Но если мы все же имеем некоторую возможность определять приоритеты и выбирать варианты поведения, то нужно признать, выбор наш далеко не всегда бывает удачен.
В настоящее время в человеческом обществе наблюдаются
следующие особенности и тенденции:
Дальнейшее развитие науки, техники и технологий.
Освоение имеющихся источников сырья и энергии, открытие новых.
Создание материальных ценностей и совершенствование сферы услуг.
Постоянное увеличение информационного потока.
Расширение возможностей для получения людьми необходимой информации.
Достижения медицины по предупреждению и лечению болезней.
Экономический подъем отдельных стран, (опережающий другие), достаточно высокий уровень жизни некоторых социальных групп.
В то же время:
Чрезвычайно высокие темпы количественного роста населения планеты, опережающие возможности минимального удовлетворения интересов каждого человека.
Неравномерность прироста населения в разных регионах.
Миграционные процессы, нередко дестабилизирующие обстановку в странах пребывания мигрантов.
Неодинаковый уровень экономического и культурного потенциала государств. Нерациональное, затратное расходование природных ресурсов, их истощение. Перепроизводство товаров в одних странах и острый недостаток в других.
Варварское отношение к природе.
Значительный и зачастую невосполнимый экологический ущерб.
Явные и неоправданные диспропорции в распределении благ между людьми. Имущественные противоречия.
Обнищание значительных слоев населения планеты.
Отсутствие у многих людей равных с другими возможностей реализовывать свои способности и удовлетворять потребности.
Несправедливость в социальных отношениях.
Безработица.
Но, наряду с этим,
массовое уклонение от общественно полезного труда и необоснованные амбиции бездельников, стремящихся к незаслуженному благополучию.
Неравенство граждан перед законом.
Сдерживание полноценного интеллектуального и культурного развития людей.
Низкий уровень гуманитарного образования.
Деградация культуры.
Понижение "планки требовательности" к искусству, подмена искусства развлечениями. Потакание пошлости и дурновкусию.
Развитие в людях личных качеств, повышающих управляемость и потому удобных для управляющих.
Применение информационных и психологических методов воздействия, вызывающих деформации сознания и формирующих необъективное мировоззрение.
Культ потребления.
Поощрение не оправданных необходимостью и личными возможностями запросов. Искушение кредитами при отсутствии реальных возможностей их погашения. Жизнь "взаймы".
Обособление людей друг от друга, "атомизация" личностей.
Растущий эгоизм и эгоцентризм.
Кризис морали и права.
Криминализация общества.
Распространенность фактов невыполнения договорных обязательств отдельными людьми и организациями (в том числе властью).
Коррупция в органах власти. Нередко объединение власти и криминала.
Международные преступные организации.
Нарушения государствами международных договоренностей.
Стремление некоторых стран к доминированию в международных отношениях. Необоснованное и неправомерное вмешательство во внутренние дела других государств.
Не затихающая борьба между людьми, организациями и государствами за свои интересы.
Применение в достижении целей методов обмана, давления и прямого насилия.
Создание коалиций (групп людей, организаций и государств) и прекращение их существования.
(Глобализация позволяет распределять функции между организациями и странами-участниками; увеличивать общую экономическую, политическую и военную мощь. Вместе с тем, объединяясь, организации и государства утрачивают значительную долю самостоятельности и суверенитета. Происходит снижение материального уровня жизни некоторых слоев населения.
В таком, не имеющем границ конгломерате, быстрее и шире распространяются социальные инфекции. Труднее происходит выход из экономических и политических кризисов, поскольку они затрагивают уже не отдельные государства, но целую общность).
Наличие огромных запасов оружия. В том числе средств массового поражения, способных ликвидировать жизнь на планете.
Религиозный экстремизм. Конфликты. Войны. Терроризм.
Главная коллизия между добром и злом, между истинными гуманитарными ценностями и их искажением, завуалированным или откровенным отрицанием.
Недостаточная консолидация здоровых сил и слабое сопротивление нарастающим отрицательным явлениям, разрушающим человечество.
(Позиции приведены без ссылок на статистические данные и конкретные факты для краткости изложения, учитывая формат данной работы. Однако, на мой взгляд, все это достаточно очевидно и вряд ли в данном случае я открываю кому-то глаза на мир.)
Таким образом, налицо ряд серьезных негативных тенденций при том, что необходимых условий и причин для их торможения не наблюдается.
Если же проецировать эти тенденции на будущее, ситуация должна лишь усугубляться, пока быть может какая-нибудь общая беда не заставит людей одуматься и начать всерьез бороться за выживание. Между тем "хозяева мира", манипулируя общественным сознанием, приучают людей обитать именно в этой деградирующей системе и оставаться лояльными к установленному порядку.
Подходы не новы: "В древности те, кто следовал дао, не просвещали народ, а делали его невежественным. Трудно управлять народом, когда у него много знаний. Поэтому управление страной при помощи знаний приносит стране несчастье, а без их помощи приводит страну к счастью. Кто знает эти две вещи, тот становится примером для других" (Лао-цзы VIV вв. до н.э.) [140].
Как видим, современные "управляющие" древние рекомендации усвоили невежество насаждается активно и изощренно.
В этом смысле достижения налицо. Вот только всеобщего благоденствия пока не наблюдается... Безрадостная перспектива движения человечества навстречу тяжелым испытаниям естественно вызывает вопрос о том, какая модель устройства отличалась бы от существующей, но при этом была бы жизнеспособной и отвечала интересам здоровых слоев общества.
Для такой модели можно придумать сколько угодно названий, (хотя для тех, кто сидит за обеденным столом, вряд ли имеет существенное значение, является ли арбуз овощем, фруктом или ягодой был бы сладким).
Но обозначение все-таки должно быть и, на мой взгляд, наиболее верно суть предмета отражало бы понятие "рациональная система", как противоположность системе нерациональной, иррациональной, неустойчивой
РАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО = РАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА
В противовес всем "мерзостям жизни" людьми издавна владело стремление ко всеобщей справедливости и благополучию. Платон Афинский, Томас Мор, Томмазо Кампанелла, многие другие философы, писатели, да и просто мечтатели пытались создать умозрительную модель, если не идеального, то по крайней мере, более совершенного общества.
Вообще-то представить в уме благостную картину, когда люди улыбаются, говорят друг другу исключительно приятные вещи и дарят цветы несложно. Однако вся проблема в том, что нашим фантазиям значительно проще возникнуть в сознании, нежели чем потом, в результате объединенных усилий стать действительностью. Это похоже на пожелание, чтобы погода всегда была хорошей. Пожелание пожеланием, но погода от этого не меняется.
Вот и сейчас можно услышать, как человечество переселится на другие, богатые природными ресурсами планеты, а уж потом заживет счастливо и беззаботно. Остается только вопрос насколько изменимся в лучшую сторону мы сами?
Что до ресурсов, то они не исчерпаны пока и на Земле, но используются варварски, а блага распределяются несправедливо. Разумеется, человечество не застыло в одном и том же цивилизационном состоянии. Так, рабовладение и крепостничество представляли собой общественные устройства, допускавшие крайние проявления неравенства и угнетения человека человеком. Эти типы организаций сохраняли устойчивость до тех пор, пока изменившаяся экономика не потребовала квалифицированных работников и новых, более действенных стимулов производства.
Развивались наука, техника, торговля. Росли города. Появлялись новые социальные группы. Зарождались гуманистические идеи. Менялись нормы морали и права. Постепенно прямое насилие уступало место материальным, моральным и психологическим методам управления населением и способам привлечения людей к труду.
Несколько иным стал характер взаимоотношений в обществе. Однако, несмотря на это, и независимо от того, какие бы формы ни приобретало общественное и государственное устройство, по-прежнему есть состоятельные и есть неимущие, есть те, кто принимает решения и те, кто их выполняет. Наконец, вовсе не исчезло насилие: криминальное; а также в ходе вооруженных конфликтов и войн; или со стороны государства в виде принуждения к выполнению законов.
Еще в ХIХ веке К. Маркс и Ф. Энгельс написали ставший потом знаменитым "Манифест Коммунистической партии": "Призрак бродит по Европе призрак коммунизма" [141]. Такими словами начинался "Манифест". Призрак, по замыслу авторов, должен был блуждать до тех пор, пока какая-нибудь наиболее развитая в промышленном отношении страна не созреет для социалистической революции.
В начале ХХ века Россия, исходя из марксистской теории, таковой готовности не имела, но большевики смело пошли на эксперимент. И эксперимент не удался, о чем стало понятно уже на стадии "развитого" социализма. (Хотя виноваты во многом сами "борцы за счастье народное", взявшие на себя роль народных поводырей.) Однако опыт не был бесполезен.
Он дал огромный эмпирический материал, начиная с того, как опасно иметь во главе государства безответственных и неспособных к управлению людей, заканчивая тем, что в условиях низкой политической культуры, пассивности и забитости населения самые лучшие пожелания перспектив не имеют.