Участники некоторых групп могут одновременно входить в другие группы. К примеру, аристократы нередко занимали посты в государственном управлении или состояли на военной службе. Крестьяне выступают в качестве самостоятельных частных предпринимателей или наемных работников; группы чиновников и служащих частных организаций, как правило, формируются из специалистов различного профиля.
Обозначения каждой группы и подгруппы в любом случае должны иметь достаточные определения, так как большинство споров возникает именно по причине их неясности и неполноты. К примеру, интеллигенцией считаются: "Работники умственного труда, обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры" (Словарь русского языка) [133].
Если остановиться на этом определении, в группу интеллигенции, помимо других, попадут люди, чье поведение не слишком сочетается с культурой, а также с представлениями о порядочности. Формально они тоже интеллигенты, но назвать их так не повернется язык потому, что вошло в привычку считать интеллигента "приличным" человеком.
Размытость формулировки и жизненные реалии породили обозначение отдельной подгруппы, входящей в общее понятие интеллигенции, а именно: "гнилая интеллигенция". Кое-кто считает таковой всю интеллигенцию вообще, что разумеется, несправедливо.
(Подгруппы с отрицательным знаком есть во всех других социальных группах, но распространять признаки подгруппы на всю группу необъективно.) Если уж применять это уничижительное понятие, то вероятно, к тем, кто отсутствие таланта компенсирует самоуверенностью и крикливостью; к тем, кто критикует любые, даже правильные действия властей (тем более, если такая позиция не угрожает собственному благополучию); к тем, кто постоянно высокомерно брюзжит и неспособен к конструктивной дискуссии, ибо считает свое мнение в любом случае единственно правильным...
За примерами из жизни и литературы далеко ходить не надо. Есть такой известный сказочный персонаж рыцарь, намеревающийся убить дракона. И не просто дракона, а олицетворение бюрократии и авторитаризма. Этот рыцарь, он же положительный герой (в данном случае интеллигент и непременно в очках), на протяжении всей сказки пытается с драконом покончить, да все у него как-то не складывается. А идеологическая платформа у рыцаря такова: "Твердые убеждения могут быть лишь у рабов, а рыцарь всегда на распутье".
Удобная позиция не правда ли? Эдакий постоянно мимикрирующий рыцарь, так сказать, рыцарь-приспособленец. Конечно, основная идея борьбы со злом (то есть с драконом) для порядочного человека близка и понятна. Печально только, что герой, высказываясь в подобном духе, проявляет себя именно как "гнилой интеллигент", оставляющий для себя возможность менять убеждения в зависимости от обстоятельств.
Неудивительно, если со своим гибким мировоззрением этот "рыцарь" в конечном счете окажется у дракона в штате на побегушках (разумеется, до тех пор, пока сила на стороне огнедышащего). Или даже сам когда-нибудь выслужится и станет драконом. С таким "рыцарем" идти в разведку опасно при случае сбежит к неприятелю...
Читатель, вероятно, заметил, что я исключил из перечня групп интеллигенцию, как понятие недостаточно определенное. Ведь если иметь в виду образование и род занятий это одно, если порядочность другое, если способность рационально мыслить третье.
И далеко не всегда одно и то же лицо обладает одновременно всеми тремя качествами.
Значит, мы имеем дело с тремя группами, которые могут пересекаться, но все же различны. Вообще, на мой взгляд, эта тема не заслуживает повышенного внимания. В конце концов, все зависит от договоренности кого и кем будем называть. Как только группе дается полноценное определение, все непременно и сразу же встает на свои места.
Таким образом, рассматривая любые общественные явления, нужно изучать не только индивидуальные качества участников процессов, но, что не менее важно, учитывать особенности; потребности; интересы; а также в целом психологию и идеологию содействующих (или противодействующих) друг другу социальных групп и подгрупп. Обладание такой информацией позволяет прогнозировать поведение и развитие взаимоотношений в группах и между группами, а также рассматривать состояния и процессы на более низком структурном уровне - в подгруппах.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ
Человек живет среди людей. (Исключения единичны.) Имея общие совпадающие интересы, мы по умолчанию (негласной договоренности) действуем в одном и том же направлении, либо, наоборот, воздерживаемся от каких-то действий. Или гласно договариваемся о синхронизации поведения, об объединении физических и интеллектуальных усилий, а также о распределении между собой тех или иных функций.
== Интересно, далее в тексте книги господин Зотов хоть что-то скажет о "стихии и хаосе" жизни толпы, о соотношении стихии и хаоса с межличностной организацией людей?
Относится ли к организации совместный поход за грибами? Или совместная поездка на рыбалку? Если в данном поселении 10 тыс. жителей то за год сколько человек хотя бы один раз примут участие в некоей организованной деятельности? А в городе на 50 тыс. жителей сколько будет человек в пересчёте на 10 тыс. жителей?
А ярмарку или празднование дня рождения вождя самочинно организованное местной Управой можно признать формой организации?
Вот уже мы поняли, что организация возможна живая и дохлая. Что же можно в этой теме накопать если не пожалеть времени на писание больше 5 страниц... ==
Предпринимая скоординированные усилия по достижению целей, группа становится организацией. На протяжении жизни люди "вливаются" во множество организаций различного назначения. Собственно, даже самая обычная договоренность позвонить друг другу по телефону или встретиться в условленном месте создает организацию неофициальную, временную и ограниченную данной целью.
Поступая в театральный кружок или записываясь в клуб любителей животных, человек становится элементом организаций, по крайней мере до тех пор, пока он осуществляет определенные действия и связан соответствующими договоренностями.
== Клуб любителей животных... Кружок марксистов в 2020 году... И там и здесь будут как тупейшие болваны, так и вполне умные люди... Но где же будет больше умных людей и насколько больше их окажется? В клубе кошатников?! ==
Наиболее распространенными организациями являются:
-семьи; предприятия; учреждения;
-общественные объединения различной направленности;
-государства; международные сообщества.
Организация - необходимое условие для обеспечения человеческого существования. Организация "копирует" и воспроизводит функции абстрактного человека, повышая их эффективность своими совокупными возможностями. Она имеет идеологию существования понимание окружающего и своего места в нем; цели, задачи, методы и средства по их достижению.
== У общественной организации откуда возьмётся "идеология"... Там до предела выражается истина "сколько людей -столько и мнений"...
Если общественная организация из всего что "нужно в теории" берётся делать только самое необходимое, то будет ли полноценным на перспективу больше 7 лет результат её деятельности?
Поэтому общественные организации нужно подразделять по типу их деятельности на бессистемные и системно деятельные.
Мало ли "общественных" "организаций" были в СССР с 1960 по 2010 год... И все оказались только звуками слов своих названий, все передохли в интервале от 3 до 20 лет. И где же основательная научная история по теме "общественные организации в России"?
Россия по фактору "общественные организации" всё ещё находится на уровне 1927 года когда начался постоянный разгром всего и всех похожего на общественную организацию.
И в моральном и в военно-стратегическом отношении у страны с подлинной общественной деятельностью безусловное преимущество перед страной где тупые и равнодушные болваны изображают общественную деятельность которую желают видеть очередные болваны пролезшие в число 500 высших лиц власти... ==
Так же, как человек, организация получает информацию, обрабатывает ее, формирует конкретные планы и выполняет их.
== То есть, содержит для этой возни оплачиваемых работников. Ну и где тут "общественная организация"?
Если есть понятие общественная организация, то необходимы понятия "антиобщественная организация" (сборище в партии советских коммунистов -антикоммунистов), и "общественная дезорганизация" (которая в России после 1927 года была постоянным действующим фактором .==
Устройство любых организаций, начиная с семьи и продолжая производством, отдельным учреждением или в целом государством, подобно структуре человека: управляющий центр (оператор), информационная база и мыслительный механизм, система двухсторонней связи центр периферия и внутри периферии.
== Разве в России в Кремле и окрестностях имелся "мыслительный механизм"?! Что он там выдавал в разных "аналитических обзорах"? Нечто до такой степени откровенно дурацкое, что эта часть правительственной документации засекречена или вообще давно уничтожена как "черновики документов"? ==
А также силовой агрегат с элементами, выполняющими программу и конкретные команды. Для организаций (учреждений, производств, государств, международных объединений) характерна схема централизации и распределения функций. Она повторяет форму пирамиды, стоящей на основании и острием вверх. Иначе быть не может. Любая совместная деятельность предполагает обмен сведениями, но без аккумулирующего информацию центра, одними лишь горизонтальными контактами, в более или менее крупных коллективах, не обойтись.