Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Судьба России -40

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  СуРо -40
   Вл.И.Васильев
  
   Н.А.Бердяев Судьба России -40
  
   (Опубликована в Серии "Антология мысли" (зелёная обложка, 2000г.
   "ЭКСМО-ПРЕСС", Москва и др.)
  
   Замечания читателя
  
  
  
   Об отношении русских к идеям
  
  
  I
  
  Многое в складе нашей общественной и народной психологии наводит на печальные размышления. И одним из самых печальных фактов нужно признать равнодушие к идеям и идейному творчеству, идейную отсталость широких слоев русской интеллигенции. В этом обнаруживается вялость и инертность мысли, нелюбовь к мысли, неверие в мысль.
  
  Моралистический склад русской души порождает подозрительное отношение к мысли. Жизнь идей признается у нас роскошью, и в роскоши этой не видят существенного отношения к жизни. В России с самых противоположных точек зрения проповедуется аскетическое воздержание от идейного творчества, от жизни мысли, переходящей пределы утилитарно нужного для целей социальных, моральных или религиозных.
  
  Этот аскетизм в отношении к мысли и к идейному творчеству одинаково утверждался у нас и с точки зрения религиозной и с точки зрения материалистической. Это так свойственно русскому народничеству, принимавшему и самые левые, и самые правые формы. Ярко выразилась эта складка русской души в толстовстве. Одни считают у нас достаточным тот минимум мысли, который заключается в социал-демократических брошюрах, другие - тот, который можно найти в писаниях святых отцов.
  
  Брошюры толстовские, брошюры "религиозно-философской библиотеки М. А. Новоселова" и брошюры социально-революционные обнаруживают совершенно одинаковую нелюбовь и презрение к мысли. Самоценность мысли отрицалась, свобода идейного творчества бралась под подозрение то с точки зрения социально-революционной, то с точки зрения религиозно-охранительной.
   == Но ведь для стада баранов толпы и сборища учёных дураков это совершенно нормально... Как ещё они могут относиться к другому, который "много думает"? Если мы все понимаем, что такое подлец в бытовой жизни, то кто из университетчиков может объяснить, что такое подлость по отношению к думающему человеку?
   Университетчики России после 1917 года никогда не имели ничего общего с духом и стилем жизни учащихся университетов до 1917 года. Если тупой быдлян закончит университет -он останется быдляном. В полном соответствии с народным мнением "девушка может уехать из деревни, но деревня из неё уехать не может...". Советская Россия явила миру такое чудо как граждане которым хватило сил ума чтобы даже два ВУЗа закончить...
   И остаться тупейшими дураками и дурами.
   В России вообще нужно специально, фактически на уровне уголовного следствия, изучать реальную тупость дур дев сегодня получивших диплом университета, но особенно баб, получивших этот диплом больше 7 лет назад и уже начисто забывших всё чему их там учили задаром... Ничего кроме наглого самомнения нет у примерно 4999 таких баб из каждых 5000...
  
   Если я тут предъявляю претензии преподавателям университетов -они должны целой бригадой хоть 10 лет со мной эту тему обсуждать. Исписав в ходе дебатов даже 10 000 страниц!!! А вместо этого что есть на деле?
   Лица закончившие университет в России, но особенно преподаватели университетов должны нам доказать что они не подлецы, а если и подлецы -то подлецы не сволочные...
  
   Да вы посмотрите на всю мразь человеческую которая за прошлые 20 лет закончила в университетах факультет "журналистики"!! ==
  
  Любили у нас лишь катехизисы, которые легко и просто применялись ко всякому случаю жизни. Но любовь к катехизисам и есть нелюбовь к самостоятельной мысли. В России никогда не было ничего ренессансного, ничего от духа Возрождения. Так печально и уныло сложилась русская история и сдавила душу русского человека! Вся духовная энергия русского человека была направлена на единую мысль о спасении своей души, о спасении народа, о спасении мира.
   == И через 100 лет что готов сделать мир со "спасителями из России"? ==
  
  Поистине эта мысль о всеобщем спасении - характерно русская мысль. Историческая судьба русского народа была жертвенна, - он спасал Европу от нашествий Востока, от татарщины, и у него не хватало сил для свободного развития.
  
   == И когда через 50 лет после "ненашествия на Европу" у татарвы начались раздоры -это что, заслуга русского человека? И если бы состоялось нашествие татарвы на Европу (с гибелью 20-35% татар...) -там бы эти исторические раздоры начались среди татар лет на 25 раньше?
   Стало быть перед нами глупейший миф -якобы Россия "спасла Европу от нашествия"... В Европе татар ждало бы более плотное и лучше организованное население. Наверняка нашествие на Европу закончилось бы за 20 лет гибелью в Европе до 65% татар.
   Лев Гумилев число татар оценивает в 40 000 конницы. Подсчитав кормовую базу. Противники Гумилева уверяют про наличие сотен тысяч конников. Оставляя с презрением подсчёты по кормовой базе?
  
   И в самом деле, что останется от русской гордости, если признать, что 40 000 татар покорили страну, где было около 4 миллионов мужиков старше 17 лет?! ==
  
  Западный человек творит ценности, созидает цвет культуры, у него есть самодовлеющая любовь к ценностям; русский человек ищет спасения, творчество ценностей для него всегда немного подозрительно. Спасения ищут не только верующие русские души, православные или сектантские, спасения ищут и русские атеисты, социалисты и анархисты. Для дела спасения нужны катехизисы, но опасна мысль свободная и творческая.
  
  Ошибочно думать, что лучшая, наиболее искренняя часть русской левой, революционной интеллигенции общественна по направлению своей воли и занята политикой. В ней нельзя найти ни малейших признаков общественной мысли, политического сознания. Она аполитична и необщественна, она извращенными путями ищет спасения души, чистоты, быть может, ищет подвига и служения миру, но лишена инстинктов государственного и общественного строительства.
  
  "Общественное" миросозерцание русской интеллигенции, подчиняющее все ценности политике, есть лишь результат великой путаницы, слабости мысли и сознания, смешения абсолютного и относительного. Русский интеллигентский максимализм, революционизм, радикализм есть особого рода моралистический аскетизм в отношении к государственной, общественной и вообще исторической жизни.
  
  Очень характерно, что русская тактика обычно принимает форму бойкота, забастовки и неделания. Русский интеллигент никогда не уверен в том, следует ли принять историю со всей ее мукой, жестокостью, трагическими противоречиями, не праведнее ли ее совершенно отвергнуть. Мыслить над историей и ее задачами он отказывается, он предпочитает морализировать над историей, применять к ней свои социологические схемы, очень напоминающие схемы теологические.
  
  И в этом русский интеллигент, оторванный от родной почвы, остается характерно-русским человеком, никогда не имевшим вкуса к истории, к исторической мысли и к историческому драматизму.
   == Каким надо быть дураком или подонком,чтобы "оторваться от родной почвы" после 4 лет учёбы в университете... После 4х лет учёбы, а не в 4-5 поколении...==
  
  Наша общественная мысль была нарочито примитивной и элементарной, она всегда стремилась к упрощению и боялась сложности. Русская интеллигенция всегда исповедывала какие-нибудь доктрины, вмещающиеся в карманный катехизис, и утопии, обещающие легкий и упрощенный способ всеобщего спасения, но не любила и боялась самоценной творческой мысли, перед которой раскрывались бы бесконечно сложные перспективы.
  
  В широкой массе так называемой радикальной интеллигенции мысль не только упрощена, но опошлена и выветрена. Разложение старых идей в полуравнодушной массе ядовито. Катехизисы допустимы лишь в огненной атмосфере, в атмосфере же тепло-прохладной они пошлеют и вырождаются. Творческая мысль, которая ставит и решает все новые и новые задачи, - динамична. Русская же мысль всегда была слишком статична, несмотря на смену разных вер и по отношению к теократически охранитель- ным доктринам и по отношению к доктринам позитивистически-радикальным и социалистическим.
  
   == И ведь основная часть российской "интеллигенции" в 2016 году способна к мыслям не больше любого барана...
   И после 1955 года среди примерно 9 миллионов чиновников России (условно -3 поколения сменилось), среди примерно 2 миллионов "начальников" всех пошибов, сколько было интеллигентов? За 70 лет из 2 миллионов начальников хотя бы 5 человек могли стать писателями "мемуаров" о своей "нервной, но творческой деятельности"?Или все "начальники" после 1955 года были какими-то наглыми козлами у кормушек, занимались производством канцелярской переписки? ==
  
  II
  
  Русская нелюбовь к идеям и равнодушие к идеям нередко переходят в равнодушие к истине. Русский человек не очень ищет истины, он ищет правды, которую мыслит то религиозно, то морально, то социально, ищет спасения. В этом есть что-то характерно-русское, есть своя настоящая русская правда. Но есть и опасность, есть отвращение от путей познания, есть уклон к народнически обоснованному невежеству. Преклонение перед органической народной мудростью всегда парализовало мысль в России и пресекало идейное творчество, которое личность берет на свою ответственность.
   Наша консервативная мысль была еще родовой мыслью, в ней не было самосознания личного духа. Но это самосознание личного духа мало чувствовалось и в нашей прогрессивной мысли. Мысль, жизнь идей всегда подчинялась русской душевности, смешивающей правду-истину с правдой-справедливостью. Но сама русская душевность не была подчинена духовности, не прошла через дух. На почве этого господства душевности развивается всякого рода психологизм. Мысль родовая, мысль, связанная со стихийностью земли, всегда душевная, а не духовная мысль.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"