вать приходу того мира, который Мэтью Арнольд справедливо назвал еще
не рожденным. Современной философии нечего и желать для себя лучшей
доли, чем участие в родовспоможении, к чему ее определил Сократ* двадца-
тью пятью веками ранее.
Январь 1946г.
Часть I
ДЕМОКРАТИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
1. Демократические убеждения и образование
Всего каких-нибудь пятьдесят лет назад даже наиболее дальновидные
люди не могли предугадать, какой ход примут последующие события. Осо-
бо примечательна участь надежд тех людей, которые имели самые широкие
виды на будущее: дальнейшее развитие событий, причем не без вмешатель-
ства посторонних сил, приняло ход, совершенно противоположный ожидаемому.
Неправота горячего и восторженного идеалиста прошлого века стала
столь очевидной, что ее место заняла другая крайность. Один писатель не-
давно даже предложил всем пессимистам объединиться в братство и жить
вместе в своего рода социальном оазисе. Можно без труда назвать все пара-
графы старой веры, оказавшиеся трагически несостоятельными в свете нового дня.
Первой в этом списке стоит надежда избежать войны. Ожидалось, что
революция, произошедшая в сфере коммерции и средств сообщения, разру-
шит барьеры, которые делали людей на земле чужими и враждебными друг
другу, и создаст атмосферу взаимной зависимости, способную в свою оче-
редь гарантировать длительный мир. Лишь крайний пессимист рискнул бы
предположить, что эта взаимозависимость только умножит количество тре-
ний и конфликтов.
Другой частью старой веры являлось представление о том, что револю-
ция, идущая в науке, должна привести к росту и распространению знаний,
за чем в свою очередь непременно последует прогресс просвещения и ра-
зумности во всех других областях. В силу долго господствовавшего убежде-
ния, согласно которому разумность и свобода тесно связаны друг с другом,
предполагалось, что борьба за институты демократии и народное управле-
ние, последовательно приведшая к английской, американской и французс-
кой революциям, продолжится до тех пор, пока свобода и равенство не ста-
нут основами политической власти в любой стране мира.
Времена всеобщего невежества и массовой безграмотности фактически
отождествлялись со временами деспотического, репрессивного государствен-
ного правления.
Таков третий параграф веры: все философы-обществоведы
были убеждены в том, что действия властей не могут не быть более или
менее деспотичными, что всякое проявление власти сродни искусственному
вмешательству в ход природных взаимодействий. Поэтому предполагалось,
149
что распространение знаний и демократических институтов должно спо-
собствовать постепенному, но неуклонному ослаблению сил политического
государства.
Считалось, что свобода глубоко укоренена в самой природе че-
ловека и по мере распространения рациональных знаний она сможет забо-
титься о себе сама при помощи лишь минимума политической воли, кото-
рый будет состоять в обеспечении внешнего правопорядка.
Еще одна статья старой веры-это всеобщая надежда на то, что огром-
ный, почти неоценимый рост производительности труда, связанный с про-
мышленной революцией, обязательно повлечет за собой подъем уровня жиз-
ни в целом до такой степени, что крайняя нищета практически исчезнет.
Предполагалось, что достойное экономическое существование, респектабель-
ное, как всякая жизнь в достатке, будет обеспечено каждому физически и
нравственно нормальному человеку.
Ход событий, высшей точкой которого явилась современная ситуация,
сам по себе, без помощи каких-либо искусных доказательств, ясно свиде-
тельствует о том, как жестоко должны были обмануться те, кто разделял эти
большие надежды.
Вопреки упованиям на всеобщий мир произошли две
войны мирового масштаба, разрушительной силе которых не было равных в
истории. Вместо того чтобы наблюдать постоянное и неуклонное развитие
равенства и демократических свобод, мы видим расцвет мощных тотали-
тарных государств с полным подавлением свободы совести и самовыраже-
ния, превзошедших самые деспотичные из известных истории режимов.
== Вот она, кровавая морда советского гада. В том числе в лице населения. За исключением, максимум 15 000 человек которые хотя бы в принципе могли бы по этой теме написать хотя бы 25 строчек... Остальное население в России -примерно 1,2 млрд. с учётом умерших, было идиотами. Не способными на темы добродушия или демократии написать даже 5 строчек... ==
В сфере законотворчества и юрисдикции-этих важнейших орудий обеспе-
чения того, чтобы свобода большинства была тверда и реальна,-сегодня
фактически возрастают масштабы и роль властного произвола.
Вместо упрочения экономической стабильности и приближения к победе над беднос-
тью мы имеем сегодня потрясающее усиление глубины и распространенно-
сти промышленного кризиса, в условиях которого все больше работников с
трудом находят себе применение.
== Довольно странное мнение если помнить что "кризисы" продолжаются от 3 до 7 лет... Вот когда они станут продолжаться больше 25 лет, тогда это замечание будет обоснованным... Сколько лет продолжается в России кризис организованный бандой путишистов? ==
Социальная нестабильность достигла такой точки, которая может стать началом революции, если этой тенденции не положить конец.
== За 70 лет (с 1950 года) сколько случилось революций? Будем считать за революцию только такие перемены, после которых через 25 лет уровень жизни в конкретной стране вырастает хотя бы на треть.
В этом смысле революция на Кубе оказалась бандитским переворотом. И что же из себя представляют кубинцы на Кубе сравнительно с кубинскими эмигрантами? То же, что папуасы 17 века сравнительно с тогдашними британцами? ==