М и л ю т и н Сергей Петрович, учитель физкультуры, небольшого роста.
И в а ш о в Валентин Светланович, учитель русского языка и литературы.
С и л а е в Дмитрий Александрович, учитель ОБЖ.
Ф р о л о в Михаил Васильевич, бывший учитель пения, полноват.
П е р е л е х о в Николай Семёнович, учитель физики.
И р и н а, жена Перелехова.
К л ю ч и н с к а я Наталья Леонидовна, учительница начальных классов.
З а б р о д и н а Светлана Николаевна, учительница географии.
Ж а н н а, секретарь.
Б о л о т о в а Зинаида Михайловна, директор школы.
Р е м и з о в а Татьяна Петровна, завхоз.
П а н т е л е й м о н о в а Надежда Валериевна, родительница.
В о р о б ъ ё в а, старшеклассница.
Ш а т и ц к и й Вова, старшеклассник.
Девочка с цветами.
Старшеклассники.
Действие первое.
(короткое, можно сказать - половина)
Скрипичный концерт Вивальди как музыкальная заставка пьесы прерывается позывными теленовостей. Кабинет директора. Голос диктора: "Сегодня первое сентября - День знаний! Тысячи школ распахнули свои двери..."
Б о л о т о в а. Что ж они все так шумят?! Прямо с первого дня. Выключи его что ли...
Р е м и з о в а. Погода, наверное. (Выключает телевизор.) А нас вечером в новостях обещались показать.
Б о л о т о в а. Что погода?
Р е м и з о в а. Погода, говорю, меняется, вот голова и болит. Да и колготно. В школе хорошо, когда в ней детей нету!
Школьный коридор после линейки. Из репродукторов школьного радиоузла слышится "...учат в школе, учат в школе...". Далее: "От имени родителей нас поздравляет Пантелеймонова... э... Надежда... э... Валериевна. Ой, я так волнуюсь! Я всех вас поздравляю, особенно директора Зинаиду Михайловну, сыночка своего Петеньку, всех ребят, ну и учителей тоже... Спасибо. А мы, по заявке 5 "а", предлагаем вам композицию отличного парня Вивальди под названием "Кончерто Гроссо a-moll, Op.3 No8!" По коридору движется Николай Семёнович. Дверь класса открывается, и появляется часть Валентина Светлановича.
И в а ш о в (в класс). Так! Я кому сказал - сидим тихо, я сейчас вернусь!
(Закрывает дверь и оборачивается. Класс взрывается воплем радости.) О Коль, ну что?
П е р е л е х о в. Как всегда - "за"!Слушай, генеральный директор первого канала нашей школы, это что там у тебя в студии крутят?
И в а ш о в. Да ладно, просто Шатицкий, пока меня рядом нет, шалит. Чего вчера на работу не вышел, тут барыня недовольство высказывала.
П е р е л е х о в. Значит, помнят ещё. У меня, Валь, отпуск только сегодня заканчивается.
И в а ш о в. Ага, а территорию с твоими детьми я должен убирать?
П е р е л е х о в. Валя, это не мои дети.
И в а ш о в. Ну дети из класса, где ты классный руководитель.
Подходит радостный Милютин с флагом. Его обгоняет девочка с цветами и вручает их Перелехову.
Д е в о ч к а. Вот. Это Вам, Николай Семёнович! Поздравляю!
П е р е л е х о в. Спасибо. Так я же вас больше не учу...
Д е в о ч к а. Ну и что. (Убегает.)
М и л ю т и н. Всем привет! С праздничком!
И в а ш о в. И тебя, Серёжа, по тому же месту! ( У Ивашова звонит телефон, и он отходит в сторону.)
М и л ю т и н. Семёныч, где пропадал? Тут тебя все обыскались. Ну, что сегодня?
П е р е л е х о в. Ещё один! Мужики, я ночь не спал, утром только приехал - и на работу.
М и л ю т и н. А я думаю, чего ты такой... сосредоточенный. У жены был? Ну что, помирились? "Если гора не идёт к Магомету..."
П е р е л е х о в. Значит, он ей не нужен!
М и л ю т и н. Ладно, без паники! На природе отдохнёшь, появятся мысли и желания! В четырнадцать нуль-нуль - ко мне за велосипедами.
И в а ш о в (возвращается).Слушай, неси уже своё знамя и не потеряй по дороге, а то часть расформируют.
М и л ю т и н. Это ладно, знамя сохраним и списки покушавшихся передадим куда следует. Вот у Николая Семёновича лаборантка новая... молоденькая.
П е р е л е х о в. Ну будет кому провода пропаять, а то у Жанны маникюр, видите ли...
М и л ю т и н. Ему говорят - молодая! А он - провода. Здесь определяющее слово "молодая", а не "лаборантка". Это у тебя в голове контакты перепаять нужно.
И в а ш о в. Да, Семёныч, так от тебя не то что жёны с лаборантками, а и тараканы все разбегутся.
П е р е л е х о в. У меня нет тараканов.
М и л ю т и н. Вот! Что, собственно, и требовалось доказать. Ладно, жду в два часа. Форма одежды произвольная. (Уходит.)
Кабинет директора. За столом директриса и завхоз собираются выпить.
Р е м и з о в а. Ну что, Зинаид Михална, с новым годом?!
Б о л о т о в а. С новым, так с новым... Что там у нас есть? Да, а районовские с шефами ушли? И эти ещё... корреспонденты, а то и ящика мало будет.
Р е м и з о в а. Я сама проводила, и убирают уже. В сценарии же было написано: убирать сцену после того, как уберутся гости. (У Ремизовой звонит телефон, она смотрит и сбрасывает.) Нету меня.
Заглядывает Милютин.
М и л ю т и н. Разрешите? Руководство, с праздником! Я флаг поставлю.
Б о л о т о в а. Чего ты там топчешься? Или заходи, или не мешай. (Милютин заходит.) Присоединяйся, раз уж попал в нужный момент.
М и л ю т и н. Нет, спасибо, мне ещё классный час провести нужно. Я попозже, на природе.
Р е м и з о в а. Ну, запел. Опять что ль одни мужики едете? Девчонок взяли бы, лаборантка вон у Перелехова молодая.
М и л ю т и н. Нет, мужская компания это святое, а лаборантку Семёныч собирается заставить провода паять. (Ставит флаг в отведённое место.)
Б о л о т о в а. А чего он ещё может придумать? Одно горе с ним!
Р е м и з о в а. Одно горе? С ним много горей! То аптечку ему подавай, то кабель, то краску... По весне эфир ему потребовался!
М и л ю т и н. Извините за вторжение. Я побежал.
Р е м и з о в а. Не споткнись. Бегун.
Милютин ухдит, прикрыв за собою дверь.
Б о л о т о в а. Теперь так и будут туда-сюда мигать. Целый год!
Коридор перед классом Ивашова. Милютин заглядывает в класс. Выходит Ивашов.
И в а ш о в (в класс). Так, тишина и спокойствие! Сидим смирно, я сейчас вернусь! (Закрывает дверь. Класс взрывается воплем радости.)
М и л ю т и н. Валентин Светланович, вас к себе Зинаида Михайловна вызывает.
И в а ш о в. Прямо с первого дня указания? Или что случилось?
М и л ю т и н. Я не знаю. Сказали - срочно! (У Милютина звонит телефон, и он удаляется.)
Комнатка секретаря перед кабинетом директора. Скучающая Жанна - молоденькая и миловидная, по характеру "блондинка".
И в а ш о в. Жанночка, добрый день! Меня вызывали?
Ж а н н а. Ой, не знаю, Валентин Светланович... а, правда, дети говорят, что вы бард?
И в а ш о в. Бард? Ну, "устами младенцев" много чего глаголется. Только, Жанна, это не всегда ругательство. Бардами называют тех, кто сочиняет и поёт...
Ж а н н а. (Перебивает.) Ага, значит, это люди!
И в а ш о в. Встречаются среди них и люди.
Ж а н н а. А то всё время: "...барды в лесу... барды на поляне..." Я думала, что барды это такие лоси, как зубры.
И в а ш о в. И таких хватает.
Ж а н н а. Ой, как приятно с умным человеком поговорить.
И в а ш о в. Угу. Особенно, если не долго. Так меня вызывали?
Ж а н н а. А кто сказал?
И в а ш о в. Милютин.
Ж а н н а. Ну, Сергей Петрович такой серьёзный мужчина... Да вы у Зинаиды Михайловны спросите. (Жанна указывает на дверь в кабинет директора.)
Кабинет директора, всё готово для усугубления. Заглядывает Ивашов.
И в а ш о в. Вызывали, Зинаида Михайловна? (В кабинете короткая немая сцена.)
Р е м и з о в а. Ну, у тебя Валентин Светланыч нюх! Ты не в разведке служил?
Б о л о т о в а. Заходи. Петровна, давай ещё посуду. Присаживайся, Валентин Светланович. Давай уж за "новый год" по капельке.
Все трое поднимают рюмки. Звенит звонок.
Б о л о т о в а. Это ещё что такое?
И в а ш о в. Это вместо курантов, раз уж "новый год".
Р е м и з о в а. Куранты. Технички. Я им сейчас покажу куранты. (Быстро выпивает и уходит.)
Б о л о т о в а (Ивашову). Что там родители? Живы - здоровы? Давай ещё по капельке.
И в а ш о в (Разливает). Да, Зинаида Михайловна, живы - здоровы. Всё ещё меня воспитывают...
Заглядывает секретарша.
Ж а н н а. Ой, Валентин Светланович, Вас там ваши дети потеряли.
Б о л о т о в а. Ну, начинается! (Выпивает.) Привет передавай. Всё-таки сколько вместе отработали.
И в а ш о в. (Жанне.) Сейчас. Уже иду. (Болотовой.) Хорошо, передам. (Выпивает и уходит, доставая из кармана жевательную резинку.)
Слышен голос из коридора. "Я же вам сказал - сидите тихо. Ну и что, что звонок. Пусть даже конец света. Нет, если пожарные учения, то выходим организованно".
Ж а н н а (заглядывает в кабинет). Зинаида Михайловна, к вам Надежда Валериевна Пантелеймонова.
Б о л о т о в а. Жанна, через одну минуту! (Быстро всё убирает со стола и приводит себя в порядок.)
В кабинет протискивается Пантелеймонова с двумя выразительными пакетами.
П а н т е л е й м о н о в а. Ой, с праздником Вас, Зинаида Михайловна! Я, прям, так разволновалась, когда по радио поздравляла. Прям, и не всё сказала. Решила, вот, лично. Михаил Иванович так хорошо о Вас отзывался. Зинаида Михайловна, говорит, обязательно войдёт в твоё положение.
Б о л о т о в а. Войдём. Работа у нас такая. (Принимает первый пакет.)
П а н т е л е й м о н о в а. И Петенька, так волновался... он всё лето готовился! Целый рассказ прочитал!
Б о л о т о в а. Ну что ж, молодец! (Принимает второй пакет.)
П а н т е л е й м о н о в а. Вы уж про нас не забывайте, помогите если что.
Б о л о т о в а. Не забудем, Надежда Валериевна, и поможем! Наилучшие пожелания Михаилу Ивановичу передавайте.
Коридор перед классом Ивашова. Силаев заглядывает в класс. Выходит Ивашов.
И в а ш о в (в класс). Так, тихо! Сидим смирно, я здесь, я всё слышу! (Закрывает дверь. Класс взрывается воплем радости.)
С и л а е в. Светланыч, ты в курсе?
И в а ш о в. В курсе.
С и л а е в. У Петровича в час собираемся.
И в а ш о в. Милютин говорил в два. Поскольку берём?
С и л а е в. Да путает он всё всегда. В час собираемся. Ну а берём как обычно - по одной мало, по две много, значит, по три, и всем хватит, и лишнего не останется. Фролов ещё собирался.
И в а ш о в. Ну ты местком, тебе виднее.
Подходит Перелехов. Молча здоровается с Силаевым за руку.
С и л а е в. О, Николай Семёныч! Где пропал, тут тебя все обыскались.
П е р е л е х о в. Да нашёлся я уже.
С и л а е в. Ты в курсе?
П е р е л е х о в. Ну да. В два часа у Петровича и едем на старое место.
С и л а е в. Не в два, а в час, и удочки бери.
И в а ш о в. Вы с этими удочками уже притомили, растопоритесь вечно! Хоть бы раз чего-нибудь поймали.
С и л а е в. Рыба и в магазине есть, а тут главное удовольствие.
Подходит Шатицкий.
Ш а т и ц к и й. Валентин Светланович...
С и л а е в. Шатицкий, тебя, что здороваться не учили? (У Силаева звонит телефон, и он отходит в сторону.)
Ш а т и ц к и й. Здрасьте. Валентин Светланович, я сочинил... ну, композицию... ну, песню.
И в а ш о в. Какую песню?
Ш а т и ц к и й. Ну, клеевую... Про школу... Мы весной разговаривали, что песни все старые и уже пора новые сочинять. Можно мы её по трансляции запустим из студии?
И в а ш о в. Шатицкий... Вова, там всё прилично?
Ш а т и ц к и й. Да, нормально всё! На эту... на тему этой... "Учат в школе".
И в а ш о в. Ладно. Запускайте, но за приличность трансляции отвечаешь головой. А что ты там крутишь по заявке 5 "а"?
Ш а т и ц к и й. А чо? Нормальная вещь - завёл на полчаса, и покурить можно.
И в а ш о в. Я тебе покурю в студии!
Ш а т и ц к и й. Не, мы не в студии, да не парьтесь, всё под контролем. (Уходит.)
С и л а е в. Какой головой он ответит? У него её никогда и не было. Весной на полевых сборах все окопы копают, а он на гитаре бренчит: "Работай, работай, работай... Ты будешь с уродским горбом..."
И в а ш о в. Вот, значит, Блока читал.
По коридору приближаются Ключинская и Забродина.
С и л а е в. О, молодые - красивые! С праздничком! Выглядите замечательно!
К л ю ч и н с к а я. Спасибо, Дмитрий Александрович! Ну до Вас нам ещё далеко.
С и л а е в. Чего это далеко, вот он я! Для вас, как пионер, готов на любые подвиги!
К л ю ч и н с к а я. Ну хоть на словах есть мужчины, хоть послушать приятно. (У Ключинской звонит телефон, и она отходит в сторону.)
З а б р о д и н а. Здравствуйте, Николай Семёнович! Что-то давно Вас не было видно, тут все обыскались...
П е р е л е х о в (вздыхает).
С и л а е в. А погода-то сегодня какая! Как на заказ!
З а б р о д и н а. Вы опять мужской компанией на природу?
С и л а е в. Святое дело! Надо перед учебным годом немного расслабиться!
З а б р о д и н а. А почему вы женский коллектив не приглашаете в свою компанию?
И в а ш о в. Святого не тронь! Мы же отдыхать едем!
К л ю ч и н с к а я (возвращается). Ой, Светлана Николаевна, это всё добропорядочные женатые мужчины.
С и л а е в. В нужное время и женатый человек холост!
З а б р о д и н а. А приличный и состоятельный? Кому можно верить...
К л ю ч и н с к а я. Это в кино! В жизни: хочется верить, а некому!
И в а ш о в. Можно ещё в Интернете объявление разместить: "Требуется приличный, но пригодный к дальнейшей жизни мужчина!"
З а б р о д и н а. Вам бы, Валентин Светланович, всё шутить. А у нас вот с Натальей Леонидовной тоже есть потребность в отдыхе на свежем воздухе.
И в а ш о в. Вековые традиции не позволяют нам такой роскоши.
Р е м и з о в а (подходит). Ты ж, Дмитрий Александрович, местком, должен обо всех членах профсоюза заботиться. Особенно о молодых и незамужних!
С и л а е в. Это, Татьяна Петровна, в рабочее время. А в свободное от работы - нормальный отдых может быть только в мужской компании: природа, тишина...
Из репродукторов школьного радио вырывается жуткий грохот рока. Это вступления к новой песне Шатицкого. Слышатся попытки воспроизвести на электрогитаре фрагменты из произведений Вивальди, перемежая мелодией "Учат в школе". Текст, всё перекрывает.
Битва за знания - это война,
Битва со знанием - это война,
В каждом классе идет война.
За каждой дверью идёт война!
Битва длиною в год!
Год, который пройдёт!
- Учат в школе, дома учат!
- Аттестат будет получен!
Мы сидим плечом к плечу,
Мы встаём плечом к плечу,
Мы идём плечом к плечу,
Мы бежим плечом к плечу!
Нам тесно в школе!
Мы рвёмся к воле!
- Учат в школе, дома учат!
- Аттестат будет получен!
Битва длиною в год!
Нам тесно в школе!
Год, который пройдёт!
Мы рвёмся к воле!
Свобода, как знамя!
Мы войну закончим в мае!
К концу песни под репродуктором собираются все действующие лица.
Б о л о т о в а. Это что, Валентин Светланович?
И в а ш о в. Детское творчество, Зинаида Михайловна. Ребята ищут себя.
Б о л о т о в а. Ну пусть и меня найдут... завтра.
П е р е л е х о в. Ты смотри, рок. А я думал, у них один рэп в голове.
Б о л о т о в а. Рок.Реп. Репа у них вместо головы. Завтра, Валентин Светланович, ко мне вместе с детским творческим коллективом.
Из репродукторов доносится "Й-й-е-с!" и опять звучит мирное и вечное "Учат в школе".
Действие второе.
Компания мужчин на велосипедах подъезжает к берегу реки. Место уже занято молодёжной компанией: чуть дальше играют в бадминтон, слышны голоса купающихся, ближе всех девушка в купальнике, наблюдающая за игрой и стоящая спиной к приехавшим.
С и л а е в. Я говорил вам к часу нужно собираться. Видите, место занято!
М и л ю т и н. Вот вам и девушки. А то испереживались все прекрасные 99% нашего педколлектива.
С и л а е в (обращаясь к девушке стоящей спиной). Девушка, а разрешите с вами познакомиться?
В о р о б ь ё в а (оборачиваясь). Ой, Дмитрий Александрович, здравствуйте...
С и л а е в. Уже виделись, Воробьёва. Вы чего тут молодые люди потеряли?
Выходит мокрый после купания Шатицкий.
Ш а т и ц к и й. Отдохнуть приехали, а чо нельзя?
И в а ш о в. Можно, Вова, если сильно устал. Только в другом месте, а твой рок-шедевр мы завтра обсудим. Я тебе устрою "битву за знания"! Ты, Вова, мальчик уже большой и должен знать, что "Как аукнется..."
П е р е л е х о в. Так и отхрюкнется!
И в а ш о в. Правильно, Николай Семенович!
Ш а т и ц к и й. А чо? Сами разрешили, и нашим понравилось.