Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Д.Дьюи -19

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  т -19
  
  
   Д.Дьюи Реконструкция в философии.
   Проблемы человека -19
  
  
  Мир, которому когда-то доверились философы, был
  замкнутым миром, внутренне представлявшим собою конечный набор
  неизменных форм и имевшим четкие внешние очертания. Мир современ-
  ной науки - это открытый мир, неограниченный в своих изменениях, не
  позволяющий задать пределы своему внутреннему содержанию, мир, про-
  стирающийся сверх всяких положенных внешних границ.
  
  Кроме того, мир,
  с которым связывали свое бытие самые разумные люди древнейших времен,
  был миром неизменным, царством лишь таких перемен, которые имели место
  внутри неподвижных границ спокойствия и постоянства, и миром, где фик-
  сированное и недвижимое, как мы уже отмечали, превосходило своим ав-
  торитетом и качеством подвижное и изменчивое.
  
  И в-третьих, мир, который
  люди однажды видели собственными глазами, запечатлевали в своем вооб-
  ражении и воспроизводили в планах своих действий, был миром конечного
  числа классов, типов, родов и форм, различавшихся по качеству (как и дол-
  50
  жны различаться типы и роды) и структурированных в иерархическом по-
  рядке господства и подчинения.
  
  Довольно непросто воссоздать образ вселенной, лежащий в основе все-
  мирной традиции. Несмотря на драматические, в духе Данте*, интерпрета-
  ции, несмотря на диалектические разработки Аристотеля и святого Фомы* *
  и несмотря на тот факт, что, исключая последние триста лет, эта традиция
  владела умами людей, а ее низложение повлекло религиозные сдвиги, се-
  годня она туманна, бесцветна и далека от нас.
  
  Не так-то просто воссоздать
  ее даже в качестве отдельного и абстрактного элемента теории.
  Ввиду того что эта традиция пронизывает, оплетает собою все детали
  рефлексии и наблюдения, все планы и правила действия, невозможно вос-
  создать ее в памяти в чистом виде.
  
  И все же мы можем добиться наилучше-
  го результата, вообразив себе абсолютно замкнутый универсум, нечто зас-
  луживающее имени вселенной в буквальном и зримом значении - с Землей
  как фиксированным и неизменным центром и фиксированной же перифери-
  ей, по которой протянулась небесная арка из неизменных звезд, движущих-
  ся в вечном круге божественного эфира, окаймляющего все сущее, содержа
  его в единстве и порядке. Земля, хоть и находится в центре, является все же
  самой низменной, плотной, наиболее материальной, наименее значимой и
  благой (или совершенной) частью закрытого мира.
  
  Это сфера максималь-
  ной неустойчивости и непостоянства. Она наименее разумна, а стало быть,
  наименее примечательна, или постижима; наше созерцание она вознаграж-
  дает минимально, вызывает в нас минимум благоговения и дает минимум
  руководства для действия.
  
  Между этим громоздким материальным центром
  и нематериальными, духовными вечными небесами простираются конеч-
  ные вереницы лунных, планетарных, солнечных и прочих сфер, каждая из
  которых обладает тем большим значением, ценностью, разумностью и под-
  линностью существования, чем дальше отстоит она от Земли и чем ближе к
  божественным небесам.
  
  Каждая из таких сфер содержит свою долю земли,
  воды, воздуха и огня в предназначенной ей пропорции - таковы они до
  самого небесного свода, который превыше всех этих пропорций и элемен-
  тов, поскольку составлен, как я уже говорил, из нематериальной неизмен-
  ной энергии, называемой эфиром.
  
  Внутри такой компактной и запертой изнутри вселенной, разумеется,
  происходят свои изменения, однако все они сводятся к небольшому числу
  неизменных видов и происходят лишь в фиксированных рамках. Каждому
  типу вещества в этом универсуме присущ особый характер движения.
  
  Земные сущности по природе своей тяжелы, ибо плотны, следовательно, они
  стремятся долу. Огонь и высшие сущности легки и потому устремляются
  вверх, как им и надлежит; воздух поднимается только над поверхностью
  планет, принимая затем горизонтальное движение, совершенно естествен-
  ное для него, о чем свидетельствуют явления ветра и дыхания. Эфиру, кото-
  рый является высшей из всех физических сущностей, свойственно исклю-
  чительно круговое движение.
  
  Суточное вращение неизменных звезд есть
  точнейшее из возможных подобий вечности, а также самопроизвольного
  51
  оборота сознания вокруг собственной идеальной оси разума.
  
  На Земле вви-
  ду достоинств самой земной природы - или, скорее, отсутствия у нее всяких
  достоинств - располагается область простейших изменений.
  
   == В земной жизни людей отсутствуют какие-либо достоинства... За исключением святых церкви. Которые умерли 5-20 поколений назад...
   В жизни населенцев России после убийства бывшего Царя, его детей, включая несовершеннолетнего сына, даже врача и доктора, после убийства десятков тысяч священников, что было достойного?
  
   Давайте обсудим этот вопрос на примере примерно 50 миллионов человек состоявших в партии коммунистов.
   Вот изречение, висевшее чуть ли не в каждом административном помещении партии коммунистов: "Коммунистом можно стать только тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество".
  
   Итак, отправимся в деревню, где за 70 лет жили 5 или 35 коммунистов (после 1960 года чтобы в деревне работать трактористом, шофером, "механизатором" -уже нужно было "вступить в партию"...). Чем эти деревенские болваны "обогатили свою память"? Они хотя бы относились к числу таких же умнейших людей деревни, как тамошние учителя?! Которые вообще-то были жалкие и ничтожные люди...
   Если же мы отправимся разглядывать 45 или даже 270 коммунистов в райцентре на 50 тысяч населения -опять окажется, что какие-то школьные учителя намного умнее местных коммунистов... ==
  
  Простой поток, лишенный цели и значения, не имеет ни начальной точки, ни
  конечно го пункта и ни к чему не ведет. Чистые количественные изменения, все про-
  стые механические сдвиги относятся к этому роду преобразований. Они
  подобны перемещениям песчинок под действием морских волн. Их можно
  почувствовать, но нельзя "отследить" или понять; они лишены неизменных
  границ, к которым направлялись бы их движения. Они достойны презрения.
  Это непроизвольные движения, игрушка случая.
  
  Лишь изменения, ведущие к каким-то определенным или фиксирован-
  ным последствиям для формы, имеют известную ценность или могут быть
  наделены известной ценностью - известным логосом или смыслом. Рост
  растений и животных служит примером изменений самого высшего типа,
  который возможен в подлунной или земной сфере.
  
  Эти изменения происхо-
  дят от одной постоянной формы к другой. От дубов рождаются только дубы,
  от устриц только устрицы, от человека только человек. Здесь работает и ма-
  териальный фактор механического производства изменений, но его участие
  носит эпизодический характер и способствует предотвращению полного ис-
  чезновения какого-то биологического вида и внесению незначительных от-
  клонений, благодаря которым разнообразные дубы или устрицы становятся
  отличными друг от друга; либо он действует в экстремальных ситуациях,
  производя уродцев, несуразных существ, монстров, трехруких либо четы-
  рехпалых людей.
  
  Помимо случайных и нежелательных отклонений разли-
  чия между индивидами проявляются и в том, что каждый из них строит
  себе определенную карьеру, избирает определенные траектории для своих
  путешествий. Понятия, которые звучат вполне современно, подобно таким
  словам, как потенциал и развитие, изобиловали в учении Аристотеля, и кто-
  то ошибочно усмотрел в его идеях современные значения.
  
  Но значение этих
  слов в классическом и средневековом мышлении строго определялось кон-
  текстом. Так, считалось, что развитие состоит исключительно в ряде изме-
  нений, происходящих в пределах отдельного элемента рода. Это лишь имя
  предопределенного движения от желудя к дубу как дереву. Оно имеет место
  не в вещах вообще, а только в каком-нибудь отдельно взятом скромном эле-
  менте из бесчисленного рода дубов.
  
  В отличие от контекста современной
  науки развитие, эволюция означает здесь вовсе не зарождение новых форм,
  отклонение от старого вида, а монотонное воспроизводство уже сложивше-
  гося цикла перемен.
  
  Поэтому здесь, в отличие от контекста современной
  жизни, в понятии потенциала заключена отнюдь не вероятность новизны,
  изобретения, радикального отклонения, а только тот самый принцип, по-
  средством которого желудь становится дубом. Выражаясь формально, это
  способность движения от противоположности к противоположности.
  
  Только холодное может стать горячим, только сухое может стать влажным, толь-
  ко ребенок может стать человеком, семя - стать полноценным злаком и так
  далее. Вместо того чтобы подразумевать под потенциалом возникновение
  52
  чего-либо нового, в данном случае под ним имеют в виду лишь такую спо-
  собность, благодаря которой в отдельной вещи возобновляется присущий
  ей регулярный процесс, что делает ее, таким образом, особым случаем веч-
  ных форм, в которых и посредством которых творятся все вещи.
  
  Несмотря на фактически бесконечное число различий среди индивиду-
  умов, существует лишь ограниченное количество родов, видов и типов.
  
  Мир по сути своей является миром, подразделяющимся на виды; он изначально
  разбит на различные классы. Более того, подобно тому как мы, повинуясь
  естественным принципам, делим растения и животных по родам, ранжи-
  рам и степеням от низшего к высшему, точно так же мы поступаем и со
  всеми другими сущностями во вселенной. Различные классы, к которым
  вещи принадлежат по самой своей природе, образуют иерархическую орга-
  низацию. В природе существуют своеобразные касты.
  
  Вселенная создана
  по аристократическому - воистину говоря, феодальному - плану. Роды, виды
  не перемешиваются и не перекрывают друг друга, исключения здесь редки
  и обязаны случаю или хаосу. Иначе говоря, все заранее отнесено к опреде-
  ленному классу, а этот класс занимает свои фиксированные позиции в иерархии бытия.
  
  Вселенная, таким образом, представляет собой безупречный
  уголок, чья чистота нарушается только теми нерегулярными переменами в
  индивидуумах, которые связаны с наличием какой-то упрямой субстанции,
  мешающей им всецело подчиниться закону и форме. Другими словами, это
  вселенная, в которой всему отведено постоянное место и где все знает свое место, положение и класс и придерживается их.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"