Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Судьба России -70

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  СуРо -70
   Вл.И.Васильев
  
   Н.А.Бердяев Судьба России -70
  
   (Опубликована в Серии "Антология мысли" (зелёная обложка, 2000г.
   "ЭКСМО-ПРЕСС", Москва и др.)
  
   Замечания читателя
  
   == Общая организованность в Германии на уровне государства была в 1914 году намного выше организованности в России. Хоть на уровне принятия полезных решений в любой канцелярии власти, хоть на уровне скорости и точности исполнения распоряжений сверху. Это и называется "идеей устроения жизни".
   Прошло после той войны 100 лет. Прошло 70 лет после второй войны. И где же в России исследования германской ситуации перед войной и во время войны? Сколько в Германии было неграмотных в 1914 году? Сколько там было городского населения в %% к сельскому? Сколько там было рабочих на заводах и фабриках? Где эти данные? Не зная этих данных что мы можем сказать о ситуации в Германии сравнительно с Россией? ==
  
  Но это менее всего означает, что война подлежит расценке с точки зрения моральных прерогатив противников. Война апеллирует не к моральной справедливости, а к онтологической силе. Преобладание славянского нравственного склада над германским нравственным складом совсем не есть проблема справедливости. К столкновению индивидуальностей не применима категория справедливости. Это скорее дело исторической эстетики.
  
  
  III
  
  Нельзя искать справедливости в образовании великих империй, например, Римской или Британской. Можно обсуждать способы, которыми пользовались при образовании великих империй, но точка зрения отвлеченной справедливости при оценке великих исторических образований совершенно безжизненна и бесплодна. Мы признаем, что образование великой Римской империи имело огромное значение для объединения человечества, для единства всемирной истории. Но очень сомнительно, чтобы в образовании Римской империи можно было увидеть справедливость. Для чисто моралистической точки зрения, переносящей на историческую действительность моральные категории личной жизни, не существует исторических задач и ценностей жизни исторической, как самостоятельной сферы.
  
  Такой морализм ведет к утверждению status quo. Справедливость - статична, а не динамична. Всякая творчески историческая задача предполагает изменение status quo и не обходится без принудительного перераспределения исторических тел.
  
  Морализм, целиком захваченный одной идеей отвлеченной справедливости, допускает лишь оборонительную войну, лишь отрицательную самозащиту. Но великая война должна иметь и творческие исторические задачи, должна что-то изменить в мире к лучшему, к более ценному бытию. Например, борьба за проливы не есть борьба за отвлеченную справедливость, это - борьба за историческое бытие, за повышение исторической ценности.
   == Конкретно? Какое историческое бытие? Для кого именно? Как именно и почему повысится "историческая ценность России" если над Стамбулом (Константинополем) поднимут флаг России?! Где сегодня найти сборник главных публикаций по этой теме за 1850 -1910 годы? Кажется война 1855 года имела целью прищемить России длинный нос в сторону Стамбула?
   Успешная оборонительная война обозначает что нападающая сторона затратит ресурсов в 2-3 раза больше, чем сторона оборонявшаяся. Это приводит к выигрышу времени у стран окружающих агрессора. Это приводит к задержке развития агрессора на те годы, которые ему нужны для экономического восстановления ресурсов потраченных на попытку преодолеть оборону противника.
   Следовательно нужно признавать, что изменения в мире могут быть как активными, так и пассивными. ==
  
  Трудно было бы даже сказать, что означает отвлеченная справедливость в применении к турецкой проблеме. Справедливо ли было бы охранение Турецкой империи или справедливо ее разрушение? Я верю, что мировое преобладание России и Англии повысило бы ценности исторического бытия человечества, способствовало бы объединению Востока и Запада и дало бы простор всякому индивидуальному историческому существованию. Но проблема Востока и Запада не есть проблема отвлеченной справедливости, это - проблема конкретного бытия. Для отвлеченных моралистов в оценке исторической борьбы проблема Востока и Запада просто не существует, она не интересует их.
  
  Нам, русским, необходимо духовное воодушевление на почве осознания великих исторических задач, борьба за повышение ценности нашего бытия в мире, за наш дух, а не на почве того сознания, что немцы злодеи и безнравственны, а мы всегда правы и нравственно выше всех.
   == Уже та скорость, с которой Россия из "света миру" превратилась после 1917 года во всемирного бандита, говорит, что Россия никогда никаким светом не была даже для самой себя...
   Особенно впечатляют российские подонки 2020 года которые убеждены, что под 20 000 приличных заводов, бывших в России 40 лет назад доказывали что Россия "великая страна"... То что заводы были заполнены тупым халтурным полуспившимся говном этих негодяев не смущает. Сами-то они дожив до 50 лет не станут полуспившейся швалью всех пошибов? ==
  
  Преодоление элементарного морализма привело бы к более высокому моральному сознанию. Справедливое и джентльменское отношение к диаволу может лишь укрепить в борьбе со злом. Более справедливое отношение к врагу должно не ослабить, а усилить волю к победе. Воля к победе должна быть поставлена в зависимость от наших отрицательных оценок нравственных свойств немцев. Мы верим, что последняя и окончательная победа в бытии должна принадлежать духовной силе, а не материальному насилию Но духовная сила может проходить в мире через великое испытание и унижение, через Голгофу. Сила же торжествующая в мире может оказаться призрачной. И как бы ни слагалась внешняя судьба, наше дело - выковывать волю к высшему бытию.
  
  
   Движение и неподвижность в жизни народов
  
  I
  
  Историческая жизнь народов полна борьбы и движения. Принявший историю и историческую судьбу принимает и движение со всей его болью и мучительностью. Борьба народов за повышение и рост жизни не может быть неподвижностью. Между тем очень распространены идеологические построения, которые в неподвижности, в сохранении status quo видят справедливость, всякую же борьбу, перераспределяющую исторические тела, считают неправдой и насилием. Многие находят очень прогрессивной, демократической и справедливой ту точку зрения, которая провозглашает: не нужно никаких аннексий, пусть все останется в прежних границах.
  
  Совершенно непонятно, почему status quo, сохранение прежних границ бытия народов есть меньшее насилие, чем изменение границ, чем перераспределение национальных тел, чем те или другие аннексии. Современные люди охотно соглашаются воспользоваться результатами старых насилий, старой борьбы, старых перераспределений и аннексий. Но они не согласны возложить на себя ответственность за новые перераспределяющие движения, за новую боль исторического созидания.
  
  Национальные тела образовались в истории и определили свои границы через борьбу, и в борьбе этой был элемент насилия. Но можно ли сказать, что великие исторические задачи уже кончились и что остается лишь сохранение установившегося? Скрытое отрицание всяких исторических задач есть в современных идеологиях, которые кажутся очень прогрессивными. Мировое дело овладения поверхностью земли и расселения на ней народов представляется уже законченным.
  
  В соотношениях народов должно прекратиться всякое движение и начаться неподвижность. Остается лишь счастливо устроиться на справедливо распределенной земле. Но счастливое устроение - статическая, а не динамическая идея. Отвлеченно-гуманитарное отрицание всяких движений и готовность признать, что война должна быть вничью и вернуть лишь к status quo ante bellum, [Положение, существующее до перемен, происшедших в результате войн (лат.). (Примечание составителя.)] враждебно историческому творчеству.
  
  Точка зрения отвлеченной справедливости - статична. Эта отвлеченная справедливость лишь поддерживает мировое равновесие, идеальный эквилибр. Историческая динамика предполагает нарушение эквилибра и того, что уже слишком привыкли считать справедливым, предполагает прохождение через то, что может показаться несправедливым, признание ценностей иных, чем ценность отвлеченной, охраняющей справедливости. Пацифистская теория вечного мира легко превращается в теорию вечного покоя, счастливой бездвижности, ибо последовательно должно отрицать не только боль, связанную с движением войны, но и боль, связанную со всяким движением, с.440 со всяким зачинающим историческим творчеством. Если утверждается, что война сама по себе не есть благо, что она связана со злом и ужасом, что желанно такое состояние человечества, при котором войны невозможны и ненужны, то это очень элементарно и слишком неоспоримо.
   Человечество и весь мир могут перейти к высшему бытию, и не будет уже материальных насильственных войн с ужасами, кровью и убийством. Но и тогда в этом высшем состоянии будет борьба, движение, историческое творчество, новое перераспределение тел и духов. Изменятся способы борьбы, все сделается более тонким, и внутренним, преодолеются слишком грубые и внешние методы, но и тогда будет боль движения и борьбы, счастливого покоя и бездвижности, благодатного эквилибра не наступит.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"