т -0
Д.Дьюи
Реконструкция в философии.
Проблемы человека - 0
** Фактическая нумерация страниц утеряна поскольку текст распух от разбивки
на абзацы и моих комментариев.
В тексте цифры слева -бывшая нумерация страниц.
Текст порезан на тома из расчёта не больше 10 000 знаков в томе.
СОДЕРЖАНИЕ стр. том
РЕКОНСТРУКЦИЯ В ФИЛОСОФИИ 3
Введение. Взгляд на реконструкцию двадцать пять лет спустя 4 1
Предварительные замечания 23 10
Глава I. Изменения в понятии философии 24 10
Происхождение философии из желания и воображения. Влияние обще-
ственных традиций и авторитетов. Параллельное развитие фактическо-
го знания. Несовместность и конфликт знаний двух типов. Ценности,
соответствующие каждому типу. Классические философии: 1) компен-
саторные; 2) формально-диалектические; 3) ориентированные на "выс-
шую" реальность. Современное мышление признает первенство фак-
тического знания и приписывает философии скорее социальную функ-
цию, нежели функцию абсолютного знания.
Глава II. Некоторые исторические факторы философской
реконструкции 37 14
Фрэнсис Бэкон как пример новой духовности. Он понимал знание как
силу. Считал, что оно опирается на организованные коллективные ис-
следования. Считал, что оно проверяется тем, насколько способствует
общественному прогрессу. Новое мышление отражало реальные соци-
альные перемены - производственные, политические, религиозные.
Новый идеализм.
490
Глава III. Научный фактор в реконструкции философии 50 18
Наука революционизировала наше понятие о природе. Теперь следова-
ло трансформировать и философию, поскольку она больше не полага-
лась на науку, признающую мир замкнутым и конечным. Либо призна-
ющую неизменность видов. Либо признающую приоритет покоя над
изменением и движением. Противоположность феодальных и демокра-
тических понятий. Упразднение конечных причин. Наука механика и
возможность контроля над природой. Почтение к материи. Новый тип
воображения. В итоге скорее техническое, нежели человеческое и нрав-
ственное, влияние на философию.
Глава IV. Изменения в концепциях опыта и разума 62 22
Традиционная концепция сущности опыта. Крайности античной циви-
лизации. Влияние классических представлений на эмпиризм Нового вре-
мени. Почему стало возможным иное понимание. Изменения в области
психологии подчеркивают важность такого фактора, как наше взаимо-
действие со средой. Влияние этого обстоятельства на традиционные идеи
об ощущениях и знании. Фактор организации. В социальном аспекте
опыту отныне свойственно больше изобретательности и контроля над
обстоятельствами. Соответствующие перемены в понятии разума. Ин-
теллект становится склонным к предположениям и новациям. Слабость
былого рационализма. Кантианство. Противоположность немецкой и
британской философии. Реконструкция эмпирического либерализма.
Глава V. Изменения в концепциях идеального и реального 75 27
Идеализации коренились в неприятии неприятного. Это обстоятель-
ство отразилось и на философии. Истинная реальность идеальна, а
значит, неизменна, законченна. Поэтому созерцательное познание выше
экспериментального. Контраст такого подхода с современной практи-
кой познания. Значение изменения. Под актуальными, или реалисти-
ческими, понимаются условия, вызывающие изменения. Идеалы ста-
новятся в большей степени методами, нежели целями. Пример с устра-
нением расстояний. Изменения в концепции философии. Проблемы,
существенные для философии. Общественное понимание и согласие.
Практическая проблема реального и идеального.
Глава VI. Значение логической реконструкции 90 32
Нынешнее замешательство в сфере логики. Логика регулятивна и нор-
мативна, поскольку она эмпирична. Пример из математики. Мышление
491
возникло благодаря конфликтам. Очная ставка с фактом. Реакция -
ожидание или предвидение. Важность гипотез. Беспристрастное иссле-
дование. Значение дедуктивной функции. Организация и классифика-
ция. Сущность истины. Истина наречна, она-не вещь.
Глава VII. Реконструкция в области моральных понятий 105 37
Общие элементы традиционных теорий. Всякая нравственная ситуация
уникальна. Приоритет особых, или индивидуальных, случаев. Несос-
тоятельность общих целей. Общность целей и правил имеет только ин-
теллектуальную ценность. Пагубность деления благ на внутренние и
инструментальные. На природные и нравственные. Нравственная цен-
ность естествознания. Значение открытий в морали. Развенчание фа-
рисейства. Рост как цель. Оптимизм и пессимизм. Концепция счастья.
Критика утилитаризма. Вся жизнь имеет нравственное значение, по-
скольку она учит нас.
Глава VIII. Как реконструкция повлияет на социальную
философию 119 42
Изъяны нынешней логики социальной мысли. Невнимание к индиви-
дуальным случаям. Недостатки органической теории общества. Ущер-
бность понятия о неизменном эго, или индивидуальности. Доктрина
интересов. Реформа морали и институтов. Нравственная проверка об-
щественных институтов. Социальный плюрализм. Политический мо-
низм, догма национального государства. Приоритет объединений. Ин-
тернациональный гуманизм. Организация как придаточное понятие.
Свобода и демократия. Став привычной, интеллектуальная реконст-
рукция окажет влияние на воображение и, стало быть, на поэзию и ре-
лигию.
стр. том
ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА 133 47
Предварительные замечания 134
Введение. Проблемы человека и текущее
состояние философии 135
Часть I. Демократия и образование 149 51
1. Демократические убеждения и образование (1944) -
2. Демократия и образование в современном мире (1938) 157 54
492
3. Демократия бросает вызов образованию (1937) 165 58
4. Демократия и организация образовательного
процесса (1937) 173 61
5. Учитель и его мир (1935) 182 65
6. Проблема колледжа гуманитарных наук (1944) 192 69
7. Потребность в ориентации (1935) 196 70
8. Авторитет и противодействие социальным
переменам (1936) 199 71
9. Свобода и общественное управление (1935,1936) 213 76
10. Будущее либерализма (1935) 224 81
Часть П. Природа человека и ученость 236 86
1. Вызов либеральному мышлению (1944) -
2. Бунт против науки (1945) 249 91
3. Отношения науки и философии как базис
образования (1938) 252 92
4. Религия, наука и философия (1936) 256 93
5. Что такое социальное исследование? (1938) 264 96
6. Изменяется ли человеческая природа? (1938) 267 97
7. Природа в опыте (1940) 274 99
Часть III. Ценность и мышление 287 103
1. Логические условия научной трактовки нравственности -
Раздел 1. Употребление понятия "научный" -
Раздел2. Возможность логического регулирования моральных
суждений 289 104
Раздел 3. Природа научных суждений 291 104
Раздел 4. Логический характер этического суждения 302 108
Раздел 5. Категории науки этики 305 110
Раздел 6. Психологический анализ как условие регулирования
этического суждения 307 111
Раздел 7. Социологический анализ как условие регулирования
этических суждений 312 112
Резюме. 316 114
2. Оценочные суждения и непосредственное качество (1943) 318 115
3. Еще об оценивании как суждении (1943) 327 117
4. Несколько вопросов относительно ценности (1944) 337 121
5. Двойственный смысл "внутреннего блага" (1942) 345 123
6. Знание от природы и знание от искусства (1944) 347 124
7. Как можно познать сознание? (1942) 359 128
8. Объективизм-субъективизм современной философии (1941) 365 130
9. Исследование и неопределенность ситуации (1942) 375 133
10. Пропозиции, гарантируемая утверждаемость и истина (1941) 382 135
493
Часть IV. О мыслителях 402 141
1. Джеймс Марш и американская философия (1941)
2. Философия Уильяма Джеймса (1942) 419 147
3. Исчезающий субъект в психологии Джеймса (1942) 432 152
4. Философия Уайтхеда (1937) 443 156
Л. Е. Павлова. Исследование как кредо жизни и философии 451нет
Примечания 468 нет
Именной указатель 487 нет*
*Тупые и наглые издатели выбросили из книги около 50 страниц.