В процессе борьбы сначала за выживание, а потом и за качественное существование, люди объединяли свои усилия для хозяйственной деятельности, установления внутреннего порядка взаимоотношений и отражения нападений врагов. Постепенно за той или иной общностью "закреплялись" территории, считавшиеся своими в силу естественного права факта проживания и владения. Распределение в обществе функций и территориальная определенность привели к появлению наиболее крупных многопрофильных организаций-государств.
Государства (страны) - исторически сложившиеся в пределах территории организации людей, обладающие характерными атрибутами. Государства включают в себя сушу; водное и воздушное пространство; недра; растительный и животный мир; население; временно пребывающих в государстве людей из других стран; продукты труда.
Народ (население) данного государства объединен общей историей; укладом жизни; культурой (бескультурьем, впрочем, бывает тоже); языком; обычаями и традициями; преобладающей идеологией существования; религией или атеизмом; морально-этическими и правовыми нормами...
Любой народ имеет один и тот же "набор" характерных свойств, что и другие народы, но разнятся качественные наполнения этих свойств, их параметры и соотношения. (Например, каждый народ имеет свои традиции, язык общения в этом есть сходство всех народов, но сами традиции и языки отличаются друг от друга в этом разница качественного наполнения.)
Политики на словах обычно идеализируют народ (хотя в каких-то ситуациях не стесняются называть часть того же самого народа неуправляемой массой, сборищем или толпой). Что вполне объяснимо ведь политик заявляет о себе как о представителе всего народа. Он убеждает нас в том, что выражает якобы общие интересы и выступает от имени консолидированного общества. Тем самым делает попытку увеличить свой политический вес, а также расширить "электоральную базу" группу населения, готовую отдать голоса на выборах.
На самом же деле выражать интересы сразу всех социальных групп практически нереально ввиду различий и множества противоречий между ними. Так, бюрократия на всех уровнях желает, чтобы народ ее любил, но в тоже время побаивался, беспрекословно подчинялся и не замечал недостатков, но при этом сама, в лице некоторых своих представителей, работает без особого напряжения и ставит личные интересы выше общественных.
Каждый человек из народа хочет чтобы власть и общество заботились о нем. Но не каждый соблюдает нормы морали и закона. Не каждый добросовестно трудится. И не каждый "горит желанием" помогать власти в ее законной деятельности на благо того же народа. Богатые стремятся обогатиться еще больше и не обременены думами о бедных, а бедные считали бы справедливым отнять у богатых накопленное (причем все и у всех без разбора).
Воры мечтают о том, чтобы двери в домах не запирались на замки, а грабители и маньяки чтобы жертвы вели себя благоразумно и не кричали в темных переулках. В то же время, законопослушные граждане хотели бы жить среди таких же нормальных, уважающих законы людей и быть под защитой власти. И так далее. Всю эту массу противоречий примирить возможно только на словах. Власть же старается эти противоречия по возможности не замечать.
В целях объективности, и имея в ввиду, что понятие "народ" регулярно используется в политических и идеологических спекуляциях, стоит это обсудить подробнее.
Итак. Народ следует рассматривать не как некое обезличенное целое, но как сложную систему. Да, народ, подобно организму человека, единый организм. Однако это неоднородная масса группы, составляющие народ, имеют свои особенности. Внутри групп есть подгруппы, которые, в свою очередь, тоже состоят из элементов-людей, каждый из которых индивидуален. Причем, в любом обществе есть здоровые и деструктивные силы разница в их количественных характеристиках, соотношениях и активности.
Отсюда бытует мнение о том, что любой народ имеет "свое лицо, свой характер", обладает присущими только ему достоинствами и недостатками. Еще говорят о том, что каждый народ заслуживает своего правительства. Или о том, что стране слепых положен одноглазый король (звучит хотя и резко, но по сути верно).
== А кто положен стране дураков с психологией мерзавцев в 13 веке? ==
Действительно, данный народ характеризуют: особенности социальных групп, их количественный и качественный состав, а также господствующая идеология; экономика; культура; система управления и нравственно-правовой климат в государстве. Народ ответственен (пусть не в юридическом смысле) за каждого своего гражданина и за тех людей, что находятся у власти. Иначе и быть не может, ведь внутреннее содержание народа это конкретные люди. Успехи народа свидетельство мудрости; верно определенных целей и методов их достижения; эффективного управления; результат правильного воспитания людей. А недостатки продолжение ошибок, поскольку совершают их не инопланетяне, но представители народа.
Если народ не стремится к самосовершенствованию, довольствуется потреблением, ему грозит ожирение тела и души. Если народ терпит в своей среде подонков и не борется с ними, значит он утратил иммунитет к социальным инфекциям. Если смирился с негодной властью (а она тоже не от марсиан), значит такая власть этому народу соответствует.
== Тут нужно ввести понятия "большинство народа" и "меньшинство народа". Но какая-то часть народа похожа на блядь которая бежит то туда, то сюда... ==
К сожалению, народы так же, как конкретные люди, имеют схожие слабости и изъяны. Еще в ХVI веке исследователь механизмов власти Никколо Макиавелли писал:
"...народы вообще, по самой природе своей, крайне непостоянны, и если порою и легко бывает убедить их в чем-либо, то удержать их в этом убеждении все-таки чрезвычайно трудно" [134].
А разве в наше время что-то изменилось? Преобладающее в данном социуме общественное мнение и сегодня далеко не всегда отличается содержанием здравого смысла, последовательностью и постоянством. Народы в значительной массе довольно быстро поддаются идеологической обработке, склонны впадать в коллективное заблуждение и подвержены социальным болезням. Когда болезни становятся заметными и угрожают устойчивости государства, мы говорим о пороках организма в целом, то есть о пороках народа.
Точно также мы считаем заболевшего человека больным при том, что какие-то органы у него продолжают служить исправно. И не следует в целом идеализировать никакой народ, представляя его некой безгрешной сущностью, носителем мудрости и доброты. Такая оценка в принципе не может быть объективной, тем более она принижает роль здоровой части общества, вытаскивающей на себе груз ответственности перед страной, и затушевывает негативную роль разрушителей.
Конечно, признак, характерный для определенной, даже весьма значительной по количеству группы, несправедливо механически распространять на любого отдельно взятого представителя данного народа (что, к сожалению, в невежественной среде происходит довольно часто). Например, если в каком-нибудь государстве распространена преступность, мы говорим о заметной криминализации общества, хотя это вовсе не означает, что каждый человек здесь преступает нормы уголовного законодательства. Или, если руководство государства привержено определенной идеологии и реализует ее, это не значит, что каждый гражданин страны данную идеологию и политику поддерживает.
Сложность такой системы как народ и глубина процессов, происходящих в нем, требует объективного, но вместе с тем и деликатного подхода к обобщенным суждениям и оценкам. Тем более, если речь идет о негативных фактах, так или иначе бросающих тень на все общество.
Любое государство базируется на экономической деятельности, имеющей сходство с работой силового агрегата человеческого организма получаемые от природы полезные компоненты перерабатываются и трансформируются в требуемые для жизни предметы и энергию. В основе экономики - собственность, то есть узаконенная принадлежность неких объектов данному лицу, организации или государству. При этом наиболее существенное значение имеет кому принадлежит земля, природные ресурсы, средства производства и крупные капиталы.
Экономика, как и всякая другая организованная деятельность, строится на объединении усилий и распределении функций, то есть на договорных отношениях. Часть общества добровольно или в силу сложившихся условий, в том числе вынужденной необходимости, принимает на себя обязательства:
по выполнению задач производства сельскохозяйственных продуктов;
часть занята в промышленности;
часть предоставляет услуги. К специфическим услугам можно отнести функционирование государственных институтов, банковскую, инвестиционную деятельность и некоторые другие.
В результате экономической деятельности создается товар = продукты (материальные, информационные) и услуги, поставляемые на рынок для продажи. Специфическим товаром является труд деятельность по изготовлению продуктов или оказанию услуг. (Понятие "рабочая сила", применительно к труду и товару неудачно, поскольку трудовая деятельность может быть не только физической, но и интеллектуальной.)
Рынок трудовых ресурсов дает работодателю возможность выбора исполнителя работ. По трудовому договору работник обязуется выполнять те или иные действия (работу), а работодатель, в свою очередь, производить оплату. Кроме "внутренних" производителей, товары, в том числе технологии производства, поставляют на рынок зарубежные поставщики (импорт). В свою очередь товары, производящиеся в данном государстве, распределяются не только на внутреннем рынке, но также и за границей (экспорт).