что владеет высшим органом познания по сравнению с тем, которым пользу-
ются позитивная наука и обыденный практический опыт, и что она наделена
высшей доблестью и значением.
== Хи - хи... ==
Подобное притязание неотделимо от фило-
софии, если она ведет человека к доказательному и интуитивному постиже-
нию Реальности, превосходящей ту, которая открыта для нашей повседнев-
ной жизни и специальных наук.
Данную претензию, конечно, время от времени опровергали различные
философы. Но большей частью это были возражения агностического или
скептического толка. Философы соглашались с утверждением, будто абсо-
лютная и предельная реальность выше человеческого понимания.
Однако они не брали на себя смелость предположить, что такая реальность могла
бы быть отличным полем для совершенствования философского познания,
если признать ее все же доступной человеческому интеллекту. Только срав-
нительно недавно возникло иное понимание истинной задачи философии.
Данный курс лекций и имеет целью раскрыть это другое понятие филосо-
фии, указав на его основные расхождения с тем, что в нашей первой лекции
определяется как классическая философия.
Отныне мы станем упоминать о
классической философии только для противопоставления и беглым обра-
зом. Она будет сквозить в концепции начал философии, сложившейся на
фоне власти традиции, которая когда-то была навеяна человеческим вообра-
жением, приводимым в действие любовью и ненавистью и интересами эмо-
ционального возбуждения и комфорта.
Элементарная честность требует от
нас заявить, что подобное объяснение начал философии, претендующей на
методическое знание об абсолютном Бытии, было дано не без коварного умысла.
== Умысел -нечто сколько-нибудь сознательное... Умысла нет, есть естественное отражение глупости и тупости абсолютного большинства философов всех веков.
Для примера, если поискать в потёмках истории после 10 века, то наверняка мы найдём поэтов или живописцев, может даже прозаиков найдём, которые в каком-то смысле "лезли на стенку". Вспомним Беранже "Король, заплатите вы мне..."...
А вот такого уровня философов после Сократа не было. Напомню, что ему ученики предлагали бежать из Афин как заяц...
Ничего не меняется в человеческом ничтожестве философов от того, что их было раз в 100 меньше чем поэтов и живописцев...
Вероятно в истории России Герцен и Чернышевский в принципе повторили дух Сократа.
Пора бы оценить глазами философа личность Гитлера... ==
Мне кажется, что такой правдивый генетический подход способен
более основательно подорвать данный тип философского теоретизирования,
чем любая из попыток его логического ниспровержения.
Если эта лекция окажется успешной, посеяв в ваших умах как разумную
гипотезу мысль о происхождении философии не из интеллектуального, а из
социального и эмоционального материала, то, значит, она будет плодотвор-
ной и в том смысле, что оставит вас с переменившимся отношением к тра-
диционным философиям. Они повернутся к вам новыми гранями и предста-
нут в новом свете. Вокруг них возникнут новые вопросы, и новые критерии
будут предложены для их оценки.
Если вы безоговорочно полагаете, что изучать историю философии сле-
дует не как обособленный предмет, а как главу в развитии цивилизации и
культуры; если вы связываете историю философии с исследованиями ант-
ропологии, первобытной жизни, историей религии, литературы и обществен-
35
ных институтов, то можно с уверенностью сказать, что вы придете к соб-
ственному независимому мнению о ценности предложенного нами сегодня подхода.
История философии, рассмотренная с этих позиций, обретает но-
вое значение. То, что упустили подходы витающей в облаках науки, возвра-
щается на свое законное место благодаря точке зрения человечности.
Вместо разногласий оппонентов по вопросу о природе реальности нам открыва-
ется арена действительных столкновений человеческих интересов и чаяний.
Вместо немыслимых усилий, направленных на то, чтобы выйти за пределы
опыта, мы находим важнейшие свидетельства человеческих попыток сфор-
мулировать те аспекты опыта, в которых люди наиболее глубоко и страстно
заинтересованы.
Вместо безучастных и чисто спекулятивных стремлений
подобно внешнему наблюдателю всматриваться в сущность совершенных
вещей-в-себе мы теперь созерцаем живую картину того, как вдумчивые люди
сами определяют, какой должна быть их жизнь и на какие цели следует на-
строить мыслительную деятельность.
== Дремучее убожество российских философов в 1950 -2000 годах является честным зеркалом их подлинной "мыслительной деятельности".
Фактически перед нами были не философы, а те самые простонародные тупые и наглые Шариковы...
Году в 1994 со мной пересеклась философиня искавшая книгу Бердяева "Самопознание"... Почти наверняка она уже была девой с незадавшейся судьбой. Ну ладно, если я ей "рылом и уровнем" не вышел. Но ведь она как любая блядь через полгода навсегда забыла о моём существовании.
Ну и с кем же она по жизни отметилась как активно общительный человек?!
Давайте согласимся, что философ начинается с количества самых разных людей которые много лет живут в его памяти и что-то говорят ему о разнице между людьми...
Преподаватели философии на самом деле самые зловредные люди для философии... В одной ли России? ==
Любой из тех, кто придет к подобной точке зрения, обязательно полу-
чит вполне определенное представление об области и задачах будущего фи-
лософствования. Он неизбежно будет склоняться к убеждению, что то, чем
философия была неосознанно, не ведая и не желая того и, так сказать, незримо,
впредь должно стать открытым и произвольным.
Поскольку мы уже
признали, что, прикрываясь маской интереса к абсолютной реальности,
философия фактически занималась благородными ценностями, закреплен-
ными в социальных традициях, и что она вытекает из столкновения обще-
ственных целей и конфликта унаследованных институтов с современными
полемическими тенденциями, то становится ясным, что задачей философии
в будущем является уточнение человеческих представлений о социальной и
нравственной борьбе своего времени.
Ее целью будет стать инструментом
взаимодействия с такими конфликтами, насколько это по-человечески воз-
можно. То, что, будучи выраженным в метафизическом разграничении, пре-
тендовало на статус сверхреального, в соединении с драматической борь-
бой общественных верований и идеалов преисполняется особого значения.
Философия, которая откажется от своей несколько бессмысленной монопо-
лии на связь с Окончательной и Абсолютной Реальностью, восполнит эту
пустоту освещением нравственных сил, управляющих человечеством, и со-
действием человеческим стремлениям к достижению более подлинного и
разумного счастья.
Глава II
НЕКОТОРЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
ФИЛОСОФСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ
Фрэнсис Бэкон, представитель елизаветинской эпохи*, явился великим
предвестником духа современности. Недостаточно энергичный по части ис-
полнения намеченного, он как пророк новых тенденций оказался выдаю-
щейся фигурой мировой интеллектуальной жизни. Подобно многим другим
пророкам, Бэкон грешил досадным смешением старого и нового. Все самое
значительное в нем более или менее раскрылось лишь благодаря последую-
щему развитию событий.
Но каждая страница его трудов полна вопросов,
относящихся к прошедшему времени, хотя Бэкон и полагал, что ушел от
него.
По этим двум причинам, объясняющим некоторую недооценку его твор-
чества, Бэкону неохотно воздают почести как подлинному основателю со-
временного стиля мышления, но зато приписывают заслуги, на самом деле
вряд ли ему принадлежащие; например, авторство специфического метода
индукции, которому следует наука.
Мы помним Бэкона благодаря тому, что
ветры, веющие из нового мира, нашли и наполнили его паруса, подвигнув
капитана на поход в новые моря. Сам он так и не открыл обетованную зем-
лю, но провозгласил новый курс и, вдохновленный своею верой, сумел раз-
личить вдалеке очертания этой земли.
Основные особенности его мышления открывают нашему взору важ-
нейшие черты новой духовности, которые подготовили интеллектуальную
реконструкцию. Они показывают нам, какие социальные и исторические
силы привели к рождению нового духа. Наиболее известный афоризм Бэко-
на гласит, что знание-сила.
Руководствуясь этим прагматическим крите-
рием, Бэкон забраковал огромную массу ученых знаний, которая стала с тех
пор считаться .до-знанием, псевдо- и якобы знанием.
== Возможен ли интеллектуальный прорыв общественных наук в России без обширного исследования что именно в этих науках с 1950 по 2000 годы считать до- знанием, псевдо-знанием и якобы знанием?
Насколько вероятно, что из нескольких тысяч книг изданных за эти годы, научно ценными будут признаны не более 100, а может и менее 60? ==
Ведь оно не давало силы, было тщетным и недействительным. В самых широких дискуссиях Бэкон
делит ученое знание своего времени на три группы: искусное, фантастичес-
кое и спорное**.
== Ничего подобного про Бэкона не говорится в книге "Основы марксистской философии" изданной около 1961 года... ==
К искусной учености он относил литературную эрудицию,
которая в связи с оживлением древних языков и литератур играла столь важ-
ную роль в интеллектуальной жизни эпохи Возрождения. Оценки Бэкона
были тем влиятельней, что сам он мастерски разбирался в классике и во
всех церемониях и тонкостях, которые должны соблюдаться в литературном
исследовании.
По существу, он предвосхитил большинство тех обвинений,
которые реформаторы от образования, начиная с его эпохи, стали предъяв-
лять односторонней литературной культуре. Она создавала не столько силу,
сколько орнамент и декор, и являла собой показуху и роскошь.
Под фантастической ученостью Бэкон имел в виду квазимагическую науку, столь рас-
пространенную по всей Европе в XVI веке, - бурное развитие алхимии,
астрологии и т. д. На нее он излил самый сильный свой гнев, так как считал
искажение добра худшим из зол.