Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Д.Дьюи -31

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  т -31
  
  
   Д.Дьюи Реконструкция в философии.
   Проблемы человека -31
  
  
  Но современный ход развития науки привел к колоссальным изме-
  нениям в жизни. Когда чисто диалектическая практика познания сменилась
  на экспериментальную, изменения составили основной предмет познания,
  а критерием знания в свою очередь стала его способность вызывать опреде-
  ленные изменения. Познание с точки зрения экспериментальной науки рав-
  нозначно некоторому типу разумно управляемого действия; оно больше не
  84
  является созерцательным и становится в истинном смысле практическим. А
  из этого вытекает, что философия, если только она не собирается порвать
  всякую связь с официально господствующим духом научности, должна так-
  же изменить свою сущность.
  
  Ей следует принять характер практический,
  стать оперативной и экспериментальной. И еще мы выяснили, какую огром-
  ную перемену влечет за собой подобная трансформация философии в двух
  понятиях, сыгравших величайшую роль в истории философствования, - в
  понятиях "реального" и "идеального" соответственно.
  
  Первое из них боль-
  ше не является готовым и окончательным; оно становится понятием о том,
  что следует считать материалом для преобразования и рассматривать как
  препятствие либо средство для совершения некоторых особых, желаемых
  изменений.
  Идеальное и рациональное также перестают означать какой-то
  отдельный и ставший мир, непригодный к использованию в качестве рыча-
  га для преобразования мира реального, эмпирического, они перестают быть
  простым укрытием от эмпирических зол. Отныне они представляют собой
  интеллектуально проработанные возможности, имеющие отношение к дан-
  ному миру, - возможности, которые надо использовать в качестве методов
  его преобразования и совершенствования.
  
  Переход от созерцательного познания и философии к оперативным, дей-
  ственным их видам вносит великие изменения в философию в целом. Этот
  переход вовсе не означает того, что достоинство философии пало с заоблач-
  ных высот на уровень грубого утилитаризма.
  
  Из него следует, что главной
  функцией философии является рационализация возможностей опыта, осо-
  бенно коллективного человеческого опыта. Чтобы осознать масштаб этого
  изменения, надо представить себе, насколько мы далеки от его окончания.
  
  Несмотря на наличие изобретений, которые помогают человеку использо-
  вать энергию природы в его собственных целях, мы еще по-прежнему дале-
  ки от того, чтобы привычно считать познание методом деятельного контро-
  ля над природой и опытом. Мы скорее склонны воспринимать его подобно
  зрителю, рассматривающему законченную картину, чем подобно художни-
  ку, который эту картину творит.
  
  Поэтому у нас и возникают все те вопросы
  из области гносеологии, которые так хорошо знакомы любому студенту,
  специализирующемуся по философии, и которые сделали в особенности со-
  временную философию столь далекой от понимания повседневных задач
  человека, а также результатов и процессов науки.
  
  Ведь эти вопросы вытека-
  ют из допущения о чисто созерцательном характере мысли, с одной сторо-
  ны, и чужеродности, отдаленности объекта наблюдения и комментирования - с другой.
  
  Это вопросы о том, как сознание и мир, субъект и объект, столь
  взаимно обособленные и независимые, могут каким-либо образом всту-
  пить в такие отношения друг с другом, чтобы истинное знание стало воз-
  можным. Если бы у нас выработалась привычка понимать знание как актив-
  ное и оперативное, по аналогии с экспериментом, который руководствуется
  гипотезой, или с изобретением, которое следует представлению о какой-то
  возможности, то нам не казалось бы преувеличением, что это первым делом
  ведет философию к освобождению от всех гносеологических головоломок,
  85
  усложняющих ее в наши дни.
  
  Дело в том, что все эти головоломки возника-
  ют из такой концепции отношений сознания и мира, субъекта и объекта в
  процессе познания, в соответствии с которой знать - это пользоваться лишь
  тем, что уже существует.
  
  Современное философское мышление в столь значительной степени
  поглощено подобными шарадами гносеологии, а также спорами реалистов
  с идеалистами, феноменалистов с абсолютистами, что многие студенты и
  представить себе не могут, останется ли что-нибудь на долю философии,
  если лишить ее как метафизической задачи разграничения ноуменального и
  феноменального миров, так и гносеологической задачи объяснения того,
  каким образом изолированный субъект может знать независимый объект.
  
  Но разве избавление философии от этих традиционных проблем не позво-
  лит ей посвятить себя более плодотворной и более нужной цели? Не подвиг-
  нет ли это философию к тому, чтобы смело смотреть на главные социальные
  и нравственные недостатки и трудности, от которых страдает человечество,
  и сконцентрировать свое внимание на прояснении причин и точной сущно-
  сти подобных зол, а также на выработке отчетливой идеи либо идеала, кото-
  рые, вместо того чтобы отражать представления об ином мире или некой
  далекой и неосуществимой цели, будут использоваться в качестве метода
  понимания и излечения конкретных социальных недугов?
  
  Эти положения сформулированы неопределенным, вопросительным об-
  разом. Но в первую очередь имейте в виду, что подобная концепция надле-
  жащих задач философии, очищенной от пустой метафизики и праздной гно-
  сеологии, вполне соответствует происхождению философии, кратко опи-
  санному в течение первого часа. А во вторую очередь учитывайте и то, на-
  сколько глубоко нуждается современное общество, весь мир в более общих
  и основательных формах просвещенности и путеводных начал, по сравне-
  нию с теми, которыми он располагает сегодня.
  
   == Праздная гносеология... Российская философия в 1925 -2000 годы была вообще шарлатанной болтовнёй, логическим словоблудием.
   Разве честная философия закопавшись в архивные фонды тех лет сможет создать монографии о позитивных процессах в "обществе" и "государстве" России?
  Если фактически нет "общества", то откуда может взяться "государство"? Разве оно "система контор с функциями держимордия"?
   И даже негативные процессы возможны ли, если нет ни общества, ни государства? Советский политический строй был бредом в головах...
   Население фактически было Ордой на уровне гуннов в 4 веке? ==
  
  Я попытался показать, что
  радикальная перемена спекулятивной концепции знания на деятельную яв-
  ляется неизбежным итогом того пути, по которому идут сегодня исследова-
  ние и изобретение. Но, делая подобные заявления, необходимо также осоз-
  навать, или, скорее, оговаривать, что до сих пор изменения в основном затра-
  гивали только более узкие стороны человеческой жизни.
  
  Науки создали но-
  вые методы производства. Физическая власть человека над природными
  энергиями возросла до неопределенных масштабов. Он установил свой кон-
  троль над источниками материального благополучия и процветания. С тем,
  что когда-то относилось к области чудес, отныне ежедневно справляются
  пар, уголь, электричество, ветер и человеческие усилия.
  
  Но едва ли найдет-
  ся много людей, достаточно оптимистичных для того, чтобы считать, будто
  сколько-нибудь подобная власть установлена и над силами, определяющи-
  ми социальное и нравственное благосостояние человека.
  
  Где же тот моральный прогресс, который соответствовал бы нашим эко-
  номическим свершениям? Последние являются прямым результатом рево-
  люции, произведенной в сфере физических наук. Но где же тогда соответ-
  ствующие человеческие науки и умения?
   == Социальные умения... Они начинаются с 4 лет в детских садиках. Но нет сомнения, что среди 1000 четырехлетних психическое неравенство намного больше, чем среди 1000 15-летних. Предположительно эта картина неравенства становится почти однообразной начиная с возраста 29 лет.
   Никакого психического или физического равенства никогда нигде не будет, если не производить специальный отбор людей в группы.
   Но и отбор в группы оказывается совершенно бесполезным если посмотреть на ситуацию с отсевом даже из пресловутых "спортивных школ олимпийского резерва" в России.
   Это в самом деле школы особого типа, или хрень спортивная обвешанная внушительными словами?! ==
  
  Дело не только в том, что усовер-
  86
  шенствования метода познания до сих пор принадлежат исключительно
  сфере специальных и экономических вопросов, но и в том, ч т о п р о г р е с с принес с собой новую серьезную нравственную сумятицу. Достаточно
  упомянуть последнюю войну, проблему капитала и труда, отношения эко-
  номических классов и тот факт, что современная наука, достигнув порази-
  тельных успехов в области лекарств и хирургии, одновременно создала и
  умножила возможности для болезней и ослабления организма.
  
  Данные соображения наводят на мысль о том, как плохо продумана наша политика,
  как незрело и примитивно наше образование, как пассивна и инертна наша мораль.
  
  Те причины, которые вызвали к жизни философию как попытку найти
  разумную замену слепому обыкновению и слепому импульсу в качестве ру-
  ководящего начала в жизни и поведении, все еще в силе.
  
  Первая попытка
  философии не увенчалась успехом. Разве это не повод считать, что, вместо
  того чтобы лишать философию ее проблем и предмета, ее следует освобо-
  дить от бремени стерильной метафизики и стерильной гносеологии, - толь-
  ко так перед ней откроется дорога к вопросам самого сложного и самого важного рода?
   == Реальный переход на философские основы организации жизни означает, что из числа высших 50 000 лиц власти в России только 5-9 человек останутся на своих местах, остальных придётся выгнать как безнадежных болванов с интеллектуальными возможностями " три года учился в третьем классе" ... ==
  
  Позвольте мне особо выделить одну проблему, довольно прямо связан-
  ную с некоторыми положениями данной лекции. Уже подчеркивалось, что
  применение идеи созерцания было по-настоящему плодотворным не в на-
  уке, а в эстетической сфере. Трудно представить сколько-нибудь высокую
  ступень развития изящных искусств там, где нет любознательного и пылко-
  го интереса к формам и движениям мира, интереса, совершенно не связан- ного с любыми соображениями о выгоде, для которой они могли бы служить.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"