Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Судьба России -56

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  СуРо -56
   Вл.И.Васильев
  
   Н.А.Бердяев Судьба России -56
  
  IV
  
  Россия должна явить тип востоко-западной культуры, преодолеть односторонность западноевропейской культуры с ее позитивизмом и материализмом, самодовольство ее ограниченных горизонтов. Наш русский провинциализм и замкнутость нельзя преодолеть европейскими провинциализмом и замкнутостью. Мы должны перейти в мировую ширь. А в этой шири должны быть видны древние религиозные истоки культур. Восток по-новому должен стать равноценным Западу. В известном смысле европеизация России необходима и неотвратима. Россия должна стать для Европы внутренней, а не внешней силой, силой творчески-преображающей. Для этого Россия должна быть культурно преображена по-европейски.
  
  Отсталость России не есть своеобразие России. Своеобразие более всего должно быть обнаружено на высших, а не на низших стадиях развития. Темный Восток, удерживающий ее на элементарных стадиях, Россия должна в себе победить. Но западничество есть заблуждение детского возраста, и оно находится в противоречии с мировыми задачами России. Шаблоны западнической мысли так же не пригодны для постижения смысла мировых событий, как и шаблоны старославянской мысли.
   == Вполне вероятно, что в Европе вообще никогда не имелось того, что можно назвать "мыслями о существовании смысла в существовании России"... ==
  
  Историческая эпоха, в которую мы вступаем, требует органического соединения национального сознания с сознанием универсальным, т. е. определения мирового призвания национальностей. Перед нашей мыслью совершенно конкретно стоит задача осознания мировой роли России, Англии и Германии и их взаимоотношений. Об этом нужно поговорить в другой раз, но я думаю, что в мире господствующее положение должно принадлежать или России и Англии или Германии. Преобладание России и Англии должно привести к сближению Востока и Запада и к решению проблемы Востока и Запада. Преобладание Германии привело бы к попытке создать новую мировую империю, претендующую на мировое господство и по существу не способную ничего сближать и соединять, так как неспособную ничего признавать самоценным.
  
  Обращение к творческим историческим задачам излечило бы нас от внутренних провинциальных распрей, от мелочной вражды. Мы духовно обязаны осознать место России в мировой борьбе. Постыдно лишь отрицательно определяться волей врага. Россия имеет свои самостоятельные задачи, независимые от злой воли Германии. Россия не только защищается, но и решает свои самостоятельные задачи. Над этими самостоятельными задачами мысль наша слишком мало работает. Необходимо призывать к самостоятельной творческой национальной мысли, которая должна вывести нас на вольный воздух, в ширь. Но творческая историческая мысль предполагает признание истории самостоятельной действительностью, особой метафизической реальностью.
   == "Необходимо призывать..."... А может необходимо что -то делать для реализации "активности национальной мысли"? В 2020 году это вовсе не означает раз в 5 больше платить кандидатам и докторам общественных наук за их писания. Платить только за научную степень -значит плодить обнаглевших паразитов при науке...
   Мне интуитивно кажется, что из всех кандидатов и докторов наук всех не технических, не географических или исторических специальностей, сколько их было после 1960 года, от силы 2% отметились хотя бы одной книгой размером больше 150 страниц. Остальные 98% только жрали и пили на доплаты кандидатам и докторам.
   Учтем что все они получили научные степени только с позволения мудачнейший мудаков советской госбезопасности.
   Обратим внимание, что до сих пор наглухо закрыта тема о роли госбезопасности в развитии науки и литературы... Есть что скрывать о размерах провала... ==
  
  Такого обращения к истории у нас до сих пор почти не было, и нам не хватало соответствующих категорий для мышления над историей и ее задачами. В таком повороте сознания будет для нас что-то освобождающее.
  
   Опубликовано в декабре 1915.
  
   Славянофильство и славянская идея
  
  I
  
  Война вплотную поставила перед русским сознанием и русской волей все больные славянские вопросы - польский, чешский, сербский, она привела в движение и заставила мучительно задуматься над судьбой своей весь славянский мир балканского полуострова и Австро-Венгрии. Все болит сейчас в славянстве. И иногда кажется почти невозможным замирить старые споры славян между собой.
   == А что о "славянских вопросах" знали в России за пределами стен университетов и 2-4 писак в каждой из 5 главных газет России? И если мы уже 100 лет не знаем того, что тогда знали -мы в историческом смысле поднялись выше или опустились куда-то в 15 век? ==
  
  Мировое столкновение славянской расы с расой германской, к которому вела вся история и которое не было непредвиденным, не может, казалось бы, не привести к славянскому самосознанию. Славянская идея должна быть осознана перед лицом грозной опасности германизма. Но ссоры в славянской семье все продолжаются. Балканский полуостров деморализован славянскими распрями. Польша разодрана, и в ней брат принужден сражаться против брата.
  
  Взаимное недоверие и подозрения поистине ужасны. А готово ли наше русское общественное сознание быть носителем и выразителем славянской идеи? Созрела ли эта идея? Популярна ли она настолько, чтобы быть сильной и изменять жизнь? Славянская идея находится у нас в самом печальном положении, она - в тисках и не может быть свободно выражена. Я верю, что бессознательно славянская идея живет в недрах души русского народа, она существует, как инстинкт, все еще темный и не нашедший себе настоящего выражения. Но настоящего славянского сознания, настоящей славянской идеи у нас нет.
  
   == Что за манера предполагать, что нечто существует в обществе в скрытой форме?! Давайте считать, что всякий "новый элемент реальности" выходит из состояния "скрытого зарождения" за 25 лет. И если мы не видим ничего, что хотя бы через 5 лет станет фактом -значит ничего нет на деле...
   Для исторического мышления категорически невозможны допущения, что из нескольких возможных вариантов в следующие 50 лет реализуется только тот, который больше всего нравится данной группе историков... История смотрит только на то, что уже есть бесспорно и не отменится как факт в будущие 50 лет.
  
   Добавим к этому, что "славянская проблема" исторически существовала несколько столетий к 1915 году, что было несколько "славянских" -якобы?! -народов. Не лучше ли сказать, что отсутствие "славянского сознания" говорит о том,что на самом деле все эти народы -не славянские по существу, что их свели в группу славянских народов носители убогого и глупого умственного состояния по совершенно смехотворным признакам? ==
  
  Русское национальное самосознание и самосознание всеславянское рождалось у нас в распрях славянофильства и западничества. Славянскую идею можно искать только в славянофильстве, в западничестве нет и следов этой идеи. Но в нашем классическом славянофильстве, у Киреевского, Хомякова, Аксаковых, Самарина, трудно найти чистое выражение славянской идеи. Славянофильство точнее было бы назвать русофильством.
  
  Славянофильство прежде всего утверждало своеобразный тип русской культуры на почве восточного православия и противопоставляло его западному типу культуры и католичеству. В славянофильстве было еще много провинциальной замкнутости. Славянофилы все еще были добрыми русскими помещиками, очень умными, талантливыми, образованными, любившими свою родину и плененными ее своеобразной душой. Но сознание их еще не вмещало мировых перспектив. Славянофильская идеология была скорее отъединяющей, чем соединяющей. Это было еще детское сознание русского народа, первое национальное пробуждение от сна, первый опыт самоопределения.
   == Да какое отношение 25 помещиков и 75 профессоров имели к духовному состоянию 150 миллионов населения России в 1910 году?! А остальные 2 миллиона помещиков и 700 профессоров куда относились с их равнодушием ко всему этому глубокомысленному гвалту? ==
  
  Но славянофильская идеология не может уже соответствовать зрелому историческому существованию русского народа. Славянофильские настроения созревали в неволе, в них чувствуется сдавленность, они мало пригодны для вольной, широкой исторической жизни.
   == Да разве "историческая жизнь" нуждается в идеях и умничающих профессорах? Идеи вырастают из проблем жизни, если эти проблемы существуют уже больше 30 лет и практически давят или развивают жизнь более чем 5 миллионов человек. ==
  
  Старые славянофильские идеалы были прежде всего идеалами частной, семейной, бытовой жизни русского человека, которому не давали выйти в ширь исторического существования, который не созрел еще для такого существования. [Я не касаюсь здесь церковных идей Хомякова, которые очень глубоки и сохраняют свое непреходящее значение.] Неволя делала славянофилов безответственными. Их не призывали к осуществлению своих идей, и их идеи часто бывали лишь прекраснодушием русского человека.
   == Обратим внимания, что не упоминается возможность существования для русского человека как носителя государственной власти в качестве чиновника этой власти... Получается, что в те времена чиновники считались стихийным злом вроде плохой погоды и поэтому их никак не соотносили с проблемами населения... ==
   Слабые стороны славянофильской идеологии, ее нежизнепригодность, ее старопомещичья тепличность, недостаточно были видны именно потому, что славянофильство не имело власти в жизни, было поставлено в оппозиционное положение. Силу имел лишь казенный, официальный национализм, и он не нуждался ни в каких идеологиях. Славянофилы что-то почуяли в русской национальной душе, по-своему выразили впервые это русское самочувствие, и в этом их огромная заслуга. Но всякая попытка осуществления славянофильской идейной программы обнаруживала или ее утопичность и нежизненность, или ее совпадение с официальной политикой власти.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"