Мелодраматическая история возвращения первой любви.
Действующие лица:
С в е т л а н а, около 40 лет, очень хорошо сохранилась.
Е л е н а, подруга Светланы, немного располнела.
Ф ё д о р, бывший муж Светланы, ушедший к Елене.
Н а д е ж д а, дочь Светланы и Фёдора, старшеклассница.
О л е г, режиссёр, первый муж Елены.
С т а н и с л а в В е н и а м и н о в и ч, главный редактор.
Л е в, молодой человек, 22-х лет.
Т и г р а н, первая любовь Светланы.
А р м е н, брат близнец Тиграна.
Л а р и с а, девушка Олега.
П о м. р е ж и с с ё р а.
Спальня Светланы. Звенит телефон. Из кучи подушек появляется рука, пытающаяся найти трубку. Светлане приходится вставать и сквозь сон осознавать обстановку. Трубка, как всегда, находится в другом углу комнаты, в самом неподходящем месте. Непрекращающийся звон заставляет торопливо искать телефон.
С в е т л а н а (в трубку). Да.
О л е г (очень бодро). Светлане батьковне доброго дня и ночи, а также любого другого времени суток! Сколько раз тебе говорить: не начинай телефонный разговор с "Да", это показывает твою бесхарактерность, как будто ты уже со всем согласна до оглашения!
С в е т л а н а. Угу... хорошо.
О л е г. Опять заранее соглашаешься! Ну, да ладно, я насчёт нашего уговора. Светик, солнышко, ты придумала то, что я тебя просил? Я тут сегодня - завтра всё завершаю и возвращаюсь. Как мы и договаривались, твой шедевр будет всё венчать! С меня, кроме гонорара, ещё и магарыч!
Олег одновременно просматривает снимки, которые ему показывает пом. режиссёра и даёт оценку жестами. Входит девушка Олега - Лариса.
Л а р и с а. Олежек, мне позвонили, что сегодня концерт Муленьки, а мы в этой дыре ничего не знаем.
С в е т л а н а. Да. Я постараюсь доделать.
О л е г (показывает Ларисе, что разговаривает по телефону). Нет, матушка, не "постараюсь", всё должно быть готово полностью и в лучшем виде! Хватит спать, а то славу свою проспишь! У нас вот туточки вообще ночей нет. Как Ленка?
Л а р и с а (настораживается). Я так давно хочу на него посмотреть.
О л е г (Ларисе, закрывая трубку рукой). Подожди, я сейчас.
С в е т л а н а (наконец понимает, с кем разговаривает). Хорошо, Олег. А с Ленкой, ещё вопрос: кто кого проспал.
О л е г. Ладно, нечего меня подъегоривать, мы тут с тобой оба в доле. Всё. Скоро буду.
С в е т л а н а. Хорошо, договорились.
О л е г (Ларисе). Котик, у меня ещё тут не всё закончено, давай завтра.
Л а р и с а. Завтра уже будет без меня! Я заказала два билета на сегодня!
Лариса уходит. Пом. режиссёра терпеливо ждёт с фотографиями и бумагами.
О л е г. Участь моя незавидна, но сладка... (Напевает романс.)
Надутых губок месть коварна...
Я знаю всё, но вновь пленён.
И вот улыбка лучезарна...
Я слаб, а слабый пол силён.
И я за то прощаю Вас,
Что Вы простить меня готовы,
Я покоряюсь в сотый раз
И жду опять капризов новых...
П о м. р е ж и с с ё р а. Безвыходных ситуаций...
О л е г.Не бы-ва-ет.
П о м. р е ж и с с ё р а. В тупик попадают...
О л е г.Только тупые. Пойдём на поклон к "сильным мира сего". Концерт! Или мы попадаем на концерт, или концерт устроят мне. Сольный! И диск с песнями Светланы забрать нужно. Напомни. (Олег завершает просмотр и уходит с пом. режиссёра.)
Спальня Светланы. Нажав сброс, Светлана бросает трубку под подушку. Бесцельно побродив по комнате, падает на кровать. Уютно укутывается в одеяло. Минута блаженства, и снова звонит телефон. Приходится в одеялах и подушках опять искать трубку. Кажется, что телефон звенит всё громче и громче.
С в е т л а н а. Да.
Е л е н а (в своей спальне). Светик, сколько раз тебе говорить: не начинай телефонный разговор с "Да"! Это признак твоей бесхарактерности, как будто ты уже на всё согласна! Понимаешь, на всё! А себя нужно ценить, холить и лелеять. Начинай как-нибудь томно...
Входит Фёдор с подносом. На подносе одна чашка кофе. Елена кивает, показывая, что разговаривает по телефону. Фёдор вздыхает и уходит.
С в е т л а н а. Я в курсе. Твой первый только что продекламировал мне то же самое. Поскольку выслушивать это мне приходится от вас обоих - считайте, что я прониклась. Ты представляешь, я его не узнала, пока он про тебя не заговорил.
Е л е н а. Богатый будет. Чего это ты ему понадобилась в такую рань, в выходной день?
С в е т л а н а. А сколько у нас времени?
Е л е н а. Времени у нас с тобой сколько хочешь, а на часах я не вижу, они в другой комнате, но кофе уже пью.
С в е т л а н а. Значит, дело к двенадцати.
Е л е н а. Мелочи! Ты лучше скажи, почему вчера рано ушла?
С в е т л а н а. Не вчера, а сегодня. Если вчера, то это было бы поздно.
Е л е н а. О-ёй-ёй... Как говорят у нас грузчики под окном, не умничай, тебе это не идёт. Лучше скажи, что Лёвик?
С в е т л а н а (снимает со спинки кровати темно-бордовый галстук-бабочку и задумчиво рассматривает). Что Лёвик?
Е л е н а. Ну, хватит тебе. Главное, увела с коллективного торжества молодого человека, а теперь ничего не рассказывает! Ты представляешь, что я могу сама себе понавыдумывать!
С в е т л а н а. Представляю. Только я его не уводила, а он вызвался меня проводить и всё.
Е л е н а. И всё? "Вызвался проводить!" Ещё бы он не вызвался после такого танго. Кто тебе после этого в "и всё" поверит?
С в е т л а н а (погрустнев). Ленок, ничего не было.
Е л е н а. Милочка, да ты в печали... Я сейчас прибегу! Или он ещё у тебя?
Е л е н а (Фёдору). Ты представляешь, Светка вчера... или сегодня? Чего она меня путает... Ну, в общем, увела с вечеринки самого молодого сотрудника. Он только неделю как в редакции. Ну Лёвик, ты его видел.
Ф ё д о р. Ума не дам, как ты могла такое допустить...
Фёдор скрывается за дверью, вслед ему летит подушка.
Спальня Светланы. Звучат короткие гудки. Светлана несколько обречённо вздыхает, смотря на телефонную трубку. Нажимает кнопку сброса и кладёт телефон на столик. Немного оглядевшись, прячет галстук-бабочку в ящик туалетного столика. Включает проигрыватель и ставит диск. Звучит негромкая песня. Дуэт Светланы и мужского голоса:
- Ну, что?.. Быть может, встретимся ещё?
Я в эту пятницу свободен...
- Ну что ж... Пожалуй, встретимся ещё...
И поглядим, на что ты годен.
- И мы продолжим наш полёт
Паденьем в бездну вожделенья!
- Паденье сменим мы на взлёт,
Стремясь к вершине наслажденья!
- Нас день одеждой разделяет,
Но нет преграды для фантазий...
- Одежд условность лишь рождает
В фантазиях разнообразье.
- У нас есть время распалить
Свои желания мечтами!
- У нас есть время чуть остыть
От происшедшего меж нами...
- Ну что?.. Быть может, встретимся ещё?
Я в эту пятницу свободен...
- Ну что ж... Пожалуй, встретимся ещё...
И поглядим, на что ты годен.
- И мы продолжим наш полёт...
Светлана начинает заправлять кровать. Выключает проигрыватель. Из-под подушки достаёт тёмно-бордовый, как и бабочка, мужской платок, что обычно красуется в карманчиках костюмов и фраков. Задумчиво рассматривая герб в углу платка, Светлана садится на кровать. Опять звенит телефон.
С в е т л а н а. Алло.
Ф ё д о р. Свет, добрый день. Ленка не к тебе умчалась?
С в е т л а н а. Собиралась, но пока не домчалась, наверное, кого-нибудь встретила.
Ф ё д о р. Слушай, ты напомни ей, что мы вечером званы в гости. Она так быстро убежала, ну ты её знаешь. Как там наше чадо?
С в е т л а н а. Надежда у бабушки. Возьми и сам позвони. Отец как-никак.
Ф ё д о р. Она со мной какая-то официальная, но я позвоню. Может, сходим куда-нибудь.
С в е т л а н а. Только не в зоопарк. Во-первых, вы там столько раз были, а во-вторых, у тебя уже взрослая дочь. Ей шестнадцать лет. Прояви фантазию. Ой, слушай, я вспомнила, ведь Олег был у нас прошлой осенью на Надюшкином дне рождения.
Ф ё д о р. Ну да... были с Леной, хотя уже развелись.
С в е т л а н а. Они развелись, вы поженились, это понятно. Ты не помнишь, о чём он меня просил и что я ему пообещала?
Ф ё д о р. Из какой области?
Звенит дверной звонок. Светлана прячет платок в карман халата и идёт открывать.
С в е т л а н а. Вот и Ленка пришла. Всё, пока. Попробуй прокрутить, что было на дне рождения.
Из прихожей слышны неясный женский щебет и дежурные поцелуи. Входит Светлана и впархивает Елена. Елена делает дежурный круг любопытствующей женщины.
С в е т л а н а. Звонили твои: первый и второй.
Е л е н а. В какой последовательности? Впрочем, какая разница. И чего это мои мужья к тебе так неравнодушны?
С в е т л а н а. Второй - это, который общий, просил напомнить, что вы вечером идёте в гости.
Е л е н а (берёт с кресла вечернее платье тёмно-бордового цвета, прикладывает к себе). Ой, как я тебе завидую! Это же то самое платье! Я, как вчера тебя в нём увидела, обомлела. Надо же так сохраниться! Гости... Он, что раньше не мог сказать? Когда я, по его мнению, успею сделать причёску?
С в е т л а н а. Ты о платье, обо мне, или о походе в гости? Платье я и одевала только один раз... на тот вечер.
Е л е н а. Ну, конечно, о тебе. Я в свои наряды уже не влезу. А ты - как была балерина, так и осталась. Всю голову себе сломала, в чём на эту ретро вечеринку идти. Вечно у нашего главного поиски нового среди старого. Тебе хорошо - достала из шкафа, надела и пошла. Ну, ничуть не потолстела.
С в е т л а н а. Так ведь кормилец к тебе ушёл, с чего мне толстеть?
Е л е н а. Если бы ты знала, сколько этот кормилец ест! А... ну ты в курсе! Мне обидно ведь, когда он один всё вкусное трескает. Разве тут похудеешь? У тебя просто конституция такая. Ну как ты вчера с Лёвиком танго танцевала - обалдеть! Как тогда... (Находит листок у зеркала.). "Весенний ход осенних мыслей..." Что-то возрастное. Брось, это нам ещё рановато, хотя...
С в е т л а н а (перебивая). Чем сейчас Олег занимается? А то он с утра какой-то странный был. Я у него - "батьковна", ночей у них нет, ещё "подъегоривать" это, магарыч обещал.
Е л е н а. Что-то снимает, то ли мелкодраму, то ли мылодраму. Где-то в северной провинции, вот и вживается в среду... или вживляется? ...или в четверг? Ну, в общем, во всю неделю. Тьфу ты, эти наши журналистские привычки всё выворачивать. Теперь всех достанет своими примитивизмами. Он когда со съёмок с Украины... из Украины... как правильно? А ладно! Из Киева приехал, то своими "шо", "дивчина", "жинка" и прочее так притомил - сил нет. Более всего ему нравилось, что мужчина по-украински - "человик". А чего ему от тебя нужно было?
С в е т л а н а. Там сейчас "белые ночи". Вот мне и интересно, что ему от меня было нужно. Что-то я пообещала, а когда и что? Вы же у нас последний раз прошлой осенью были? Он о своих новых проектах рассказывал...
Е л е н а. Сценарии Олег сам сочиняет, может, ты ему стихи пообещала? Хотя он не Рязанов - стихи в фильмах у него не читают. А жаль. "Сметать перчаткой свежий снег, зимою с летних настроений...". Так хочется в молодость вернуться! Помнишь, мы на первом курсе, а твой Тигран на пятом, и бал, и вы танго танцуете... Ты в этом платье, он в белом фраке. (Елена пытается изобразить несколько па.) В кармашке платок цвета твоего платья... фантастика!
Елена прерывает воспоминания, потому что замечает плачущую Светлану.
Е л е н а. Ой, Свет, прости меня... какая же я дура!
С в е т л а н а. Это я дура, что пошла на вашу дурацкую вечеринку в этом дурацком платье.
Е л е н а (тоже плачет). Да, ладно. Как говорила наша общая знакомая, все бабы дуры и не потому что дуры, а потому что бабы.
Светлана берёт себя в руки. Елена тоже успокаивается.
С в е т л а н а. Да не было ничего. Просто у него оказался тот же платок в кармане фрака и бабочка. (Светлана достаёт из кармана халата платок.) И герб. Я такой вышивала Тиграну. Только фрак чёрный.
Е л е н а. А я бабочку шила, помнишь?
Звонит телефон.
С в е т л а н а. Это не дом, а какой-то переговорный пункт!
Е л е н а. Давай я отвечу. (Берёт трубку.) Алло. Здравствуйте, Станислав Вениаминович. Ой, Светлана сейчас не может подойти к телефону. Хорошо. Я передам. До свидания. (Светлане.) Главный редактор о тебе беспокоится. А то, говорит, исчезла, и, он тебе не напомнил о статье про фестиваль КСП. Как услышу, что пассия величает его Стасиком, прямо еле сдерживаюсь. Помнишь, у нас в общаге "стасиками" тараканов называли?
Светлана достаёт из туалетного столика бабочку и протягивает Елене.
Е л е н а (берёт и рассматривает). Ну, ты меня убиваешь! Прошлое хорошо просто вспоминать и старые фотографии рассматривать, а когда оно вот так материально в руки попадает - оторопь берёт. Откуда это у тебя, хотя... что я спрашиваю, это же у Льва было. Значит, он сюда приходил?
С в е т л а н а. Нет, не приходил. Это я по дороге реквизировала. Что-то здесь не так. (Указывает на бабочку.) Твоя работа?
Е л е н а. Ты про что? А бабочка... ну, стежки... не знаю... Светик, сколько лет прошло.
С в е т л а н а. Вы, товарищ эксперт, не увиливайте, вы заключение давайте.
Звонит телефон. Елена вздрагивает.
Е л е н а. Тьфу ты! Это какой-то сумасшедший дом! По-твоему, если я криминальную хронику веду, то я криминалист уже? "Трамвайный грохот дней летящих..."
С в е т л а н а (берёт телефон). Я вас слушаю.
Ф ё д о р. Светик, скажи, пожалуйста, Лене, что она забыла свой мобильный телефон, а по нему уже несколько раз звонили.
С в е т л а н а (в трубку). Хорошо, Фёдор, я передам. (Елене.) Лен, ты телефон дома оставила, а он уже несколько раз звонил. Фёдор беспокоится.
Е л е н а. Ну да! Мне должны звонить, а тут ты - то с переживаниями, то со стихами.
С в е т л а н а. Ну, извини.
Е л е н а. Да, ладно, прощаю. Сейчас за телефоном сбегаю. Я быстро, ты только не переживай без меня, потом вместе поревём. (Убегает.)
С в е т л а н а. Я постараюсь, так что ты (в пустоту.) особенно можешь не торопиться...
Садится на недозастеленную кровать. Рассматривает платок и бабочку. Звенит телефонный звонок. Светлана вздрагивает.
С в е т л а н а. Я вас слушаю. (В трубке тишина.) Говорите, я вас слушаю! (В трубке тишина.) Ну и молчите себе на здоровье! (Отключает телефон.)
Светлана берёт гитару и пытается нащупать мелодию к тексту:
Неверие в земное притяжение
Возносит душу над миром душным.
Она парит над самомнением
И твёрдо верит в нечто лучшее...
...
Живёт себе, плывя вне времени
Поскольку верует в бессмертие...
Входит Фёдор.
Ф ё д о р. Извини, у тебя было открыто.
С в е т л а н а. Это Ленка убегала и не захлопнула - ветер в поле.
Ф ё д о р. Свет, я договорился с Надюшкой прогуляться в Дом художника. Там кто-то из их студии участвует в выставке. Что ей передать?
С в е т л а н а. Пусть бабушку слушается. А то гонору много стало.
Ф ё д о р. Это возрастное. Самоутверждение личности.
С в е т л а н а. Только если эта личность начнёт самоутверждаться на наших нервах, то, боюсь, закончит на наших костях.
Ф ё д о р. Ты преувеличиваешь, но я с ней поговорю.
С в е т л а н а. Фёдор, ну что ты такой ровный? Разошлись интеллигентно, знаемся, дочь без внимания не оставляешь... Тебе не тошно от смирения?
Ф ё д о р. Как там у тебя...
"И лишь душа без объяснений,
Живёт себе, плывя вне времени..."
Да, без скандалов дамам как-то скучновато. Только эти наши многоугольники и многогранники времён молодости постепенно стёрли все углы - от любовей остались воспоминания, в лучшем случае привязанности...
С в е т л а н а. Философ. Ну, раз скандалить не будем - можешь идти!
Светлана откладывает гитару. Включает проигрыватель. Звучит мелодичный гитарный перебор.
Звенит телефонный звонок. Светлана берёт трубку.
С в е т л а н а (раздражённо). Я вас слушаю!
О л е г. О, я уже так надоел за сегодняшнее утро? Ну не сердись. Просто изменились планы, и сегодня вечером я буду у тебя.
Л а р и с а(Олегу). А с кем я пойду на Муленьку?
С в е т л а н а. Есть на свете события, которых избежать нельзя! Приходи.
О л е г (Светлане). Всё. До встречи. (Отключает телефон. Ларисе.) Ты хотела на концерт, я договорился насчёт вертолёта, лечу с тобой, чтобы не выпрыгнула от радости. Муленька! Извини, меня от него тошнит.
Л а р и с а.Но нам уже взяли два билета!
О л е г. Хорошо... что ты обо мне не забываешь. Обсудим на месте, а сейчас нам пора на аэродром. Собираемся быстро-быстро. (Лариса ойкает и убегает.)
Квартира Светланы.
С в е т л а н а (Фёдору). Да, ты не вспомнил, что было на дне рождения? (Уходит в ванную комнату.)
Ф ё д о р(берёт со столика бабочку, рассматривает и кладёт обратно). Ты пела "Белую акацию", а Олег бегал по потолку от восторга.
С в е т л а н а (показывается голова из-за притолоки). Ты гений!
Ф ё д о р. Отвергнутый.
С в е т л а н а. Пригретый Ленкой. Я ему обещала написать романс. (Голова скрывается.)
Ф ё д о р. Да, такой разговор был. Ему не хватало "изюминки", или ещё чего-то кондитерского. Ладно. Я пошёл. (Уходит.)
Гитарный перебор становится громче. Ритм танго. По стенам скользят тени танцующих. Входят Станислав Вениаминовичи Елена.
Е л е н а. Не обращайте внимания, Станислав Вениаминович, утренний беспорядок незамужней женщины. Как я ей завидую! (Звенит телефон в кармане у Елены.) Ой, я сейчас. Вы пока тут подождите, Светлана, наверное, в душе. (Уходит.)
С т а н и с л а в В е н и а м и н о в и ч.Хорошо, Лена, я подожду.
Станислав Вениаминович с интересом осматривается. Увидел бабочку и платок, хочет взять, но не решается. Входит Светлана.
С в е т л а н а. О, господи! А Вы откуда здесь? Извините, здравствуйте, Станислав Вениаминович.
С т а н и с л а в В е н и а м и н о в и ч.Это Вы извините. Здравствуйте, Светлана Валерьевна. Я без предварительного звонка, без предупреждения...
С в е т л а н а. То, что без звонка это хорошо, а то их сегодня в избытке. А то, что без предупреждения - плохо. (Светлана обходит комнату и собирает мелочи, которые гостям видеть не полагается. Платок и бабочку прячет в ящик столика.) Как Вы, Станислав Вениаминович, сюда попали?
С т а н и с л а в В е н и а м и н о в и ч.Дверь была открыта... вот мы с Леной и вошли.
С в е т л а н а. Ну, что ты будешь делать! И этот дверь не захлопнул! И Елена хороша! Дал бог подругу! Да мало ли что у меня здесь происходит!
С т а н и с л а в В е н и а м и н о в и ч."Этот", я извиняюсь, кто?
С в е т л а н а. Муж бывший - Фёдор заходил. Впрочем, это моя частная жизнь.
С т а н и с л а в В е н и а м и н о в и ч.Извините, Света. Я собственно по поводу статьи. Я звонил утром, но трубку взяла Лена.
С в е т л а н а. Да, она много и часто берёт на себя лишнее.
С т а н и с л а в В е н и а м и н о в и ч.Вот проезжал мимо и решил зайти обсудить. Я понимаю, что только суббота... ещё есть время, но мне бы хотелось, чтобы до понедельника всё прояснилось.
С в е т л а н а. Что прояснилось, Станислав Вениаминович?
С т а н и с л а в В е н и а м и н о в и ч.Концепция статьи. Как Вам, вообще, фестиваль? Много впечатлений?
С в е т л а н а. Впечатление одно: что-то там не так. Точнее, там много чего не так.
С т а н и с л а в В е н и а м и н о в и ч.Нам желательно подать молодёжное творчество в правильном ракурсе и передачу опыта старшим поколением исполнителей. Наш новый председатель совета директоров интересовался Вашими статьями, так что нужно подать в лучшем виде.