Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Д.Дьюи -18

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  т -18
  
  
   Д.Дьюи Реконструкция в философии.
   Проблемы человека -18
  
  
  Теперь этого уже недо-
  статочно, чтобы считать принцип высоким, благородным, универсальным и
  освященным временем. Он должен предъявить нам свое свидетельство о
  рождении, показать, в каких, собственно, обстоятельствах человеческого опы-
  та он появился на свет, и подкрепить себя своими воплощениями, нынешни-
  ми и возможными.
  
   == Занимательно и впечатлительно будет, если мы припомним всякого рода и вида благородные поступки из российской или мировой литературы начиная с 1840 года и посмотрим где же они в жизни...
   Голову напрягать не надо, достаточно посмотреть сколько писателей взялись описать ту или другую разновидность благородности...
   Что такое разумное, доброе, вечное мы найдём на страницах Достоевского, Тургенева, Льва Толстого? И сколько маленьких авторов стоят у них за спинами? Практически мы ничего не найдём. Хотя теме благородных поступков скоро двести лет...
   Писатели такие свиньи, что им благородные люди кругом противны как честные люди карманникам, как трезвые люди пьянчугам?
  
   Типовая тема -как вежливые, но глупые люди живут среди вежливых, но глупых людей... Стоит она отражения в литературе? ==
  
  Таково глубинное значение сегодняшних апелляций к
  опыту как абсолютному критерию ценности и весомости знания.
  
  В-треть-
  их, колоссальный резерв несет в себе идея прогресса. Будущее владеет во-
  ображением в большей степени, нежели прошлое. Золотой век нам еще пред-
  стоит, он не остался позади. Всюду манят, взывают к нашей отваге и пред-
  приимчивости новые возможности.
  
  Великие французские мыслители XVIII ве-
  ка подхватили эту идею Бэкона и развили ее в учение о бесконечной спо-
  собности земных людей к совершенствованию. Человек-могучее суще-
  ство, он только должен проявлять смелость, разумность и предприимчивость,
  необходимые в строительстве его судьбы.
  
  Физический мир не воздвигает для него каких-либо непреодолимых барьеров.
  
  На четвертом месте стоит
  терпеливое экспериментальное познание природы, приводящее к изобрете-
  ниям, посредством которых мы получаем возможность управлять природой
  и обращать ее силы на пользу социуму,-такое познание есть метод, при
  помощи которого осуществляется прогресс. Знание - это сила, а чтобы
  добыть знание, мысль должна брать уроки у природы, постигая процессы ее изменений.
  
  Вряд ли я смогу найти лучший способ закончить эту лекцию, как и
  предыдущую, если просто напомню о новых обязанностях, возлагаемых на
  философию, и новых возможностях, открытых для нее. В целом до сего дня
  величайшим следствием этой новизны была замена Идеализма, основанного
  на метафизике классической древности, на Идеализм, основанный на
  гносеологии, или теории познания.
  
  На заре современной философии
  (впрочем, даже неосознанно для нее самой) существовала проблема
  примирения традиционной теории разумных и идеальных основ, состава
  и цели вселенной с новыми интересами индивидуального духа и его новой
  уверенностью в своих способностях. Это была дилемма.
  
  С одной стороны,
  философии не хотелось раствориться в материализме, подчинявшем
  человека физической реальности и сознанию материи, тем более в
  тот самый момент, когда человек и его сознание начинали обретать подлинную власть над природой. С другой стороны, положе-
  ние о том, что мир, как он есть, служит воплощением неизменного и всеоб-
  щего Духа или Разума, не устраивало тех, кто был обеспокоен главным об-
  разом несовершенствами мира и мерами по его исцелению.
  
  Следствием
  объективно-теологического идеализма, выросшего из идеализма классичес-
  кого, метафизического, могло быть только покорное, уступчивое сознание.
  Новый индивидуализм страдал от тесных рамок, определенных для него
  понятием всеобъемлющего разума, который создал природу и судьбу однажды и навсегда.
  
  Отмежевавшись от античного и средневекового строя мысли, новое мыш-
  ление вначале соответственно продолжило старую традицию, связанную с
  понятием Разума, который творит и образует мир, но в сочетании с пред-
  ставлением о том, что этот Разум действует посредством человеческого со-
  знания, индивидуального или коллективного.
  
  Такова общая нота идеализма,
  озвученная всеми философами XVII и XVIII веков, принадлежавшими и к
  британской школе Локка, Беркли и Юма, и к континентальной школе Декар-
  та*. В Канте, как всем известно, два этих положения и вовсе соединились, и
  возникла отчетливая тема конституирования мира, познаваемого посредством
  мышления, принадлежащего именно человеку как субъекту познания. Иде-
  ализм перестал быть метафизическим и космическим и мог отныне стать
  гносеологическим и личностным.
  
  Очевидно, что данное достижение характеризует не более чем переход-
  ную стадию. В конце концов это была всего лишь попытка разлить новое
  вино в старые бутыли. Ее целью не являлось формирование у людей свобод-
  ного и непредвзятого представления о том, какую власть над природными
  силами дает познание,-иными словами, целенаправленная опытная акция
  по преобразованию верований и устоев.
  
  Античная традиция все еще остава-
  лась достаточно мощной для того, чтобы подспудно влиять на способ мыш-
  ления человека, затрудняя и сдерживая проявление поистине новых сил и
  стремлений. Серьезная философская реконструкция представляет собой по-
  пытку задать прогрессивным факторам и результатам познания путь, сво-
  бодный от ненужных им наследственных влияний.
  
  В ее контексте разум дол-
  жен рассматриваться не как творец первой формы и последняя причина ве-
  щей, а как целеустремленный и энергичный преобразователь тех сторон
  природы и жизни, которые препятствуют социальному благоденствию.
  
  Она возвышает личность, но не в качестве преувеличенно самоценного Эго, тво-
  рящего мир каким-то мистическим способом, а как ответственную силу, по-
  средством инициативы, изобретательности и разумно управляемого труда
  изменяющую мир и превращающую его в орудие и объект интеллекта.
   == Предположим, что мы договоримся определить рамки интеллекта (с помощью теста где 500 вопросов?) от "идиотизма" - "3 уровня глупости" - до "5 уровней ума". И ведь тогда все надежды на возвышение личности рухнут.
   Ведь имеется в виду что хотя бы каждый третий в населении некоей страны будет иметь высокий интеллект благодаря системе образования основанной на каких-то новейших научных теориях. ==
  
  Таким образом, длинная цепь идей, порожденных бэконовским утверж-
  дением "Знание-сила", в то время не удостоилась свободного и прямого
  выражения. Все они безнадежно переплелись с принципами и предубежде-
  ниями, воплощенными в общественной, политической и научной традиции,
  абсолютно с этими идеями несовместной. Неясность и замешательство со-
  временной философии являются следствием подобной попытки объедине-
  48
  ния двух вещей, которые, возможно, просто несоединимы - ни с логичес-
  кой, ни с моральной точки зрения.
  
  Поэтому на данном этапе философская
  реконструкция должна быть направлена на устранение этой путаницы, с тем
  чтобы замыслы Бэкона смогли наконец проявиться свободно и беспрепятственно.
  
  В следующих лекциях мы рассмотрим, как надлежащая реконст-
  рукция повлияет на определенные классические философские антитезы,
  например антитезы "опыт и разум", "реальное и идеальное".
  
  Но сначала мы
  должны проанализировать, какой преобразовательный эффект оказали на
  философию изменения в концепции природы, живого и неодушевленного -
  изменения, которыми мы обязаны научному прогрессу.
   == После первого издания этой книги прошло сто лет... Есть на что посмотреть? ==
  
  
  Глава III
   НАУЧНЫЙ ФАКТОР В РЕКОНСТРУКЦИИ ФИЛОСОФИИ
  
  Философия начинается с некоторого глубокомысленного и расплывча-
  того способа реакции на те проблемы, которые ставятся перед нами жиз-
  нью, но развивается она, только овладевая материалом, придающим ее прак-
  тическому ответу осознанность, выразительность и способность к распрос-
  транению в массах.
  
   == В каких массах?! Где они?! Если за 50 лет факультет философии закончили 20 000 студентов, а все остальные факультеты в данной стране закончили 30 000 000
  студентов, если книжки всех философов были изданы тиражом в 200 тысяч экземпляров и прочитаны 800 тысяч граждан из 200 миллионов живых и умерших в данной стране за эти 50 лет, то эти люди никак не "народные массы"... Просто любознательные индивидуумы.
   Любознательные индивидуумы среди 200 миллионов индивидуумов тупых и глупых... Не личности...
   Стало быть надо говорить не о философии, а о всех формах публицистики цель которой все разновидности "пропаганды и агитации? ==
  
  Параллельно с экономическими, политическими и ре-
  лигиозными изменениями, упомянутыми в нашей предыдущей лекции, со-
  вершалась научная революция - огромная по масштабу и не оставлявшая
  без изменений почти ни одного фрагмента верований о природе, физичес-
  кой и человеческой.
  
  Частично эта научная трансформация была непосред-
  ственно вызвана переменами в практическом мировоззрении и темперамен-
  те ученых. Но по мере собственного прогресса она подкрепляла эти пере-
  мены соответствующим словарем, конгениальным их требованиям, и при-
  давала им большую четкость. Успехи науки в области как более широких,
  чем ранее, обобщений, так и скрупулезной детализации фактов обеспечили
  именно ту интеллектуальную вооруженность идеями и конкретными факта-
  ми, которая была необходима для формулировки, кристаллизации, распрос-
  транения и пропаганды нового мировоззрения.
   == Новое мировоззрение и советская идеология прямые противоположности. Советская идеология это "дух ведьмизма"... Советская идеология сложилась в государстве быдла усилиями быдла канцелярского (новыми дворянами, фактически... ) ==
  
  Сегодня нам соответственно
  предстоит иметь дело с теми противоположными понятиями структуры и
  конституции природы, которые, будучи освящены авторитетом науки (при-
  писываемым ей либо подлинным), образуют интеллектуальный каркас философии.
  
  Мы выбрали для анализа противоположные концепции древней и со-
  временной науки. Дело в том, что я не вижу никакого иного способа оце-
  нить поистине философское значение картины мира, набросанной совре-
  менной наукой, кроме представления ее в контрасте с той прежней карти-
  ной, которая служила интеллектуальной подпоркой и оправданием класси- ческой метафизики.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"