Только здесь нужно добавить, что это не один и тот же человек. Это разные люди. Уподобляя добро и зло свету и тьме, можно сказать что формируясь, кто-то вступает в свет, кто-то опускается во тьму, остальные занимают промежуточное положение между двумя средами.
== Остальных настроения таскают между подлостью и подвигом как черти... ==
Одни становятся созидателями, просветителями, защитниками добра. Другие "пускаются во все тяжкие". Третьи в лучшем случае нейтральны и бесполезны, в худшем рано или поздно переходят на сторону зла.
Элементы, составляющие личность и характер у каждого человека, имеют свои особенности. Принимая за признак наиболее существенные свойства душевной индивидуальности из известных, можно выделить две кардинально различающиеся основные группы.
Особенности первого порядка:
Всесторонне развитый, высокий интеллект.
Объективное мировоззрение, трезвая самооценка.
Скромность, но в то же время, здоровое честолюбие.
Обоснованная уверенность в себе.
Высокая культура.
Сильная воля.
Смелость.
Решительность.
Уравновешенность.
Стремление к самосовершенствованию.
Целеустремленность.
Разумная открытость.
== "Неразумная открытость"? Или полезнейшая "независимость от чужих мнений и оценок"? ==
Правдивость. Доброжелательность к другим, не заслуживающим отрицательного отношения к себе, людям.
== Что изменится от моего отрицательного отношения к охамелому подонку, которому всего 16 или даже 26 лет? А если ему уже 66 лет -полезно ему в глаза наговорить кто же он на самом деле среди людей? Практически все люди негативного типа относятся к одной из многих разновидностей "дураков от рождения"... ==
Отсутствие завистливости.
Способность к сопереживанию.
Коммуникабельность и коллективизм (корректное отношение к окружающим, способность быть участником деятельности коллектива, организации).
Любовь к природе и бережное отношение к ней.
Добровольное следование разумным моральным, этическим и правовым нормам, установленным обществом.
Понимание эстетики.
Трудолюбие.
Работоспособность. == Мера работоспособности даётся от природы и ограничена состоянием здоровья. ==
Бережливость.
Принципиальность, убежденность.
Порядочность, честность.
Неуклонное выполнение взятых на себя обязательств. И другие.
Особенности второго порядка:
Низкий или односторонне развитый интеллект.
Искаженное, необъективное мировоззрение.
Преувеличенное самомнение, нездоровое честолюбие и тщеславие.
Нескромность.
== Нескромность присуща только тому, кто себя высоко оценивает в той сфере, где он ничего заметного не делает больше 12 месяцев и целеустремлённо. В остальных случаях "если сам себя не похвалишь -дураки никогда не догадаются". Моя нескромность куда хуже тупого вашего неуважения ко мне? Это при том, что вы, набитая дура или окозлевший дурак, за 70 лет жизни можете ни разу не увидеть человека который "хочет стать писателем" или "стихи пишет", или в райцентре в свои 19 лет -единственный за 100 лет кто в 19 лет прочитал уже "7 книжек"? ==
Высокомерие.
Низкая общая культура, в том числе касающаяся межличностного общения.
Безволие.
Трусость.
Нерешительность.
Нежелание совершенствоваться.
Лень.
Отрицание необходимости для себя выполнения обоснованных моральных, этических и правовых норм, установленных обществом.
Эстетическая неразвитость.
Недоброжелательность и некорректное отношение к окружающим.
Нелюбовь к природе, небрежное или варварское отношение к ней.
Замкнутость.
Равнодушие.
Эгоизм, эгоцентризм.
Завистливость.
Неуравновешенность.
Агрессивность.
Жестокость.
Жадность или, наоборот, расточительство.
Нечестность.
Лживость.
Беспринципность, непорядочность, необязательность. И так далее.
На основе некоторых из перечисленных качеств второго порядка возникают различные виды ксенофобий нетерпимости к окружающим по социальным, религиозным, этническим, национальным, расовым, половым и другим признакам. Острые формы отдельных отклонений граничат с психическими расстройствами и заболеваниями.
Наиболее распространенной и общепринятой является точка зрения, причисляющая первую группу к положительным (добро, свет), а вторую к отрицательным (зло, тьма) особенностям личности. Такое мнение вполне объяснимо, ибо душевные качества определяют поведение человека, а значит, характер его взаимоотношений с природой и коллективом. Не будет преувеличением сказать, что почти все наши неприятности и беды связаны с людскими недостатками и пороками, а успехи с достоинствами.
== Точнее: почти все наши неприятности и беды связаны с недостатками и пороками окружающих людей, а наши успехи - плоды наших личных достоинств. ==
То, что работает на благополучие и укрепляет устойчивость систем, мы справедливо считаем положительным качеством. То, что устойчивость систем нарушает и в итоге может привести к разрушению относим к отрицательным. Уместно вспомнить: "...благо лишь то, в чем присутствует добродетель, а то, что причастно злу постыдно" (Сенека) [130].
Разумеется, на практике уверенно "зачислить" конкретную личность в одну из групп душевной индивидуальности, имея в виду в целом весь комплекс свойств, как правило, не удается. Например, такие черты как сильная воля, целеустремленность, работоспособность, смелость и некоторые другие, которые мы расцениваем как положительные, могут принадлежать и положительному и отрицательному в иных отношениях типам.
Порядочный человек совсем не обязательно обладает высоким интеллектом, а непорядочный может быть интеллектуально развитым. Чрезмерное тщеславие, хотя и считается (вполне справедливо) отрицательным качеством, но в определенных случаях играет положительную роль (некоторые полководцы, выигрывающие сражение; спортсмены, устанавливающие рекорды; актеры, блистающие на сцене...).
Даже положительному (в других чертах) человеку свойственно порой заблуждаться и ошибаться, поддаваться эмоциям, проявлять в определенных ситуациях слабость, лень... В реальности людям принадлежит множество переплетающихся комбинаций элементов характера и в этой связи стоит упомянуть о типичной ошибке восприятия, когда вопреки логике непременно хочется по отдельным признакам выставить конкретной личности общую однозначную оценку.
Нередко этой психологической особенностью пользуются манипуляторы сознанием, чтобы замкнуть нас на определенной однозначной позиции создать в глазах окружающих чей-то положительный или, наоборот, отрицательный образ. Так, нам иногда рассказывают, что некий высокопоставленный чиновник (или общественный деятель) обладает какими-то положительными качествами, например, обожает своих детей и тонко чувствует искусство. Тем самым предполагается вызвать чувство умиления, приязни и уважения в целом.
Однако достаточно ли этих достоинств для выполнения важных государственных или общественных обязанностей? Любить детей и быть эстетически развитым, конечно, неплохо.
== Сразу представил себе очередного Президента России по кабинету которого носятся сразу 25 кошек или на макушке которого задумчиво сидит на корточках крыса... В этом случае сколько губернаторов в России обзаведутся кошками и крысами? ... ==
Но от руководителя, да и от любого другого участника организации мы в первую очередь ожидаем эффективной работы, и если он не справляется со своим делом, то его наклонности и увлечения тут ни при чем. К тому же вдруг может выясниться, что упомянутый любитель детей и искусства собрал какую-нибудь уникальную коллекцию, употребив на это средства, добытые незаконным путем...
Особо нужно сказать о так называемых исторических личностях о тех, чьи слова и поступки оказывают влияние на большие социальные группы, целые народы и государства, о тех, кто оставляет заметный информационный след в памяти поколений.
Знание личностных качеств позволяет найти связь между ними и возникающими намерениями, но главным образом личность характеризует конкретная деятельность и ее результаты. Причем, если исследователь объективен и цель его состоит не в том, чтобы кого-то только возвеличивать или, наоборот, клеймить позором, не следует спешить выставлять окончательную и однозначную оценку (иногда она вовсе не нужна). Учесть все плюсы и минусы, тем более подвести общий итог не просто.
У каждой эпохи и страны есть свои особенности, влияющие на характер и поведение людей. Одни события происходят благодаря данной личности, другие, наоборот, вопреки, а еще какие-то независимо от поведения данного человека. Мнение же, отражающее лишь одну сторону жизни, никогда не будет в полной мере соответствовать реальности, даже если речь идет о безусловном благодетеле или о явном злодее.
Ошибка в оценке личности допускается и в тех случаях, когда некоторые излишне эмоциональные люди утверждают, будто гений якобы гениален во всем, а чудачество дополнительный, и чуть ли не обязательный признак гениальности (выходит чем чуднее, тем гениальнее?). Более того, считают что творческим натурам позволительно выходить за рамки допустимого, но относиться к ним, тем не менее, следует по-прежнему с неизменным восхищением.
Мнение достаточно распространенное, но вряд ли правильное. Выдающиеся люди так же, как ничем не приметные, могут иметь трудно переносимые окружающими недостатки и оправдывать эти недостатки не стоит, о какой бы личности не шла речь. Разумеется, мы не перестаем читать стихи, узнав, что поэт небезупречен в семейных отношениях. Восхищаемся научным открытием, хотя ученый, его совершивший, обладает скверным характером. Для реалиста истина не перестает быть таковой в зависимости от личных качеств и поведения носителя потому, что истина и ее источник разные предметы.
== Источник новой истины в нашем поколении и её открыватель (= осознал суть дела) - совершенно разные вещи... Источник новой истины -новая общественная ситуация. ==