Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Чаадаев ...!!!-13

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

   20.05.2016 - 15.03.2017
  
   Вл.И.Васильев
  
  
   Чаадаев сошел с ума!!! -13
  
  
   Комментарий на "Философические письма" и
   "Апология сумасшедшего"
  
  
  
   == В 1813 году мы по Европе прошли до Парижа. Сколько нас было всего?! Неужели -хватило 2 тыс. офицеров и 20 тыс. солдат? Неужели в России имеется хотя бы одно научное описание этого нашего нашествия на Париж с перечислением частей и текстами походных приказов?!
   Если предположить, что за этот период 4 приказа из 5 посвящены пресечению наших грабежей и разбоев, то понятно глухое научное молчание о нашем походе даже в русской литературе до 1917 года... Если я помню, даже Лев Толстой за пределы России не распространил свой романище. По принципу "итак, о том что близко, мы лучше умолчим...".
   Если бы в том походе мы от Москвы до Парижа прошли с хоругвями и пением псалмов -об этом бы понаписали бы и до 1917 года...
  
   Побывали мы в Европе, где уже лет 500 пахали плугом -что по времени работы было раза в 3-4 быстрее -и ещё в 1917 году все в России пахали сохой?! Или про соху советские историки столько вспоминают от одичалого хвастовства, а на деле уже в 1845 году больше половины крестьян пахали плугом?! Наверняка...
  
   Существует ли советский научно-исторический труд на тему "сельскохозяйст-венная политика в России с 1700 по 1915 годы"? Самая отменная тема после раскулачивания и двух голодоморов устроенных "новой властью"...
  
   И в третий раз побывав в Европе мы вернулись оттуда дураками, которые никак не отреагировали на то, что они увидели в Европе... (в 1945 году). Ведь даже в семье эти фронтовые бараны не рассказывали на тему "а вот в Европе..."...==
  
  В нашей крови есть нечто, враждебное всякому истинному прогрессу. И в общем мы жили и продолжаем жить лишь для того, чтобы послужить каким-то важным уроком для отдаленных поколений, которые сумеют его понять;
  
  ныне же мы, во всяком случае, составляем пробел в нравственном миропорядке.
  
  Я не могу вдоволь надивиться этой необычайной пустоте и обособленности нашего социального существования.
   == А чем же жизнь в любом поселении в России после 1917 года отличалась от "существования табора в Орде"? При каких условиях перед нами уже не социальное существование, а социальная жизнь? =
  
  Разумеется, в этом повинен отчасти неисповедимый рок, но, как и во всем, что совершается в нравственном мире, здесь виноват отчасти и сам человек. Обратимся ещё раз к истории: она - ключ к пониманию народов.
  
  Что мы делали о ту пору, когда в борьбе энергического варварства северных народов с высокою мыслью христианства складывалась храмина современной цивилизации? Повинуясь нашей злой судьбе, мы обратились к жалкой, глубоко презираемой этими народами Византии за тем нравственным уставом, который должен был лечь в основу нашего воспитания.
  
  Волею одного честолюбца эта семья народов только что была отторгнута от всемирного братства, и мы восприняли, следовательно, идею, искаженную человеческою страстью. В Европе все одушевлял тогда животворный принцип единства. Все исходило из него и все сводилось к нему. Все умственное движение той эпохи было направлено на объединение человеческого мышления; все побуждения коренились в той властной потребности отыскать всемирную идею, которая является гением-вдохновителем нового времени.
  
  Непричастные этому чудотворному началу, мы сделались жертвою завоевания. Когда же мы свергли чужеземное иго и только наша оторванность от общей семьи мешала нам воспользоваться идеями, возникшими за это время у наших западных братьев, мы подпали ещё более жестокому рабству, освященному притом фактом нашего освобождения.
  
  Сколько ярких лучей уже озаряло тогда Европу, на вид окутанную мраком! Большая часть знаний, которыми теперь гордится человек, уже была предугадана отдельными умами; характер общества уже определился, а, приобщившись к миру языческой древности, христианские народы обрели и те формы прекрасного, которых им ещё недоставало.
  
  Мы же замкнулись в нашем религиозном обособлении, и ничто из происходившего в Европе не достигало до нас. Нам не было никакого дела до великой мировой работы. Высокие качества, которые религия принесла в дар новым народам и которые в глазах здравого разума настолько же возвышают их над древними народами, насколько последние стояли выше готтентотов и лапландцев; эти новые силы, которыми она обогатила человеческий ум; эти нравы, которые, вследствие подчинения безоружной власти, сделались столь же мягкими, как раньше были грубы, - все это нас совершенно миновало.
  
  В то время, как христианский мир величественно шествовал по пути, предначертанному его божественным основателем, увлекая за собою поколения, - мы, хотя и носили имя христиан, не двигались с места.
   == Куда и в каких отношениях продвинулась Европа с Ш по ХШ века? Куда и в каких отношениях продвинулась Русь с Х1У (монголов уже выгнали...) по Х1Х века? В 19 века Европа уже лет 500 плугами пахала, а чем пахала Русь в 1880 году?! ==
  
  Весь мир перестраивался заново, а у нас ничего не созидалось; мы по-прежнему прозябали, забившись в свои лачуги, сложенные из бревен и соломы. Словом, новые судьбы человеческого рода совершались помимо нас. Хотя мы и назывались христианами, плод христианства для нас не созревал.
  
  Спрашиваю вас, не наивно ли предполагать, как это обыкновенно делают у нас, что этот прогресс европейских народов, совершившийся столь медленно и под прямым и очевидным воздействием единой нравственной силы, мы можем усвоить сразу, не дав себе даже труда узнать, каким образом он осуществлялся?
  
  Совершенно не понимает христианства тот, кто не видит, что в нем есть чисто историческая сторона, которая является одним из самых существенных элементов догмата и которая заключает в себе, можно сказать, всю философию христианства, так как показывает, что оно дало людям и что даст им в будущем.
  
  С этой точки зрения христианская религия является не только нравственной системою, заключенной в преходящие формы человеческого ума, но вечной божественной силой, действующей универсально в духовном мире и чье явственное обнаружение должно служить нам постоянным уроком. Именно таков подлинный смысл догмата о вере в единую Церковь, включенного в символ веры.
   == "Вечной божественной силой"... А отсюда прямо вытекает, что посчитать Чаадаева свихнувшимся могли только враги христианства. Или свихнутые люди. Или в стране, которая находилась в состоянии всеобщего социального умственного расстройства... Как ещё можно объявить сумасшедшим человека, который признаёт христианство вечной божественной силой? ==
  
  В христианском мире все необходимо должно способствовать - и действительно способствует - установлению совершенного строя на земле; иначе не оправдалось бы слово Господа, что он пребудет в церкви своей до скончания века. Тогда новый строй, - Царство Божие, - который должен явиться плодом искупления, ничем не отличался бы от старого строя - от царства зла, который искуплением должен быть уничтожен, и нам опять-таки оставалась бы лишь та призрачная мечта о совершенстве, которую лелеют философы и которую опровергает каждая страница истории, - пустая игра ума, способная удовлетворять только материальные потребности человека и поднимающая его на известную высоту лишь затем, чтобы тотчас низвергнуть в ещё более глубокие бездны.
   == Христианство приводит к установлению "совершенного строя на земле"... До 1917 года к чему бы привела в России попытка обнаружить в России "совершенный строй на земле" созданный усилиями христиан этой России? Если Византия была явлением здорового христианства, то каким образом Россия оказалась явлением прогнившей болтовни о христианстве?
   После публикации изысканий Чаадаева -сколько в России к 1917 году нашлось авторов которые хотя бы упоминали тему "христианство ведёт к совершенному строю на земле"? ==
  
  Однако, скажете вы, разве мы не христиане? и разве не мыслима иная цивилизация, кроме европейской? - Без сомнения, мы христиане; но не христиане ли и абиссинцы? Конечно, возможна и образованность, отличная от европейской; разве Япония не образованна, притом, если верить одному из наших соотечественников, даже в большей степени, чем Россия? Но неужто вы думаете, что тот порядок вещей, о котором я только что говорил и который является конечным предназначением человечества, может быть осуществлен абиссинским христианством и японской культурой? - Неужто вы думаете, что небо сведут на землю эти нелепые уклонения от божеских и человеческих истин?
   == Запомним: по мнению некоего россиянина, посетившего Японию, она уже до 1835 года была более образованной страной, чем Россия... А каким был бы в те времена уровень образованности в России, если представить себе, что в 19 веке в России отпраздновали 500 лет русской грамоты в форме японских иероглифов?!
   В библиотеках Японии в 1830 году сколько имелось книг переведённых на японский язык с английского, немецкого, французского, итальянского, испанского языков? И всё-таки Япония уже была образована в большей степень чем Россия... ==
   В христианстве надо различать две совершенно разные вещи: его действие на отдельного человека и его влияние на всеобщий разум. То и другое естественно сливается в высшем разуме и неизбежно ведет к одной и той же цели. Но срок, в который осуществляются вечные предначертания божественной мудрости, не может быть охвачен нашим ограниченным взглядом. И потому мы должны отличать божественное действие, проявляющееся в какое-нибудь определенное время в человеческой жизни, от того, которое совершается в бесконечности.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"