Васильев Владимир Федорович : другие произведения.

Бердяев О Номинализме Как Болезни Языка

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Язык как экзистенциальная проблема.


Владимир Васильев

Н. А. БЕРДЯЕВ О "НОМИНАЛИЗМЕ" КАК БОЛЕЗНИ ЯЗЫКА

   Уже в раннем произведении 1911 года "Философия свободы" Н. А. Бердяев осмысливает новый "стальной" век в категориях технического закабаления духа и, в частности, говорит об угрожающей сверхрационализации (и, тем самым, обездушивании) языка (1). Эту угрозу он называет (в III-й главе своей книги) "номинализмом" языка и употребляет данный термин не в традиционном философском смысле средневековой оппозиции "номинализм - реализм", а в значении "номинальный" - т. е. минимальный, предельно упрощенный. Русский персоналист здесь ставит специфическую проблему семантики и герменевтики - утраты смыслов - опережая свое время и открывая грани, в полной мере ставшие очевидными и актуальными только в XXI веке.
   "Особенно труден, - отмечает Н. А. Бердяев, - стал язык с тех пор, как реальный смысл, реальное содержание слов почти утеряно, значение слов стало номинальным. Теперь в философии приходится спорить из-за каждого слова, уславливаться о значении на протяжении целых томов" (2). В чем суть этой семантической проблемы и каково ее происхождение? Является ли она неизбежной платой за прогресс ("ценой прогресса") или эта жертва чрезмерна?
   Почему спор о словах (не о деле) чаще относят к гуманитариям или же с иронией эти бесконечные словопрения называют "философией"? Ближайшим ответом можно считать следующее наблюдение Т Куна: "практика научных исследований в области астрономии, физики, химии или биологии обычно не дает повода для того, чтобы оспаривать самые основы этих наук, тогда как среди психологов или социологов это встречается сплошь и рядом " (3, 11). Речь, следовательно, о том, что человеческое, духовное не выводится дедуктивно из единого основания, что таких выведений может быть сколько угодно, а суть все равно будет не схвачена (это собственно и имеют в виду экзистенциалисты, включая Н. А. Бердяева, когда формулируют свое основное правило: существование предшествует сущности) и что традиционные методы мышления и представления точных наук здесь не применимы в принципе, что точные науки в этой области совсем не точны. Современная герменевтика имеет все основания утверждать поэтому, что подлинная философия мыслит о человеке строже, хотя и не в точных терминах. Она мыслит в строгих смыслах.
   "Гносеологические споры - главным образом споры о словах, - подчеркивает Н. А. Бердяев, - гносеологические разногласия - многозначность слов. Мы все уславливаемся, что значат слова, непосредственный смысл которых утерян. Развращающая власть словесности над философией, номинализма над реализмом тогда лишь будет побеждена, когда будет восстановлена непосредственная мистика слов, не магия слов, всегда заколдовывающая; а мистика слов, всегда освобождающая" (2). Не магия слов, но мистика! "Магия" - это когда мы манипулируем словом и вызываем духов, а "мистика" - это самосказывание духа в нашем слове, когда рождает смыслы не логика, но Логос. И тогда, говорит Н. А. Бердяев, "это слово не есть уже рационализация" (2). И что любопытно: в рационализации - читай, "в магии" - свободу понимают как познанную необходимость, т. е. как подрасчетный разуму предсказуемый мир, а в "мистике" слово освобождает в непредсказуемую открытость.
   Техническое (стандартное) слово имеет, конечно, силу - особенно в наш информационный век. Это - сила информации, циркулирующей по каналам без существенных потерь, и кто владеет информацией, тот, так сказать (по японской пословице), владеет "миром". И сей контролируемый мир не естественен, безжизнен, живое живо только в открытом мире. В закрытой искусственной реальности дух покидает слово, и об этом Н. А. Бердяев высказывается резко и непримиримо: "Рационализация слов, на которой так настаивает критическая гносеология, есть распад и разрыв. Номинализм - болезнь. Номиналисты-рационалисты не убеждены, что слова имеют реальное содержание, слишком часто для них они звуки пустые. Для одних слова - жизнь, реальность, действие, для других слова - лишь слова, лишь названия, лишь звуки." (2). Опустошенное слово, говорит философ, имеет внешние опоры, оно даже может опираться на строгие доказательства, но все дело в том, что "доказательность есть один из соблазнов, которым мы ограждены от истины." (2). Возможно, утверждение слишком сильное, но должно признать, что существуют такие вещи, которые сложнее любого доказательства. То, что философы именуют "бытием", вообще всегда остается вне техники мышления.
   ""Бытие" прежде всего всегда "есть", и никогда не может быть, чтобы оно "не было". Но что значит "есть"? Неужели "есть" - только в суждении? "Есть" - связка суждения, часть суждения. <...> Из суждения и его рокового круга нет выхода в номинальном царстве слов. <...> Получается какой-то страшный кошмар. Развязать этого узла нельзя, его можно только разрубить. Разрубить этот узел - значит радикально порвать с номинализмом слов, вернуть словам их реальное, онтологическое содержание и смысл." (2).
   И все же от техники мышления (как и от всякой другой) нужно не избавиться, а освободиться. Это значит, что между логикой и Логосом, "магией" и "мистикой" (естественным и искусственным, бытием и техникой) нужно находить тропы и строить мосты, как бы различны они не были. Нужно признать, таким образом, легитимность обоих миров и, прежде всего, признать реальность и независимость иррационального, его несводимость к любой логике и к любым доказательствам. "Разрубить узел" номинализма - значит дать приоритет смыслу, а не знаку, или, как выражаются современные постмодернисты, - "различию", а не "тождеству". Однако, охватившая нашу культуру постмодерная эпидемия "симулякров" - замена вовсе не равноценная. Более того: "симулякры" и есть "номинализм слов" как охватившая культуру глобальная система.
   Этим, собственно, и обусловлена острота проблем, поставленных Н. А. Бердяевым в его книге "Философия свободы".
   ______________________________

Литература

   1. Бердяев Н. А. Философия свободы. М., 1989. - Режим доступа: http://www.vehi.net/berdyaev/filos_svob/
   2. Бердяев Н. А. Глава III. Гносеологическая проблема / Н.А.Бердяев, Философия свободы. - М., 1989. - Режим доступа: http://www.vehi.net/berdyaev/filos_svob/03.html
   3. Кун Т. Структура научных революций М., 1977
  
  
  
  
   Опубликовано:
   Васильев В. Ф.Н. А. Бердяев о "номинализме" как болезни языка // Васильев В. Ф. Сборник избранных материалов Международ-ной научно-практической конференции "Русская философия во времени и пространстве". 8 - 9 февраля 2011г. Мурманск: - 2011 - с. с. 5-7
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

2

  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"