Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Д.Дьюи -28

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Т - 28
  
  
   Д.Дьюи Реконструкция в философии.
   Проблемы человека -28
  
  
  Данные соображения работают и за пределами сферы психологии лич-
  ности. Они имеют решающее значение для одной из самых заметных черт
  классической философии; ее концепции абсолютной верховной реальности,
  неизменно идеальной по своей природе. Историки не раз проводили нагляд-
  ную параллель между развернутым олимпийским пантеоном греческой ре-
  лигии и идеальной реальностью платонической философии. Боги, каковы
  бы ни были их происхождение и первоначальные черты, оказываются идеа-
  лизированными проекциями особых мужественных достижений, к которым
  древние греки стремились всеми силами своих смертных Я.
  
  Боги были по-
  добны смертным, но только смертным, живущим той жизнью, которой меч-
  тал бы жить любой человек, то есть когда и силы его многократно умноже-
  ны, и красота совершенней, и мудрость взрослей.
  
  Когда Аристотель крити-
  ковал теорию идей своего учителя Платона и говорил, будто идеи - это в
  конце концов просто увековеченные чувственные объекты, то в итоге он при-
  шел к мысли о параллели между философией, с одной стороны, и религией
  и искусством - с другой, на которую и мы только что указали.
  
  И разве в
  отношении форм Аристотеля - кроме аспектов исключительно техническо-
  го значения - не справедливо совершенно то же самое, что он сам говорил
  об идеях Платона? Что же они представляют собой, эти формы и сущности,
  которые столь грандиозно, на многие века повлияли на развитие науки и
  технологии, если не объекты обыденного опыта, в которых устранены недо-
  статки, ликвидированы несовершенства, округлены угловатости, реализо-
  ваны предположения и намеки?
  
  Короче говоря, что же они такое, как не
  объекты повседневной жизни, обожествленные лишь потому, что идеали-
  зирующее воображение переиначило их под стать тем запросам нашей меч-
  тательной личности, на которые реальный опыт ответил одними разочарованиями?
   == А люди уже разочарованные и пассивные практически не оставят после себя памятников "грязи на дне жизни". Хотя и эта сторона жизни имеет всё, чтобы создать своих Платонов и Аристотелей... ==
  
  Тот факт, что Платон, да и Аристотель - в несколько отличной манере, а
  также Плотин и Марк Аврелий, и святой Фома Аквинский, и Спиноза, и
  Гегель - все они проповедовали, что абсолютная реальность либо совер-
  шенно идеальна и разумна по своей природе, либо абсолютная идеальность
  и разумность являются ее необходимыми свойствами, хорошо известен изу-
  чающему философию.
  
  Здесь нет нужды излагать эти идеи. Но нелишне ука-
  зать на то, что подобные великие системные философии определяли совер-
  шенную идеальность в понятиях, выражающих нечто противоположное тем
  вещам, от которых жизнь становится неполноценной и полной трудностей.
  
  Какова основная причина неудовлетворенности поэта и моралиста благами,
  ценностями и пользой опыта? На то, что эти блага, ценности и прочее не
  76
  существуют, они сетуют редко; их огорчает тот факт, что, хотя эти вещи и
  существуют, они мимолетны, преходящи, текучи. Они не задерживаются в
  мире; в худшем случае они приходят только затем, чтобы раздражать и драз-
  нить нас поспешным и ускользающим образом того, как все могло бы про-
  исходить; а в лучшем случае они приходят только затем, чтобы вдохновлять
  и поучать нас мгновенным напоминанием о более истинной реальности.
  
  Это общее место у поэта и моралиста, касающееся непостоянства не только чув-
  ственного удовольствия, но также и славы и гражданственных ценностей,
  нашло заметное выражение в трудах философов, в особенности Платона и
  Аристотеля. Плоды их мышления вплелись непосредственно в ткань за-
  падных идей. Время, изменение, движение являются признаками того, что
  так называемое греками не-бытие каким-то образом разъедает подлинное бытие.
  
  Сегодняшней философии чужда подобная фразеология, но и многие
  из современников, которые высмеивают понятие не-бытия, воспроизводят
  аналогичный ход мысли под эгидой своего конечного или несовершенного.
  Повсюду, где есть изменение, есть неустойчивость, а неустойчивость
  служит доказательством чего-то материального, доказательством несуще-
  ствования, недостаточности, неполноты.
  
  Такова логика связи между изменением, становлением и умиранием, с одной стороны, и не-бытием, конечностью и несовершенством - с другой.
  
  Полная и подлинная реальность, сле-
  довательно, должна быть неизменной, бесповоротной, столь преисполнен-
  ной бытия, чтобы оказываться способной всегда и во веки веков поддержи-
  вать себя в состоянии незыблемой устойчивости и покоя.
  
  Как сформулиро-
  вал эту доктрину Брэдли*, наиболее диалектичный и оригинальный абсо-
  лютист наших дней, "ничто совершенно реальное не движимо". И если Пла-
  тон, для сравнения, имел пессимистический взгляд на перемены как оче-
  видные грехопадения, а Аристотель благодушно считал их тенденцией к
  какой-то реализации, все же Аристотель не менее Платона был уверен в
  том, что полностью осуществленная реальность, божественная и всеобъем-
  лющая, является неизменной. Хотя он называл ее деятельностью или энер-
  гией, эта деятельность не знала изменения, а энергия ни к чему не прилагалась.
  
  Это была деятельность армии, вечно топчущейся на месте и никогда
  никуда не выступающей.
  
  Из данной противоположности непреложного с преходящим вытекают
  и другие черты, отличающие абсолютную реальность от несовершенных ре-
  альностей практической жизни. Повсюду, где есть место изменению, обяза-
  тельно есть место и численной множественности, многообразию, а из раз-
  нообразия следует противоположность, борьба. Изменение есть переиначи-
  вание, или "переход в другое", который ведет к разнородности.
  
  Разнород-
  ность означает разрозненность, а разрозненность означает, что есть две
  стороны и конфликт между ними. Мир преходящий не может не быть ми-
  ром разлада, поскольку, не предполагая стабильности, он не предполагает и
  Управления от лица чего-то единого. Если бы единство властвовало безраз-
  дельно, мир оставался бы не изменяющимся целым.
   == Итак, где же тут место всё определяющей "Воле Божией"? Есть ли в Библии хотя бы тень этой ситуации в жизни людей? ==
  
  То, что меняется, со-
  стоит из частей и частиц, которые, не признавая единого руководства, тем
  77
  самым утверждают собственную независимость и превращают жизнь в аре-
  ну напряженности и разногласий.
  
  Абсолютное и подлинное бытие, с другой
  стороны, являясь неизменным, в то же время является целым, всеобъемлю-
  щим и единым. Так как оно единое, то ему известна только гармония, и поэто-
  му оно наслаждается полным и вечным благом. Оно - самосовершенство.
  Степени познания и истины последовательно отражают степени реаль-
  ности. Чем выше и полнее реальность, тем более истинно и значительно
  знание, которое к ней относится.
  
  Поскольку в мире становлений, истоков и
  гибелей подлинного бытия недостаточно, то он и не может быть познан в
  лучшем смысле этого слова. Знать его равнозначно тому, чтобы отрицать
  его текучесть и изменчивость и открывать в нем какие-то постоянные фор-
  мы, служащие границами для процессов, изменчивых во времени.
  
  Желудь подвергается серии изменений; узнать о них можно только путем сопостав-
  ления с фиксированной формой дуба, которая одинакова для всего рода ду-
  бов, несмотря на большую численность разнообразных деревьев в рамках
  этого рода. Более того, данная форма ограничивает поток роста с обеих сто-
  рон - появление желудя из дуба, равно как и превращение желудя в дуб.
  
  Там, где нельзя обнаружить подобных унифицирующих и ограничивающих
  вечных форм, существует просто бесцельное варьирование и колебание, и о
  знании не может быть речи.
  
  С другой стороны, с появлением объектов, в
  которых нет вообще никакого движения, знание становится более нагляд-
  ным, определенным, совершенным, то есть чистой и беспримесной исти-
  ной. Небеса можно знать более истинно, чем землю, а Бога как неподвижно-
  го двигателя - еще более истинно, чем небеса.
  
  Из этого факта вытекает превосходство созерцательного знания над прак-
  тическим, чистой теоретической спекуляции - над экспериментированием
  и над любым типом знания, которое зависит от изменений в вещах или вы-
  зывает изменения в них. Чистое знание есть чистое созерцание, видение,
  констатация. Оно само в себе полно. Оно не ориентируется на что-либо вне
  самого себя; у него нет недостатков и, следовательно, никакой цели и задачи.
  
  Оно несет в себе самое многозначительное оправдание собственного су-
  ществования. И разумеется, чисто созерцательное познание в такой степе-
  ни и столь подлинным образом являет собой самозамкнутый и самодоста-
  точный феномен вселенной, что оно и есть тот наивысший и, безусловно,
  единственный атрибут, который можно приписать Богу, высшему бытию в
  градации всего бытия.
  
  Сам человек в исключительные моменты бывает по-
  добен Богу - когда он возвышается до самодостаточных, чисто теоретических прозрений.
  
  По сравнению с подобным знанием так называемое знание ремесленни-
  ка является низменным. Ремесленнику приходится вызывать изменения в
  вещах, в дереве или камне, и этот факт красноречиво свидетельствует о том,
  что его материал страдает недостаточностью бытия. Еще сильнее пригвож-
  дает его знание к позорному столбу то обстоятельство, что этому знанию не
  свойственна гордая незаинтересованность.
  
  Оно связано с результатами, ко-
  торые ожидается получить, с проблемой питания, одежды, крыши над голо-
  78
  вой и прочего. Оно соотносится с вещами, которые смертны, - с телом и его
  нуждами. Поэтому всегда можно найти его мотив, что само по себе указыва-
  ет на несовершенство. Ведь хотение, желание, страсть всякого рода говорят
  об отсутствии чего-либо.
  
  Если где-то есть нужда и желание - как в случае со
  всем практическим познанием и деятельностью, - то, значит, там есть не-
  полноценность и недостаточность. Хотя гражданское, политическое либо
  моральное знание котируется выше понятий ремесленника, но если рассмот- реть его по существу, то окажется, что оно также низкого и неистинного типа.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"