Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Д.Дьюи -44

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  т -44
  
  
   Д.Дьюи Реконструкция в философии.
   Проблемы человека -44
  
  
  Интересы особенны
  и динамичны; для всякой конкретной общественной мысли они - естествен-
  ные понятия. Но отождествление с атрибутами мелочного эгоизма для них
  равноценно вечному проклятию. Ими можно пользоваться как понятиями
  жизненно важными только в том случае, если смотреть на эго как на про-
  цесс, в котором интерес служит именем для того, что способствует его
  дальнейшему движению вперед.
   == Стало быть надо посмотреть какая деятельность индивидуалистов не приводит к некоему "движению вперёд" в данной или другой, но реальной ситуации. Индивидуализм вполне может создать хапугу который тянет на себя все одеяла, какие смог ухватить...
   А что же такое коллективизм?! По какому поводу могут сразу договориться 2-3-22 человека, если имеется в виду что им придётся заниматься каким-то делом больше 8 часов? Разве поход туристов представляет из себя полезную для общества деятельность коллективистов? ==
  
  По той же логике развивался и старый диспут о том, с чего должны
  начинаться реформы - с индивида или с институтов.
  
  Когда эго трактуется
  как нечто самодостаточное, то сам бог велел отстаивать взгляд, согласно
  которому в рамках генеральной реформы важны лишь этические корректи-
  вы в рамках личности. Институциональные изменения относятся к разряду
  чисто внешних. Они могут прибавлять удобства и комфорта в жизни, но не
  в силах обеспечить нравственный прогресс.
  
  В результате бремя социального совершенствования перекладывается на свободную волю, хотя оно ей меньше всего по силам.
   == То есть тут автор имеет в виду "принудительную волю" в делах социального совершенствования.
   Это запредельная нелепость... ==
  
  Более того, такая ситуация благоприятствует обще-
  ственной и экономической пассивности. Индивидам предписывают зани-
  маться сосредоточенным нравственным самоанализом собственных добро-
  детелей и заслуг, игнорируя при этом специфику внешней среды. Мораль
  прекращает свои активные отношения с конкретными экономическими и
  политическими условиями.
  
  Будем же внутренне совершенствоваться, и пе-
  ремены в обществе сами произойдут в должное время - вот суть этого уче-
  ния. И пока святые увлечены самоанализом, землю заставляют вращаться
  крепкие телом грешники.
  
  Если же эго понимается как активный процесс, то
  123
  сразу становится очевидным, что социальные преобразования - единствен-
  но возможные средства добиться изменений и в сфере индивидуальности.
  
  В этом случае институты оцениваются с точки зрения их образовательного
  эффекта, а именно со ссылкой на то, какие типы личности они способны
  взрастить. Индивидуальная заинтересованность в личном нравственном со-
  вершенствовании совпадает с заинтересованностью общества в объектив-
  ном изменении экономических и политических условий.
  
  Вместе с тем исследование значений социальных механизмов обретает определенные цель
  и направленность.
  
  Нам теперь приходится ставить вопрос о том, какой осо-
  бый стимулирующий, воспитательный и поучительный эффект может иметь
  каждое конкретное общественное устроение. Это в корне ликвидирует изо-
  ляцию политики от морали, характерную для старых времен.
  
  Поэтому мы не можем довольствоваться общим положением о том, что
  общество и государство органично связаны с индивидом. Это вопрос осо-
  бых причинно-следственных отношений, вопрос о том, какую реакцию по-
  родит и как будет влиять именно данное общественное устройство на тех-
  чья жизнь проходит в его условиях.
  
  Раскрепощает ли оно способности че-
  ловека? Если да, то на многих ли это распространяется? Только ли на неко-
  торых, при неизбежном подавлении остальных, или данное свойство режи-
  ма отражается на всех и в равной степени? Направляется ли также та спо-
  собность, которая получает свободу, в какое-нибудь светлое русло, чтобы
  превратиться в реальную силу, или ее проявления являются спастическими
  и непостоянными?
  
  Поскольку здесь возможны самые разнообразные вари-
  анты ответов, то исследование данных вопросов должно быть детальным и
  конкретным. Становятся ли чувства людей более деликатными, тонкими и
  избирательными, или они притупляются и тускнеют в условиях той или иной
  формы социальной организации?
  
  Мудреют ли их головы настолько, что и
  руки становятся более ловкими и искусными? Пробуждается или увядает
  их любознательность? Какого она характера - чисто эстетическая и касает-
  ся только поверхностей и форм вещей или является также осмысленным
  интересом к их значениям?
  
  Подобные вопросы (как и более очевидные - о
  чертах, условно относимых к моральным) становятся отправными пункта-
  ми для исследований каждого института сообщества, если индивидуаль-
  ность признается не первозданным фактом, а явлением, формирующимся
  под влиянием ассоциированного образа жизни.
  
  Как и утилитаризм, такая
  теория подвергает всякую форму организации непрерывному и глубокому
  изучению и критике. Но, в отличие от первого, она не побуждает нас интере-
  соваться тем, как эта форма влияет на переживание страданий и удоволь-
  ствий уже сформированными индивидами, - она озабочена тем, что делает-
  ся для раскрепощения конкретных человеческих способностей и согласова-
  ния их друг с другом как прообразов эффективных общественных сил.
  
  Индивиды какого рода создаются в итоге - вот в чем ее главный вопрос.
  Тратить духовную энергию на ведение дискуссий о социальных пробле-
  мах с использованием концептуальных обобщений противоестественно. Как
  далеко зашел бы в своих успехах биолог или врач, если бы при рассмотре-
  124
  нии вопроса о дыхании дискуссия специалистов свелась к обмену понятия-
  органа и организма, - когда одна сторона, например, полагает, будто ды-
  хание можно познать и осмыслить, если настаивать на том, что оно присуще
  индивидуальному телу и поэтому есть феномен "индивидуальный", в то вре-
  мя как противная сторона упорствует в том, что дыхание - это просто одна
  из функций во взаимодействии одного организма с другими, и потому ее
  можно познать и осмыслить только относительно всех иных функций, тол-
  куемых в столь же общей или огульной манере?
  
  Оба этих предположения одинаково верны и одинаково бессмысленны.
  
  Поистине же насущными яв-
  ляются конкретные исследования всего множества конкретных структур и
  взаимодействий. От формального многократного воспроизведения катего-
  рий индивидуального и организованного или социального целого эти опре-
  деленные и детальные исследования не только не продвигаются ни на шаг,
  но и сдерживаются.
  
  Оно запирает мысль в границах помпезных, звонких
  обобщений, в которых противоречия столь же неизбежны, сколь неразреши-
  мы. Да, довольно справедливо то утверждение, что, если бы клетки энер-
  гично не взаимодействовали друг с другом, между ними не возникали бы ни
  конфликт, ни сотрудничество. Но факт наличия "органичной" обществен-
  ной группы, сам по себе также не вызывая никаких вопросов, просто указы-
  вает нам на то, что вопросы следует ставить, а именно: какие конфликты и
  какое сотрудничество имеют место и каковы их особые причины и последствия?
  
  Однако вследствие того, что в социальной философии преобладает
  порядок идей, заимствованный у натурфилософии, даже социологи прини-
  мают конфликт или сотрудничество за общие категории, пригодные в каче-
  стве оснований для их науки, и снисходят до эмпирических фактов только
  тогда, когда нуждаются в иллюстрациях.
  
  Как правило, их основополагаю-
  щая "проблема" носит чисто диалектический характер и прячется под тол-
  стенным покровом цитат из опыта антропологии и истории: как индивиды
  объединяются для построения общества? как индивиды управляются обществом?
  
  И эта проблема заслуженно именуется диалектической, поскольку
  она вытекает из прежних понятий "индивидуального" и "социального".
  Как "индивидуальное" не есть нечто физически ощутимое, а представ-
  ляет собою всеобъемлющий термин для колоссального разнообразия отдель-
  ных реакций, привычек, склонностей и потенций человеческой природы,
  которые рождаются и крепнут под влиянием совместной жизни, так и по-
  нятие "социального": общество - это только слово, но подразумевается под
  ним бесконечно многое.
  
  Оно включает все способы, которые люди, объе-
  динившись, используют для обобществления опыта и выработки общих ин-
  тересов и целей: уличные шайки, школы будущих грабителей, кланы, соци-
  альные клики, профессиональные союзы, акционерные компании, городки
  и межнациональные альянсы. Эффект нового метода состоит в замене офи-
  циозных манипуляций с общими понятиями исследованием конкретных,
  непостоянных и относительных фактов (относительных, так как они связа-
  ны с проблемами и целями, а не релятивны, не относительны в метафизи-
  ческом понимании).
  125
  
  Как ни странно, но в качестве примера нам очень подходит современная
  концепция государства, поскольку одним из прямых последствий класси-
  ческого порядка неизменных родов, построенных по иерархическому прин-
  ципу, является попытка немецкой политической философии XIX века опре-
  делить некоторый набор институтов, каждый из которых имеет свое глубо-
  кое и незыблемое значение; и перечислить эти институты в порядке "эво-
  люции" достоинства и ранга соответствующих им значений.
  
  Национальное
  государство помещалось на самый верх как завершение и кульминация, а
  также основа всех других институтов.
  Гегель - выдающийся столп такого строительства, но он далеко не един-
  ственный. Многие из тех, кто горячо спорил с ним, имели просто слегка
  отличные взгляды на "эволюцию" или на то, какие особые значения долж-
  ны быть приписаны в качестве неотъемлемых Begriff 1 ( 1 Понятие(нем.) одному из приводимых ими институтов.
  
  Споры были ожесточенными только ввиду сходства
  тех положений, которые служили им подоплекой. В частности, многие шко-
  лы мышления, хотя различия между ними в вопросах метода и заключени-
  ях носили даже еще более глубокий характер, были совершенно согласны
  друг с другом относительно позиции государства как окончательного объе- динительного образования.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"