Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Д.Дьюи -52

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  т -52
  
  
   Д.Дьюи Реконструкция в философии.
   Проблемы человека -52
  
  
  Со стороны все это выглядит как блестящая победа пессимистов. Но
  прежде чем смириться с таким выводом, мы должны убедиться в серьезно-
  сти того основания, на которое опирались оптимисты от идеализма.
  
  Оно сводилось к принципу, гласящему, что самые желанные из всех маячащих
  нам целей способен сделать явью лишь комплекс сил, объединяемых в по-
  нятии "природа". На практике вера в подобный принцип вела к того же рода
  результатам, что и одобрение политики бездействия там, где требовались
  усилия человеческого ума и воли.
  
  Никаких выводов мы не получим, пока не
  поймем, каким крахом и банкротством обернулась наша вера в политику
  бездействия-политику, позволившую некоему "автопилоту" в виде при-
  роды или естественного закона выполнять задачи, посильные, пожалуй, лишь
  разуму и воле человека. Мы не достигнем выводов, если не рассмотрим аль-
  тернативу этой вере.
  
  Что было бы, если бы мы согласились признать: атмос-
  фера мира между народами, а также дух свободы и экономической стабиль-
  150
  ности внутри стран должны быть плодом раскрепощенной и сплоченной
  воли людей? Политика, известная под термином laissez-faire*, в строго спе-
  циальном смысле имеет ограниченное применение. Но ее ограниченное и
  узкоспециальное значение лишь подчеркивает широкую распространенность
  веры в то, что безличные силы, в народе называемые природой, способны
  вершить дела, требующие человеческой интуиции, проницательности, це-
  лесообразного планирования.
  
  Не все люди прошлой эпохи были идеалистами. При этом сама идеали-
  стическая философия играла и позитивную роль, так как не препятствовала
  тем, кто, гордясь скорее своим реализмом, хотел влиять на события и их
  последствия, сообразуясь с выгодой для своего личного и классового положения.
  Согласованные и коллективные разум и воля не смогли внедриться в
  ситуацию, так как люди, имевшие в виду только собственные интересы, при-
  зывали их наспех и лишь на короткое время.
  
  Это привело к полному разру-
  шению и растрате природных ресурсов, росту социальной нестабильности
  и отдаче будущего в залог так называемому процветанию в преходящем и
  кратком настоящем. Если "идеалисты" заблуждались в том, чего они хоте-
  ли, но не смогли достичь, то "реалисты" были виноваты в том, что сделали.
  
  Если первые ошибочно полагали, что бездействие, движение по течению
  (будь оно с их точки зрения прогрессом или эволюцией) неизбежно приво-
  дит к лучшему, то вторые куда более сознательно вели деятельность вредо-
  носную, поскольку их требования доверять естественным законам, несом-
  ненно, отвечали мотивам личной и классовой выгоды.
  
  И первые, и вторые пренебрегли той истиной, что ни наука, ни техноло-
  гия не представляют собой безличной космической силы, а действуют толь-
  ко при участии человеческого желания, провидения, цели и усилия. Наука и
  технология-это сферы, в которых человек и природа сотрудничают друг с
  другом и где человеческий фактор абсолютно открыт изменению и управле-
  нию. Никому и в голову не придет отрицать, что в создании и применении
  средств, приборов и структур промышленности и торговли играют роль и
  человек, и физические условия.
  
  Но на практике, в отличие от этих длинных рассуждений, человека
  лишают ответственности за результаты того, что он создает и использует.
  Такая позиция повсеместно заставляет нас отказываться от участия в широ-
  комасштабном коллективном планировании.
   == Что это такое? Где оно было создано и проверено к 1948 году (когда это написано)? Где оно создано и проверено к 2021 году? ==
  
  Даже в условиях современно-
  го кризиса не проходит и дня, чтобы кто-нибудь не высмеял саму идею тако-
  го планирования, якобы рожденную в умах мечтательных профессоров или
  еще кого-то, равно несведущего в вопросах практики. Не существует ни од-
  ной успешной промышленной структуры, которая своим успехом не была
  бы обязана непрерывному планированию в рамках определенной отрасли -
  планированию с видами на прибыль,-поэтому все, что я изложил выше, еще
  ничего не говорит о том, какой ужасной ценой на тропе нестабильности и войны
  мы оплатили свою веру в политику бездействия.
  
  Мы отказались взять на себя ответственность за предвидение и плани-
  рование в вопросах внутренней и международной жизни, так как не пожела-
  151
  ли использовать в социальной сфере, сфере человеческих отношений, мето-
  ды наблюдения, истолкования и проверки, которые так привычны в работе
  над физическими материями и которым обязано покорение естественной
  природы. В конечном итоге мы получили состояние дисбаланса, полного
  нарушения равновесия между нашим физическим знанием и знанием соци-
  ально-нравственным.
   == В 2021 году в России моральная разница между приличными людьми и гражданами, которые получают зарплаты в Кремле не меньше, чем между людоедами 16 века и жителями Лондона в те времена... ==
  
  Этот дефицит гармонии сильнейшим образом усугуб-
  ляет нынешний кризис со всеми его трагическими чертами. Ведь физичес-
  кое познание и физические технологии намного превзошли социальное или
  гуманитарное знание и технику гуманитарных исследований. Наша неспо-
  собность исследовать вопросы, относящиеся непосредственно к человечес-
  кой сфере, с помощью научных методов, которые произвели революцию в
  познании природы, и позволила современному кризису царить на общественной сцене.
  
  Перемены в физической части мировоззрения произошли так быстро,
  что, возможно, нам и не следовало ждать того же от своих психологических
  и нравственных познаний. Но все-таки поразительно, что, когда кошмар вой-
  ны, социальная незащищенность и угрожающее положение демократичес-
  ких институтов уже продемонстрировали актуальность нравственных и ин-
  теллектуальных позиций и привычек, которые соответствовали бы новому
  состоянию мира, тем не менее была развязана явная кампания по представ-
  лению научного подхода этаким козлом отпущения, виновным в сегодняш-
  нем зле, насущным путем к спасению от которого якобы может быть только
  возврат к верованиям и практике донаучной, дотехнологической эры.
  
  Предпринимаемая время от времени организованная атака на науку и
  технологию, суть которых-материалистическая, а роль-та же, что прежде
  была у абстрактных нравственных предписаний (абстрактных потому, что
  они отлучали цели от тех средств, которые должны были к ним вести), опре-
  деляет проблему, с которой нам приходится иметь дело теперь.
  
  Податься ли нам назад или идти вперед, к открытию и использованию на практике тех средств, которыми наука и технология докажут свое основополагающее зна-
  чение для обеспечения благополучия человека? Непривычка применять на-
  учные методы для понимания человеческих отношений и интересов, а так-
  же для планирования тех мер и средств, которые играли бы в делах человека
  ту же роль, что технологии в физической сфере, имеет простое историчес-
  кое объяснение.
  
  Новая наука начала с предмета, наиболее удаленного от про-
  блем человека, а именно-со звезд на небе. Из астрономии новые методы
  направились одерживать победы в физике и химии. Много позже наука на-
  шла приложение в физиологической и биологической сферах. Ее успехам на
  каждом шагу сопутствовало известное сопротивление представителей тра-
  диционных институтов, считавших, что поддержка старых убеждений -
  это вопрос престижа, и чувствовавших, что их классовое господство нахо-
  дится под угрозой.
  
  В результате большинство работников науки сочло, что
  простейший способ обеспечить себе возможность проводить дальнейшие
  исследования-это согласиться на предельную специализацию. Тем самым
  они как бы говорили, что их методы и результаты, коль скоро они никак не
  152
  касаются серьезных нравственных интересов человека, не являются и не
  могут являться "опасными".
  
  Эта позиция в свою очередь помогла закрепить
  и увековечить традиционное противопоставление человека как такового всей
  остальной природе, а также углубить раскол между "материальным", с од-
  ной стороны, и моральным и "идеальным"-с другой.
  
  Поэтому, когда научное исследование, одержав почти полные победы в
  области астрономии и физики, а также частичные завоевания в сфере живой
  природы, двинулось в область человеческих вопросов и дел, те силы, кото-
  рые противились его предыдущим успехам, стали консолидироваться для
  финальной атаки на новый аспект науки, поистине имеющий первостепен-
  ное и высшее значение. По принципу, согласно которому лучшая защита-
  это нападение, уважение к науке и вера в ее перспективы были объявлены
  основным источником всех наших нынешних социальных недугов.
  
  В современной литературе, например в следующем пассаже, можно встретить та-
  кие снисходительные оценки: "Конечно, научный подход не стоит осуждать,
  хоть он и ведет зачастую к подобной катастрофе..."; из ближайшего контек-
  ста следует, что необычайная "катастрофа" мышления заключается в "ошиб-
  ках, ведущих к войне... и вытекающих из неверной теории истины".
  
  Поскольку эти "ошибки" порождаются верой в то, что научный метод приме-
  ним к анализу человеческой практики, равно как и физических фактов, то
  спасение, согласно автору, состоит в избежании "ошибочного использова-
  ния методов и результатов естественных наук в решении проблем челове-
  ческой жизни".
  
  Три особенности данного пассажа вполне характерны для подобной орга-
  низованной, активно действующей кампании. В нем, во-первых, содержит-
  ся утверждение, что катастрофы, подобные недавней войне, есть результа-
  увлеченности людей методами и выводами науки.
  
  Во-вторых, обвинять "ес-
  тественные" науки во вмешательстве в человеческие дела-значит тем са-
  мым признавать, что человек стоит вне и выше природы и поэтому нам надо
  вернуться к средневековой донаучной теории о сверхъестественных осно-
  вах и перспективах всей социальной и моральной проблематики.
  
  Наконец,
  в-третьих, в этом отрывке мы находим противоречащее фактам допущение
  о том, что в наше время научный метод уже серьезно и систематически ис- пользуется в решении коренных человеческих проблем.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"