Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Д.Дьюи -60

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  т -60
  
  
   Д.Дьюи Реконструкция в философии.
   Проблемы человека -60
  
  
  Наука как область школьной программы, все же ставшая таковой еще до
  общественных дисциплин, и по сей день в известной степени занимает в
  ней положение новичка. Естествознание вынуждено в борьбе искать себе
  какую-нибудь нишу в учебном расписании. Воюя за место, оно нередко на-
  талкивается на очень сильный отпор со стороны старого классического рас-
  порядка, предпочтение в котором отдается математике и литературе.
  
  В современной жизни естественные науки, безусловно, имеют более тес-
  ную связь со всем реально происходящим, с реальными человеческими отношениями,
  чем огромное множество дисциплин, существующих с незапа-
  мятных времен. Не будет преувеличением считать, что наука, выраженная в
  изобретениях и технологиях, в современном обществе является мощной си-
  лой, приводящей к социальным переменам и влияющей на форму челове-
  ческих отношений. Также не будет преувеличенным суждением то, что она
  революционным образом изменила условия, в которых люди сосуществова-
  ли друг с другом последние сто пятьдесят лет, и что с переходом от машинной
  эры к эре энергетики мы вправе ожидать еще больших перемен в обще-
  стве, обязанных науке.
  169
  
  И вновь - в связи с вопросом об изоляции учебного материала от жиз-
  ни, в то время как именно его связь с жизнью могла бы дать нам своего рода
  понимание общественных сил, единственно необходимое для подготовки
  студентов к разумному участию в поддержке и совершенствовании демок-
  ратии, - я спрашиваю: в какой мере преподавание науки ведется с учетом
  ее реальных и потенциальных общественных следствий, если возможности
  предоставляемые наукой человеку, уже оказали известную службу всеобще-
  му демократическому социальному благоденствию?
  
  Я знаю, что процесс
  преподавания очень существенно совершенствуется, но боюсь, что наука
  все еще преподносится в основном как отдельный, обособленный предмет и
  что до сих пор находятся люди, включая даже многих ученых, которые счи-
  тают, что такое чудесное явление, как "чистая" наука, покроется грязью,
  вступив во взаимодействие с общественной практикой. Однако, не ведая о
  подобном взаимодействии, студенты лишь в крайне скудной степени обре-
  тают понимание тех факторов, которые сегодня создают образ общества и
  которые способны его изменить.
  
  Я не сказал бы, что меня особо интересует вопрос выбора между комму-
  низмом и фашизмом. Боюсь, что чрезмерное внимание к этой теме может
  создать у людей чувство, будто рано или поздно нам придется сделать подобный выбор.
  
  Насколько я понимаю, свою надежду на долгую жизнь де-
  мократии мы должны подкреплять использованием тех огромных возмож-
  ностей, которые наука вручила нам в ознаменование эры не просто матери-
  ального изобилия и физической безопасности, но также и культурного ра-
  венства возможностей для каждого индивида развиться в полную силу.
  
  До тех пор, пока в наших школах не будут расценивать науку как союз-
  ницу в постижении сил, образующих современное общество, и, более того,
  пока в них не примутся думать над тем, как использовать ресурсы организо-
  ванного разума, каковым и является наука, в организованных обществен-
  ных действиях, перспективы демократии не станут безоблачными. Возмож-
  ности организованного разума используются и в современном обществе, но
  при таких политических и экономических условиях, которые не способству-
  ют поддержанию демократии.
  
  Если бы психология и физические науки уже
  хотя бы одному поколению привили способность систематически и целост-
  но понимать не просто как общество живет, но и как можно разумно управ-
  лять им, тогда я мог бы не беспокоиться о будущем демократии.
  
  Возможно, кому-то покажется, будто я забыл, что школа, в конце кон-
  цов, уделяет изрядную долю времени не только внедрению знаний, но и при-
  витию навыков. Не думаю, что, живя в обществе конкуренции и наживы, мы
  должны удивляться тому большому акценту, который в наших школах дела
  ется на усвоении информации или навыков. Однако можно сказать, что ук-
  лон в сторону технического обучения в той или иной форме (включая про-
  фессиональное) является, скажем, в последние сорок лет наиболее яркой
  чертой образования и что ни одна другая черта в настоящее время не прида-
  ет ему более цельной направленности.
  170
  
  На первый взгляд этот акцент на образовании, дающем технические на-
  выки или профессию, равно как и усиливающийся акцент на общественных
  науках и дисциплинах, можно счесть опровержением идеи об оторванности
  наших школ от современной жизни.
  
  Но вопрос в том, с какими сторонами и аспектами общественной жизни
  наиболее тесно увязывается все профессиональное направление. Сегодня
  оно, как это по большей части очевидно, стремится готовить молодых лю-
  дей к тому, чтобы они в дальнейшем получили работу и тем самым средство
  к существованию.
  
  Они могут иметь достаточно эффективную подготовку в
  техническом смысле, но тем не менее по-прежнему покидать школу с крайне
  слабым пониманием той роли, которую соответствующие производства или
  профессии играют в современной жизни общества, и того, как навыки и ре-
  месла, обретаемые людьми в школе, могли бы помочь демократии жить и развиваться.
   == Господин Дьюи в проблемах демократии понимает только слово "демократия"... ==
  
  На мой взгляд, поводом для в какой-то мере огорчительного суждения о
  нашей системе образования является тот факт, что, хотя у нас и есть специ-
  альные школы, которые называются "трудовые" и готовят лидеров для ра-
  бочих выступлений в современных условиях, этим нескольким особым шко-
  лам приходится вести тяжелейшую борьбу за выживание.
  
  Не кажется ли
  вам, что при истинно демократической системе образования, в подлинно
  демократическом обществе история труда, значение труда, возможности тру-
  да были бы важнейшей, неотъемлемой частью всего механизма образова-
  ния? Или, взяв иную сферу проблемы, как мы, например, отнесемся к тому
  факту, что профессиональная медицина крайне противится национализации
  сферы врачевания и переходу заботы о народном здоровье под контроль всего общества?
  
  Как объяснить тот факт, что в столь массовом порядке юрис-
  ты, получившие профессиональное и, надеемся, грамотное профессиональ-
  ное образование, во всякое время защищают интересы наиболее реакцион-
  ных политических и социальных сил в сообществе?
  
  Эти вопросы, по крайней мере, следует задавать, даже если мы не мо-
  жем на них ответить. Задавая их, мы, вероятно, можем быть уверены в том,
  что тенденция к усилению производственного, практического, техническо-
  го и профессионального образования еще далеко не переборола нашу волю
  ни к пониманию общественных сил и потребностей, актуальных в настоя-
  щее время, ни к пониманию того, как и что следует делать на пользу неиз-
  бывному прогрессу демократической жизни.
  
  В уже упомянутой нами лекции Хогбен говорит:
  "Профессиональная
  подготовка госслужащего или литератора не дает им никакого видения технических факторов, определяющих то общество, в котором они живут...
  Образование, получаемое ученым или инженером, оставляет их безразлич-
  ными к общественным последствиям собственных действий".
  
  Это очень
  сильные суждения. Они указывают на огромную брешь в нашей системе
  образования. Люди, активно работающие в общественной сфере, не способ-
  ны к прогнозированию, поскольку они не осознают, какие научно-техноло-
  гические тенденции формируют образ современного социума. С другой сто-
  171
  роны, образование среднестатистического ученого или инженера таково, что
  они не стремятся знать о социальных последствиях своей собственной деятельности.
  
  Выходит, что колоссальный запас знаний, достаточных для со-
  вершенствования общества уже сегодня, никого не интересует.
  
  В таком случае я ставлю следующий вопрос: а не педагогов ли это дело
  - обеспечить такое образование в школах, чтобы выпускаемая ими моло-
  дежь была готова вбирать в себя запасы знаний, способствующих обществен-
  ному прогрессу?
   == Автор хочет чтобы среднестатистический обучаемый, который в прошлые 10 лет тратил на собственно учебные занятия условные 125 часов в месяц, с завтрашнего дня по своей доброй воле стал тратить на 50 часов больше...
   А поскольку у обучаемых разные способности, то самоочевидно, что если 70% обучаемых усваивают данный материал за 500 часов, то есть группы, которым нужно 600, 800 и даже 1200 часов на усвоение... ==
  
  В Европе нынешнее недоверие народа к представительной власти час-
  тично выросло из ощущения людей, будто политики способны лишь краси-
  во говорить, замысловато писать и доказательно спорить, но, когда дело до-
  ходит до кризиса и необходимости что-то предпринимать, они оказываются
  несостоятельными.
  
  Возможно, стоит пожертвовать некоторой чистотой чи-
  стого знания, кое-где запятнав его сопряженностью с действием, если тем
  самым мы убережем свою страну от отвращения к политике и политикам,
  умеющим говорить и спорить, но не знающим, как выбрать верный подход к
  социальным проблемам, настоятельно требующим решения.
  
  Образование, если это образование в истинном смысле, способствует
  формированию убеждений. А это впоследствии отзовется разумным обще-
  ственным действием, поскольку формирование убеждений есть нечто весь-
  ма отличное от внушения идей, как, скажем, принятие разумной цели отлич-
  но от выстрела в воздух из дробового ружья наугад да еще в некой дымке, в
  надежде, что птичка так или иначе пересечется на лету с одной из дробинок.
  
  Между бесцельным обучением и обучением, сведенным к привитию догм
  и идеологической обработке, есть нечто среднее. Эта альтернатива-такой
  тип образования, когда материалы и методы, служащие усвоению знания,
  связаны с развитием чувства того, как делаются дела и как их можно было
  бы делать; при этом индивида не обременяют какой-то безусловной фило-
  софией, идущей от Карла Маркса, либо от Муссолини, либо от Гитлера, либо
  от кого-то еще, а приводят к такому осознанию современных обстоятельств,
  что из этой его социальной сознательности впоследствии рождается склон- ность к разумному действию.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"