Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Судьба России -29

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  СуРо -29
   Вл.И.Васильев
  
   Н.А.Бердяев Судьба России -29
  
  Традиционное применение русской интеллигенцией отвлеченно-социологических категорий к исторической жизни и историческим задачам всегда было лишь своеобразной и прикрытой формой морализирования над историей. Когда разразилась война, то многие русские интеллигенты делали попытки оценить ее с точки зрения интересов пролетариата, применить к ней категории социологической доктрины экономического материализма или социологической и этической теории народничества. Также интеллигенты другого лагеря начали применять доктрины славянофильские и рассматривать ее исключительно с точки зрения православно-догматической. А толстовцы бойкотировали войну с позиций своего отвлеченного морализма. Русские социал-демократы или народники также упрощенно морализовали над историей при помощи своих социологических схем, как и славянофилы, как и толстовцы, при помощи схем религиозно-онтологических и религиозно-моральных.
  
  Все эти традиционные и доктринерские точки зрения не признают самостоятельной исторической реальности и самостоятельных исторических ценностей. Душа не раскрывается перед многообразной исторической действительностью, и энергия мысли не работает над новыми творческими задачами, постановленными жизнью и историей. Мысль не работает над новыми явлениями и темами, не проникает в конкретность мировой жизни, а упрощенно применяет свои старые схемы, свои сокращенные категории, социологические, моральные или религиозные.
  
  Но мировые события требуют погружения в конкретное, повышения энергии мысли, совершающей новую работу над всяким новым явлением жизни. Славянофильские, народнические или социал-демократические доктринерские схемы совершенно не приспособлены для новых событий мировой истории, ибо они выработаны для более простой и элементарной действительности. Русское мышление всегда было слишком монистично, слишком поглощено единым и враждебно множественности, закрыто для конкретного многообразия.
  
  Мировая война вызывает кризис этого исключительного монизма русского мышления, всегда склонного насиловать бесконечную сложность бытия. Нужно начать мыслить не по готовым схемам, не применять традиционные категории, а мыслить творчески над раскрывающейся трагедией мировой истории. Ибо огромный моральный и духовный смысл мировой войны ускользает от того, кто насилует историю доктринерской точкой зрения. Абсолютное неприменимо к относительному, к исторически-телесному, не вместимо в нем. Вся относительность природного и исторического процесса сводима к единству с абсолютным лишь в глубине духа, а не во внешней действительности.
  
  III
  
  Другим результатом войны для нашей интеллигенции должен быть переход от сознания по преимуществу отрицательного к сознанию положительному. В традиционном интеллигентском сознании господствовало распределительное, а не производительное отношение к жизни, бойкотирующее, а не созидающее. Наше социальное сознание не было творческим.
   == То есть русские интеллигенты были скептиками. ==
  
  Война горьким опытом своим научает тому, что народ должен стяжать себе положительную силу и мощь, чтобы осуществить свою миссию в мире. В русском народе и русском обществе должна пробудиться производящая и созидающая энергия. В народной жизни моменты положительные должны победить моменты отрицательные. А это предполагает иное состояние сознания - более мужественное, ответственное, свободное и независимое. Историческое творчество становится выше отрицательной борьбы партий, направлений, лагерей и групп. Только созидая, можно справедливо распределять. Русская интеллигенция не была еще призвана к власти в истории и потому привыкла к безответственному бойкоту всего исторического. В ней должен родиться вкус к тому, чтобы быть созидательной силой в истории.
  
  Будущее великого народа зависит от него самого, от его воли и энергии, от его творческой силы и от просветленности его исторического сознания. От "нас", а не от "них" зависит наша судьба. Сведение старых счетов не должно так исключительно владеть нашим сознанием и волей. И отрицательная реакция не должна связывать нашу творческую энергию. В сознании народов расслабляющая идея блага и благополучия должна быть побеждена укрепляющей идеей ценности. Цель жизни народов - не благо и благополучие, а творчество ценностей, героическое и трагическое переживание своей исторической судьбы. А это предполагает религиозное отношение к жизни.
   == Цель жизни народов -жрать побольше, работать поменьше... ==
  
  Либеральный империализм являет у нас опыт положительного созидательного сознания, и в нем есть обращение к исторически-конкретному. Но либеральный империализм слишком уже создается по образцам западноевропейским, слишком уж мало русский и национальный по духу. Душа русской интеллигенции отвращается от него и не хочет видеть даже доли правды, заключенной в нем. Сознание нашей интеллигенции должно быть реформировано, перерождено и обогащено новыми ценностями. Я верю, что это совершится под влиянием войны. Но в душе русской интеллигенции есть своя непреходящая ценность, и эта ценность глубоко русская.
   == Эта ценность называется глупостью, тупостью, самомнением учёных дураков что они находятся на вершине образованности и развитости ума. ==
  
  Она должна остаться и пробыть в неизбежном процессе европеизации России и ее вовлечения в круговорот всемирной истории. Эта ценность должна быть лишь освобождена от отрицательной связанности и ограниченности. Русская интеллигенция, освобожденная от провинциализма, выйдет, наконец, в историческую ширь и туда понесет свою жажду правды на земле, свою часто неосознанную мечту о мировом спасении и свою волю к новой, лучшей жизни для человечества.
  
   == То есть непонятным образом русская интеллигенция со временем положит под себя государство и власть... Полный бред.
   Какое-то было в те времена массовое корпоративное настроение "если даже среди нас есть тупицы и подлецы -это не ваше дело! Сначала сами станьте такими интеллигентными как мы!..." Народолюбы... Добролюбы...
  
   В России во все времена технические интеллигенты уничижительно смотрели на гуманитариев и обратно... Среднего уровня технические или гуманитарные интеллигенты в России -это всегда какие-то болтающие шаромыжники. Настоящий интеллигент -гуманитарий после окончания университета будет считать своим нравственным долгом ежегодно читать не меньше 5000 страниц в содержательных книгах и этим способом быть в числе 100 наиболее образованных людей среди жителей своего городка, городишки или города...
  
  
   Где за 200 прошлых лет и на 500 будущих лет никогда в одном десятилетии -это 10 групп по возрастам -не окажется сразу 2 человек старше 27 лет которые за год прочитали больше 4 книг... Если иметь в виду города с населением меньше 500 тысяч человек. И даже если эти 2 человека там попадут в данное десятилетие -никогда они не познакомятся. А если познакомятся -никогда не подружатся, как ни странно... ==
  
   Опубликовано в июле 1915.
  
   Темное вино
  
  I
  
  В русской политической жизни, в русской государственности скрыто темное иррациональное начало, и оно опрокидывает все теории политического рационализма, оно не поддается никаким рациональным объяснениям.
   == Люди высшего уровня власти в России в своей массе являются разновидностью самой повсеместной российской толпы... Вся их тупость, бездарность, склонность "себя показать и выдвинуть, а других или не заметить или оплевать или задвинуть" находится на том же уровне, как в ватаге сопливых полушпанёнков в подворотнях.
   Нет никаких оснований называть это явление "тёмным иррациональным началом".
   Сам себя не похвалишь -дурак никогда не догадается...
  
   А чем толпа таких не догадливых дураков отличается от стада скотин? Если "человек есть общественное животное", и это сказал уже Аристотель, то каково животное состояние человечества в котором за 3000 лет не додумались, что поскольку люди разные, постольку можно и нужно их поделить хотя бы на 5 категорий по их "уровню скотинности"?!
  
   Греки времён Аристотеля доломали свои головы до сочинения теории о существовании кажется 7 "типов любви". А какая "любовь" могла быть у диких греков?! Но если знать, что Сократ или Платон были гомосексуалистами, то начинаешь догадываться на каком поле греки высмотрели в наличности эти типы любви...
   Но тупость людей 20 века была на том уровне, когда бойкое цитирование древнегреческих понятий о типах любви не сопровождалось информацией о раскладке по этим типам 10 тысяч обитателей города.
   А ведь надо бы иметь эту раскладку применительно к россиянам в 1910, 1940 и 1980 годы...
  
   Битьё жены в этой научной системе к какому типу относится, болтуны многоучёные?!
   Самоочевидно что в наши дни к этой древнегреческой теории надо добавить деление и на психологические группы. В итоге может получиться что 7 типов любви х 16 психологических групп дают 96 индивидуальных форм любви. Добавим сюда что у Ивана его форма любви может быть выражена слабо, средне, сильно, маниакально (зарежет ту, которая не захотела дать ему уже в 25 раз...). ==
   == Что касается ситуации с российской властью после 1922 года, то самоочевидно что если власть -притон бандитов, то там никакой опоры для научного исследования быть не может... ==
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"