Россия совмещает в себе несколько исторических и культурных возрастов, от раннего средневековья до XX века, от самых первоначальных стадий, предшествующих культурному состоянию, до самых вершин мировой культуры. Россия - страна великих контрастов по преимуществу - нигде нет таких противоположностей высоты и низости, ослепительного света и первобытной тьмы.
== После 1917 года, особенно после 1956 года, эти контрасты почти исчезли? Или до крайней степени обострились, притом в какой-то степени обострились благодаря так называемой "идеологической работе"?
Что из себя представляли на деле всевозможные начальники любого уровня власти по меркам идеологии коммунистической партии? Они были здоровыми во всех отношениях коммунистами, примерами жизни для не коммунистов? Или они были такими же выпивошниками и прохвостами как прочее пьющее население? ==
Вот почему так трудно организовать Россию, упорядочить в ней хаотические стихии. Все страны совмещают много возрастов. Но необъятная величина России и особенности ее истории породили невиданные контрасты и противоположности. У нас почти нет того среднего и крепкого общественного слоя, который повсюду организует народную жизнь. Незрелость глухой провинции и гнилость государственного центра - вот полюсы русской жизни.
И русская общественная жизнь слишком оттеснена к этим полюсам. А жизнь передовых кругов Петрограда и Москвы и жизнь глухих уголков далекой русской провинции принадлежит к разным историческим эпохам.
== Предлагаю такой расклад: только 2% россиян имеют психологический тип человека "после 1970 года". Только 8% россиян имеют психологический тип человека "между 1850 и 1950 годом". (Полагаю при таких раскладках совершенно обязательно иметь разрыв в 15-25 лет между категориями населения...). 20% россиян имеют психологический тип человека "между 15 и 19 веками". 65% россиян психологически живут между 4 и 14 веками. И 5% россиян до сих пор люди на уровне "до 1 века нашей эры"... ==
Исторический строй русской государственности централизовал государственно-общественную жизнь, отравил бюрократизмом и задавил провинциальную общественную и культурную жизнь. В России произошла централизация культуры, опасная для будущего такой огромной страны.
== И сколько в России по состоянию на 2020 год имеется научных публикаций по теме "централизации", "бюрократической организации" культуры? Неужели это безобидное явление?
И насколько опаснее "евреизация культуры" - когда в России евреев около 15%, а во всех искусствах под 90%, а среди "искусствоведов" практически русских только 2 человека, не больше? Остальные -деляги еврейские на откорме... ==
Вся наша культурная жизнь стягивается к Петрограду, к Москве, отчасти лишь к Киеву. Русская культурная энергия не хочет распространяться по необъятным пространствам России, боится потонуть во тьме глухих провинций, старается охранить себя в центрах.
Есть какой-то испуг перед темными и поглощающими недрами России. Явление это - болезненное и угрожающее. Россия - не Франция. И во Франции исключительное сосредоточение культуры в Париже порождает непомерную разницу возраста Парижа и французской провинции и делает непрочными и поверхностными политические перевороты. В России же такая централизация совсем уже болезненна и удерживает Россию на низших стадиях развития.
В России существенно необходима духовно-культурная децентрализация и духовно-культурный подъем самих недр русской народной жизни. И это совсем не народничество. Одинаково должны быть преодолены и ложный столичный централизм, духовный бюрократизм и ложное народничество, духовный провинциализм. Одинаково неверна и столичная ориентировка жизни, и ориентировка провинциальная. Это две стороны одного и того же разрыва в народной жизни. Должна начаться общенациональная ориентировка жизни, идущая изнутри всякого русского человека, всякой личности, сознавшей свою связь с нацией. Недра русской жизни не где-либо, а везде, везде можно открыть глубину народного духа. На поверхности национальной жизни всегда будут существовать духовные центры, но не должно это носить характера духовной бюрократизации жизни.
== Тем более это не должно быть духовной еврейщиной жизни -когда евреи, которых в России 15% населения, занимают под 90% местечек в конторах редакций газет, телестудий, книжных издательств, когда русского человека не предупреждают, что автор данной книги, фильмы, пьесы -еврей... Русский человек с плодами культурного творчества евреев имеет право знакомиться только при наличии у себя уважения к творческим потугам еврейского племени...
И сколько раз после 1917 года эту проблему обсуждали на приличном уровне и где сборники публикаций по этой проблеме, выходящие не реже чем через каждые 25 лет? ==
Разные возрасты России прежде всего ставят задачи духовного, морального и общественного воспитания и самовоспитания нации. Эти задачи предполагают большую гибкость и не допускают насилия над народной жизнью.
== В 2016 году говорить про "общественное воспитание и самовоспитание нации" -означает говорить дикий вздор... Стихия народной жизни прущая как лава вулкана через время с подобными идеями не совместима. Никогда и никто не построит "новый мир". Его Сам Бог лепит и перелепливает каждое столетие. ==
Если бюрократически-абсолютистская централизация и централизация революционно-якобинская вообще опасны для здорового народного развития, то еще более опасны они в такой колоссальной и таинственной стране, как Россия. Централизм реакционный и централизм революционный могут быть в одинаковом несоответствии с тем, что совершается в глубине России, в недрах народной жизни.
== И поскольку народная жизнь -стихия, постольку для неё ничто не опасно в масштабах свыше 150 лет. ==
И да не будет так, чтобы старое бюрократическое насилие над народной жизнью сменилось новым якобинским насилием! Пусть жизнь народная развивается изнутри, в соответствии с реальным бытием нашим! Петроградский бюрократизм заражал и наше либеральное и революционное движение. Бюрократизм есть особая метафизика жизни и она глубоко проникает в жизнь. Но провинциализм есть другая метафизика жизни. Крайний централистический бюрократизм и крайний провинциализм - соотносительны и взаимно обусловливают друг друга.
Децентрализация русской культуры означает не торжество провинциализма, а преодоление и провинциализма, и бюрократического централизма, духовный подъем всей нации и каждой личности. В России повсеместно должна начаться разработка ее недр, как духовных, так и материальных.
== Ну-ка, попробуем в 2016 году заговорить в России о наличии у неё "духовных недр"... Нам от подозрений в умопомешательстве теоретическом тогда можно будет отбиться только вот этим текстом Бердяева. И вполне вероятно, что самого Бердяева посчитают сумасшедшим. ==
А это предполагает уменьшение различия между центрами и провинцией, между верхним и нижним слоем русской жизни, предполагает уважение к тем жизненным процессам, которые происходят в неведомой глубине и дали народной жизни. Нельзя предписать свободу из центра, - должна быть воля к свободе в народной жизни, уходящей корнями своими в недра земли. Эта воля к свободе и к свету есть и в самых земляных и темных еще слоях народа. Нужно только уметь подойти к темной еще народной душе с вникающей любовью и без насилия. Ныне должна проснуться не интеллигенция, не верхний культурный слой, не какой-нибудь демагогически развиваемый класс, а огромная, неведомая, народная, провинциальная, "обывательская" Россия, не сказавшая еще своего слова.
== Уже 25 лет прошло, как населению дан свободный интернет. И самым умным и самым придурочным. И какое слово наглядно пропердела российская толпа? ==
Потрясения войны способствуют тому пробуждению. И свет сознания, который должен идти навстречу этой пробуждающейся России, не должен быть внешним, централистическим и насилующим светом, а светом внутренним для всякого русского человека и для всей русской нации.
== И девахи России с 19 лет должны больше всех засиять этим неведомым "светом сознания"? Именно они -лучший выразитель этого света. А не тупые хавроньи стареющие в конторах власти.==