К примеру, осеняющие себя крестным знамением имеют в виду крест исключительно как символ христианства. Но ведь крестное знамение может символизировать движение мысли в трехмерном пространстве (сам крест два вектора, движение от живота к правому плечу вектор глубины), а молитвы, обращенные к Богу могут представлять собой не только словосочетания, но сигналы нашего разума, посылаемые в метафизический космос.
Однако куда важнее религиозных обрядов поступки, вытекающие из веры или знания о Боге. Иные готовы расшибить себе лоб в молитвах, перецеловать все иконы и отощать в постах, лишь бы не заниматься настоящим делом.
Другие грешат, чтобы потом каяться (не всегда искренне) и снова грешить. Напомню слова из Корана: "И когда они встречают тех, которые уверовали, они говорят: "Мы уверовали!". А когда остаются со своими шайтанами, то говорят: "Мы ведь с вами, мы ведь только издеваемся". (Коран, 13 (14)) [127]. Об этом же Новый Завет: "...так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры..." (От Матфея, гл. 23) [128].
Закономерно возникает вопрос: разве Всевышний создавал нас для того, чтобы мы притворно заявляли о своей вере и благочестии, но в то же время делали гадости, истребляли друг друга, губили природу, а потом вымаливали у Него прощение? Или уходили в затворничество, не занимались ничем полезным, а лишь восхваляли Его?
Нужны ли подобные нелепости Творцу? Или Он на конкретных примерах дает нам возможность наблюдать варианты нерационального поведения? Будем надеется, что все это лишь "болезни нашего роста", или, как сказали бы эволюционисты: характерно для определенной ступени общественного развития. И еще одно утешает: человечество создано Богом, скорее всего, не как полигон для самоуничтожения и не для принесения жертвы иначе конец света давно бы уже состоялся...
Таким образом, мы имеем дело с тремя вариантами понимания реальности и пребывания в ней Всевышнего объективный реализм, атеизм, религии. Каждый человек принимает для себя то, что считает правильным. Варианты такие:
Познавать и искать свое предназначение.
Отрицать очевидное и утверждать абсурдное.
Слепо верить и молиться. Грешить, каяться и снова грешить...
ЧЕЛОВЕК И СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
Мы начинаем говорить о человеке и человеческом обществе уже с пониманием того, что речь идет об объектах системах реальности. Изучить такой объект значит определить его структуру; выявить свойства, возможные варианты поведения; составить представление о контактирующих с ним объектах; а также сформулировать законы и закономерности, которым он подчиняется.
Человечество представляет собой систему, ограниченную определенным количеством элементов людей. Эта система непрерывно обновляется путем замены составляющих смерть одних людей, каждый из которых, выполняя свою функцию в рамках Программы, оставляет вещественный и информационный след в истории, и рождение новых. Человечество принципиально отличается от неживых систем тем, что его здоровые элементы обладают разумом, способностью мыслить, осознанно выбирают приоритеты и варианты поступков.
Обмениваясь информацией и влияя друг на друга, люди становятся участниками коллективного мышления и разнообразных видов деятельности. Аккумулированная в общедоступных носителях информация (информационный банк человечества) является основой для воспитания и обучения. Человечество по различным признакам подразделяется на множество групп и подгрупп. Пол, возраст, особенности характера, социальное положение, интересы и многие другие признаки объективно выделяют эти группы из общей массы.
Для них присущи свои закономерности, которым они подчиняются наряду с другими, более общими закономерностями и законами. Группы людей объединяются в организации различного назначения, составляющие промежуточные социальные системы (подсистемы) между отдельными людьми и человечеством в целом. Организации так же, как и отдельные люди, возникают, существуют, изменяются и, наконец, прекращают свое существование.
Наиболее крупные многофункциональные организации государства и международные объединения. Каждый человек и все человеческое общество находятся в постоянном взаимодействии с природой (средой обитания) и полностью зависимы от нее. Природа источник энергии, питания и сырья, благодаря которому производятся продукты и услуги, необходимые для поддержания жизни.
Таким образом, изучая человечество, нужно иметь в виду его элементы, а также контактирующие с людьми объекты природу и результаты труда. Начну с элемента "человек".
1. ЧЕЛОВЕК
В информационном банке человечества содержится огромный массив сведений о человеке. Иные рассуждения претендуют на то, чтобы называться философскими. Однако, заслуживает ли напыщенная банальность быть отнесенной к разряду научных сведений?
Вот, например: "Истоки человека лишь частично могут быть поняты и рационализированы. Тайна личности, ее единственности никому не понятна до конца. Личность человеческая более таинственна, чем мир. Она и есть целый мир. Человек микрокосм и заключает в себе все" (Н. Бердяев Самопознание.) [129].
Не знаю, что по этому поводу думает читатель, но на мой взгляд никакой более или менее ценной информации данная сентенция не несет. А если уж посмотреть на какого-нибудь современного неандертальца (малокультурного, умственно ущербного и безмотивно агрессивного), то о каком "мире", о каком "космосе", о какой "таинственной личности" тут можно говорить? Все эти прекраснодушные восклицания годятся разве что для посредственного романа, но с позиций науки (в том числе философии) их не стоит даже обсуждать.
Мне до таких высот красноречия далеко, и я буду говорить о человеке более приземленно. Итак, человек это объект реальности. А более конкретно система ЭМ, наделенная разумом (за исключением патологий), то есть комбинированная система, включающая в себя элементы физической реальности и метафизический объект разум.
Следовательно, человек-система, сочетающая в себе свойства физических систем и метафизических объектов. Система ЭМ выступает в роли носителя и помощника разума, а разум выполняет функции самоосознания, контроля и управления всей системой.
Наибольшее сходство с подсистемами животного, растительного мира и с неживой природой имеет силовой агрегат человека. Он включает в себя органы различного назначения, обеспечивающие физическое существование системы в целом. Силовой агрегат непосредственно контактирует с объектами окружающей реальности. В силовом агрегате происходит так называемый "обмен веществ", когда извне туда по ступают необходимые для жизни компоненты и, преобразовываясь, дают энергию и вещества для поддержания внутренних связей и обеспечения процессов жизнедеятельности.
Благодаря силовому агрегату организм осуществляет движение, обслуживает себя, воздействует на окружающие объекты и участвует в информационных процессах. Показателем нормального физического состояния силового агрегата и организма в целом мы считаем его устойчивость к внешним и внутренним отрицательным воздействиям. Эта устойчивость заключается в целостности организма; нормальном функционировании всех подсистем; способности к саморегуляции; обучению; регенерации; адаптации; противодействию болезням (иммунитет); репродукции...
Сюда же следует отнести наличие силы, выносливости и реакции. Силовой агрегат в пределах назначения обеспечивает интеллектуальную деятельность человека и в целом его выживание.
Нервная система, психическая и эмоциональная сферы - врожденные подсистемы ЭМ организма, встроенные в силовой агрегат и взаимодействующие с ним. В области нервной системы и психоэмоциональной сферы расположены зоны ощущений возбуждения и усталости; боли; удовольствия и отвращения; страха; радости и уныния; и некоторые другие. Подсистемы реагируют на внешние воздействия и внутренние изменения. Возникающие импульсы достигают сознания и разума. В свою очередь, сигналы разума, воли и сознания через нервную систему передаются силовому агрегату.
Мысли, наряду с внешними воздействиями и собственным физическим состоянием организма, действуют на психику, влияют на нервное и эмоциональное состояние человека, создавая то, что мы называем самочувствием и настроением. В то же время, нервные процессы и эмоции оказывают обратное воздействие на весь организм, в том числе и на сознание.
Оптимальным для нервной системы и психоэмоциональной сферы можно считать спокойное состояние (называемое еще хладнокровием, выдержкой). Оно позволяет разуму и сознанию успешно оценивать обстановку, принимать даже в экстремальных ситуациях взвешенные, логически обоснованные решения. А воле и силовому агрегату наиболее четко воплощать решения в конкретные поступки.
Противоположны нормальному состоянию: излишняя впечатлительность, мнительность, страх, трусость, уныние и депрессия. Возможны явления иного порядка, но также ненормальные повышенные раздражительность и возбудимость, грубость, ненависть, злоба, бешенство (крайнее проявление злобы). Все эти состояния разрушительны для психики и организма в целом. Кроме того, они затрудняют или делают вовсе невозможными объективную оценку происходящего и управление собственным поведением. (Не говоря уже об отрицательном влиянии носителя данных особенностей на окружающих.)