Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Д.Дьюи -39

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  т -39
  
  
   Д.Дьюи Реконструкция в философии.
   Проблемы человека -39
  
  
  Правда, для того чтобы сравнивать разные слу-
  чаи, собирать вместе те недуги, от которых страдает человечество, и объе-
  динять соответствующие блага в классы, требуется некоторая мудрость.
  
  Здоровье, богатство, прилежание, сдержанность, дружелюбие, обходительность,
  ученость, эстетические способности, инициатива, смелость, терпение, пред-
  приимчивость, скрупулезность и множество иных обобщенных ценностей
  являются общепризнанными благами.
   == В сообществе европейцев... В сообществе россиян осознаются только "здоровье" и "богатство" из всего этого списка примерно 20 достоинств человека старше 27 лет... ==
  
  Но ценность всякой систематизации
  носит интеллектуальный или аналитический характер. Классификации предполагают,
  что при изучении отдельного случая следует ждать каких-то оп-
  ределенных черт; они предопределяют методы действия, которые необходи-
  мо испробовать для устранения возможных причин зла. Они суть орудия
  интуиции; их ценность состоит в обеспечении особого ответа на особую ситуацию.
  
  Мораль - это не каталог мер или свод правил, которым надо следовать так
  же, как инструкциям аптекаря или кулинарным рецептам. Потребность в
  морали есть потребность в специфических методах исследования и приспо-
  собления к ситуации.
  
  Речь идет о методах исследования, позволяющих оп-
  ределить локализацию трудностей и зол; о методах приспособления, позво-
  ляющих строить планы, которые в качестве рабочих гипотез будут исполь-
  зованы для их разрешения. Прагматическое значение логики индивидуаль-
  ных ситуаций, у каждой из которых свои неповторимые благо и принцип,
  заключается в переключении интересов теории, озабоченной общими поня-
  тиями, на проблему выработки действенных методов исследования == конкретной ситуации у конкретного человека ==.
  
  Особо следует сказать о двух этических эффектах величайшего значе-
  ния. Вера в неизменные ценности привела к разделению целей на имманен-
  109
  тные и инструментальные - на те, подлинная ценность которых заключена
  в них самих, и те, которые важны лишь как средства, ведущие к имманент-
  ным целям. Немудрено, что проведение такого различия нередко принима-
  ется за само начало мудрости, нравственной проницательности.
  
  Это различие кажется интересным и вполне безобидным с точки зрения диалектики.
  Но его воплощение на практике имеет поистине трагические последствия.
  
  В прошлом оно служило источником и оправданием жесткого и решитель-
  ного разграничения идеальных благ, с одной стороны, и материальных - с
  другой. В настоящее же время деятели, считающие себя либералами, пони-
  мают внутреннее благо скорее как по сути своей эстетическое, нежели как
  исключительный объект религиозной веры либо интеллектуального созерцания.
  
  Но последствия здесь те же. Так называемые внутренние блага, будь
  они религиозные либо эстетические, совершенно расходятся с теми интере-
  сами повседневного существования, которые в силу своего постоянства и
  актуальности составляют предмет основных забот огромной людской массы.
  
  Аристотель использовал это деление для обоснования своего тезиса о
  том, что рабы и работники, несмотря на их необходимость для государства,
  для общего блага, не являются составляющими последнего*. То, чему отво-
  дится всего лишь инструментальная роль, должно походить на изнуритель-
  ный труд; оно не способно снискать интеллектуальное, художественное либо
  нравственное внимание и уважение.
  
  Все, в чем усматривают недостаток внут-
  ренней ценности, оказывается и вовсе нестоящим. Поэтому люди с "иде-
  альными" интересами в основном избрали путь отказа и уклонения от "низ-
  менных" целей. От их актуальности и давления они загородились щитом из
  любезных им условностей либо отвели им место в жизни низшего класса
  смертных, чтобы немногим свободным было легче достичь тех благ, кото-
  рые реально или внутренне чего-нибудь стоят.
  
  В результате этого разрыва,
  совершенного во имя возвышенных целей, на долю основной массы чело-
  вечества, и особенно людей энергичных, "практических", остались одни
  простейшие виды деятельности.
   == Но ведь в практической жизни никто и ничто не мешает "примитивным людям толпы" приобретать знания и привычки "развитых людей" ... Сами не захотят даже если им по телевизору будут дудеть полгода каждый день... ==
  
  Вряд ли кому-то под силу измерить, до какой степени невыносимый ма-
  териализм и звериный характер нашей экономической жизни обязаны тому
  факту, что экономические цели считаются всего лишь инструментальными.
  Если мы признаем, что в своей области они имманентны и абсолютны, как и
  любые другие цели, то окажется, что у нас есть прекрасная возможность
  идеализировать их, и если мы хотим видеть в жизни какой-нибудь смысл,
  то нам следует все-таки приписать им эту идеальную и внутренне прису-
  щую ценность.
  
  Эстетические, религиозные и иные "идеальные" цели се-
  годня худосочны и бессодержательны либо пусты и праздны в своей обо-
  собленности от "инструментальных" или экономических целей. Только в
  неразрывной связи с последними они могут быть вплетены в ткань повсед-
  невной жизни и стать значительнее и глубже.
  
  Не стоит закрывать глаза на
  то, что ценности, просто провозглашенные абсолютными и не служащие в
  свою очередь средствами для обогащения остальных сфер жизни, тщетны и
  безответственны. Но сегодня доктрина о "высших" целях еще обеспечивает
  110
  помощь, удобство и поддержку всякому социально изолированному и соци-
  ально безответственному ученому, специалисту, эстету и теологу. Она ук-
  рывает от взглядов других и от него самого суетливый и безответственный
  характер его притязаний. Эти притязания морально ущербны, но она дает
  людям повод считать их достойными уважения и награды.
   == "Высокий человек" за год так или иначе прообщался с 1000 низких людей и по отношению ко всем проявил себя внимательным и сочувствующим. 1000 низких людей тоже за год прообщалась с 1000 низких людей, всего -с миллионом. И они были со всеми равнодушны и даже грубы, кто не предлагал им "пойдём, вместе выпьем..." ...
   Так о какой моральной ущербности тут говорит господин Дьюи обсуждая "высоких" людей? ==
  
  Другой коренной перелом заключается в том, чтобы раз и навсегда от-
  казаться от традиционного разграничения между моральными благами -
  такими, как добродетели, - и естественными благами - такими, как здоро-
  вье, экономическая стабильность, искусство, наука и тому подобное. Об-
  суждаемая нами точка зрения - не единственная позиция, порицающая это
  строгое разделение и стремящаяся к его устранению.
   == Есть "высокие духовно люди". И есть люди которые пытаются выглядеть духовно высокими. Практически все такие люди отличаются или явным высокомерием, или явным нежеланием общаться с большинством из тех, кто пытается с ними пообщаться... Интересно, далее по тексту господин Дьюи
  возьмётся подробно обсуждать проблему лицемерия? ==
  
  Некоторые школы
  зашли так далеко, что даже стали считать моральные успехи и черты харак-
  тера ценными лишь в той мере, в какой они способствуют достижению ес-
  тественных благ. С позиций же экспериментальной логики, перенесенной в
  сферу морали, положительное значение всякого качества определяется его
  вкладом в облегчение бремени наличных проблем.
  
  Тем самым эксперимен-
  тальная логика усиливает нравственное звучание наук о природе. Если в
  русле критики сегодняшней социальной ущербности уже сказано и сделано
  все, что следовало сказать и сделать, то настало время поинтересоваться, не
  лежит ли корень этих трудностей в разделении естественных и моральных наук.
  
  Когда физика, химия, биология, медицина внесут свой вклад в опреде-
  ление конкретных человеческих бед, а также в выработку планов по их уст-
  ранению и облегчению человеческой участи, они станут нравственными на-
  уками, станут принадлежностью механизма этического исследования или
  науки.
   == Автор сам сбивается с разумного взгляда на проблемы этого рода. Он не понимает что перед ним не управляемая стихия жизни. Даже если специально создать некий курс " духовной жизни" только в одном университете -и там за 50 лет среди 5000 окончивших такой курс, от силы 15 человек действительно станут людьми с духовной жизнью. Слабая аналогия -многолетнее обучение в спортивной школе где за 50 лет максимум 2-3 человека станут участниками Олимпийской сборной команды... ==
  
  Последняя в свою очередь утратит налет дидактики и педантизма -
  свой чрезмерно морализаторский и менторский тон. Она лишится расплыв-
  чатости и назойливости, равно как и неопределенности. Она выберет себе
  средства поэффективнее. Но этот выбор отразится не только на науке о нрав-
  ственности. Естественные науки аннулируют свой разрыв со всем челове-
  ческим; они сами станут человечными по существу.
  
  Это - качество, которо-
  го следует добиваться не каким-то техническим и специальным путем от-
  крытия так называемой истины ради истины, а путем осознания его обще-
  ственного значения, его неотъемлемо интеллектуального характера. Подоб-
  ный путь является специальным только в том смысле, что он обеспечивает
  нас приемами общественного и морального обустройства.
   == Некоторый пример общественного и морального обустройства описан в эпопее Марселя Пруста. Но рухнула сословная система и нет и не будет основы для подобного обустройства. ==
  
  Когда все сознание науки напитается сознанием человеческой ценнос-
  ти, тот величайший дуализм, под грузом которого сегодня сгибается чело-
  вечество, - пресловутый раскол между материальным, механическим, науч-
  ным и моральным и идеальным - будет разрушен. Человеческие силы, не-
  уверенные в себе вследствие такой разобщенности, будут объединены и
  умножены. До тех пор, пока цели не рассматриваются как индивидуально
  привязанные к особым нуждам и возможностям, сознание привычно доволь-
  ствуется абстракциями, а для морального или социального применения ес-
  тественных наук и исторических данных недостает адекватного стимула.
  
  Но если наше внимание концентрируется на разнообразных частностях, то
  111
  непременно возникает необходимость обратиться к интеллектуальному ма-
  териалу, способному прояснить конкретные ситуации. В то же самое время,
  когда мораль оказывается в фокусе осмысления, интеллектуальная сфера обретает моральный характер.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"