предполагает, что мышление и деятель-
ность -это сферы коллективного участия.
Если хотя бы что-нибудь из ска-
занного мной сыграет даже маленькую роль в развитии совместного иссле-
дования и экспериментирования в данной сфере демократической органи-
зации наших школ, то это будет осуществление моей величайшей надежды.
II
Вообще в связи с вопросом об организации образования уместно было бы рассмотреть и проблемы администрирования внутри государственных школ нашей страны, а также отношение людей к этим проблемам. Нет необходимости
настаивать, что данные проблемы комплексны и сложны. Они имеют как минимум три аспекта, в каждом из которых много внутренних неясностей и противоречий.
Во-первых,
это, так сказать, интеллектуально-профессиональный аспект.
Управляющие, главы, инспектора и т.д. осуществляют руководство образо-
вательным учреждением. Возможно, излишне писать курсивом слово "об-
разовательное". Но я сделал так, желая подчеркнуть, что значит интеллек-
туальный аспект ответственности и функции администратора.
Он-либо она - не просто участвует в воспитании ума и характера, а участвует та-
ким образом, который возлагает на него (на нее) особую интеллектуальную
ответственность. Разумеется, чувство ответственности, связанное с исклю-
чительным положением умственного лидера, может принять форму, кото-
рая только скомпрометирует цель,
Например, оно может принять форму чрез-
мерно детальной работы над всей структурой школьной программы или про-
паганды методов, предназначенных ко всеобщему исполнению. Даже если
идея ответственности не доводится до такого абсурда, случаев, когда учи-
тельский персонал принимает активное и совместное участие в выработке
плана образования, крайне немного.
== В условиях России жалкое качество школьных начальников косвенно говорит о жалком качестве вообще любых начальников в России. От Президента до заведующего хозяйством любой конторки на 50 человек...
Не могут люди подобного уровня что-то понимать в таких вещах как демократия или правопорядок или вот проблемы дальнейшего развития Конституции страны...==
Во-вторых,
руководители особо отягощены бременем проблем, входя-
щих в сферу личных взаимоотношений. Всякий, кому приходилось как-то
способствовать тому, чтобы гармоничные и конструктивные межличност-
ные отношения сохранялись в семейной жизни, может представить трудно-
сти, возникающие, когда дело идет о большом преподавательском коллек-
тиве, составленном из людей, которые имеют разный темперамент, получи-
ли разную квалификацию и находятся под властью разных воззрений на жизнь.
Но проблемы, связанные с личными взаимоотношениями препода-
180
вателей, образуют только часть всех проблем, которые вынужден решать
управляющий. Он должен поддерживать отношения сотрудничества с членами
школьного совета, взаимодействовать с налоговыми органами и политиками,
общаться с родителями, у которых разные взгляды и идеалы. Более того, зачастую
ему приходится улаживать не просто проблемные отношения, а серьезные
конфликты, так как у разных групп могут быть и совершенно противоположные
требования.
Управляющий-это посредник между педагогическим коллективом
и аудиторией учащихся. Он вынужден иметь дело с обоими, и счастье, если его
собственной личности удастся избежать тенденции к раздвоению. По крайней
мере, встречаются администраторы, "дипломатичные" и раболепные по
отношению к одной стороне и властные, деспотичные по отношению к другой.
== Автор в середине жизни некоторое время пытался лично создать школу "нового типа"... Интересно, он потом написал книгу о своей работе? Или на это у него сил ума не хватило? Зато на теоретические рассуждения сил ума у него много?!
На бумаге любые проекты выглядят замечательно. Потому что написав проект авторы не могут предсказать какие конфликты между какими людьми и по каким поводам случатся за первые 15 месяцев совместной деятельности хотя бы 20 нанятых в проект работников.
А что случится за 15 месяцев среди 200 работников... О-о-о... ==
В-третьих,
управляющий по сути своего предназначения обречен на то,
чтобы уделять внимание большому количеству деталей и шаблонов. Всегда
есть опасность столь полной его загруженности данным аспектом работы, что
два других, отягощенные этим бременем, могут утонуть. Такая опасность
особенно актуальна в рамках больших образовательных систем.
Деятельность
больших систем почти непроизвольно стремится к обособлению от
руководства. Напряженность делового и других факторов в них такова, что
управляться с интеллектуальными и нравственными проблемами
обучения приходится на расстоянии вытянутой руки. Безличные отношения
заступают на место личных и всегда реализуются механически.
В последнее
время данная тенденция усиливается, поскольку мощное влияние стандартов
и методов сферы бизнеса на общество затрагивает и все стороны
системы образования, и учителя теперь воспринимаются как своего рода
работники предприятия.
Я коснулся этих вполне очевидных вещей потому, что, на мой взгляд,
администратор может эффективно справляться со всем многообразием
данных проблем только в том случае, если он способен объединить
их в какую-то общую идею или план. Если он их дробит и пытается
решать по отдельности, то проигрывает.
== Вот почему есть мнение что любой руководитель в какой-то мере "дирижер" на своей должности.
И по этой причине ценность мемуаров руководителей равна нулю потому что внутри любых систем управления нет типовых ситуаций.
Любая система управления так же индивидуальна и не повторима, как любой отдельный человек. ==
Особенно важно, чтобы
концепция собственно образовательного аспекта работы гармонировала
у него с представлением об общественных последствиях управления как
внутри, так и вне школы.
== Утопическое желание... Ну-ка, приложим его всего к 1000 начальников. ==
В действительности разные аспекты работы управляющего имеют тен-
денцию противоречить друг другу, отчего положительные эффекты каждого
го порою даже сходят на нет. Единственный способ для администратора
избежать такой бестолковщины-это выработать отчетливое понятие о месте
и роли школы в происходящих в обществе локальных и общенациональных процессах.
Гармоничная интеграция действий достигается только на основе ясного
мировоззрения, твердо и смело воплощаемого на практике.
Первый шаг к такой интеграции-это разумное и прозрачное решение
основного вопроса.
Какова общественная функция школы-увековечение
наличных условий существования или участие в их реформировании? В ре-
шении этого вопроса управляющий может выступить как приспособленец.
Скажем, он будет всецело занят тем, чтобы как-то приноровиться к давле-
181
нию со стороны школьных советов, политиков, пеняющих в свою очередь
на взыскательных налогоплательщиков, и родителей.
== Если каждый советчик "не хуже знает", то пусть просится к начальнику в заместители на полгода, а затем безусловно отпашет начальником лет 15, даже если через год начал проклинать себя за то что взялся за подобное дело...
Особенно умиляют бабы и родители из "школьных советов"... ==
Если же он выберет
альтернативный вариант решения, то большинство его задач усложнится,
но лишь на таком пути он сможет служить делу образования. Ведь образова-
ние - это развитие, пусть ограниченное периодом взросления учащихся,
но даже в таком суженном смысле являющееся самым существенным разви-
тием общества.
Затем, в качестве второго шага, в зависимости от достигнутой управля-
ющим степени интеграции образовательной части его работы с вопросами
личностных и социальных отношений, в сферу которых ему неизбежно при-
ходится вторгаться, он и собственно школу станет рассматривать как сооб-
щество сотрудников.