История Лолиты сделана как кроссфейд или коллаж, посредством взаимоналожения разнородных сюжетов, ажурных, просвечивающих друг сквозь друга.
Смещение 1. Аннабелла просвечивает сквозь Лолиту. В предисловии Джон Рэй называет роковым лето 1947 года, когда Гумберт познакомился с Лолитой, и выражает сожаление, что в тот момент рядом не оказалось компетентного психопатолога. Те же самые слова "роковое лето" использует и Гумберт, описывая свою встречу с Аннабеллой. К несчастью отец, который мог бы дать ему нужный совет, был в отъезде. Через четыре месяца после расставания с Гумбертом, то есть в декабре, Аннабелла умирает от тифа на острове Корфу. Слово "тиф" происходит от др.-греч. "дым", "туман". Фамилия Гейз, означающая "лёгкий туман, дымка", явно отсылает к обстоятельствам смерти Аннабеллы, как и вирусная инфекция, от которой Лолита страдает в Эльфинстоне. Гумберт неоднократно употребляет по отношению к Лолите эпитет "дымчатая". Наконец, Лолита умирает от родов тоже в декабре, как и Аннабелла.
Смещение 2. Валерия просвечивает сквозь Лолиту. Валерия вместе с мужем участвует в странном этнографическом эксперименте - подопытные должны передвигаться на четвереньках и питаться одними бананами. Тема бананов продолжается дальше - к ним испытывает пристрастие Лолита, и Гумберт постоянно называет её обезьянкой. Валерия ушла от Гумберта к полковнику царской армии Максимовичу. Во время своих путешествий по Америке Гумберт и Лолита встречают какого-то бывшего белогвардейца, к которому Лолита проявляет резкий интерес, заставляя Гумберта ревновать. Как и Валерия, она неравнодушна к русским офицерам.
Смещение 3. Шарлотта просвечивает сквозь Лолиту. Одна из важнейших сцен романа: знакомство с Лолитой. Мнящий себя интеллектуалом и аристократом Гумберт разочарован непривлекательными приметами быта и мещанскими вещицами в жилище Шарлотты. Однако Шарлотта приглашает его спуститься в сад, и на веранде Гумберт впервые видит Лолиту. Противопоставление "дом"-"сад" оказывается метафорой внешнего и внутреннего. Поздней случайно подслушав серьёзный разговор Лолиты с подругой о смерти, он вдруг осознаёт, что в Лолите за невыносимыми подростковыми штампами есть и цветущий сад, куда ему вход закрыт.
Итог: смещение и сгущение. Гумберт сложил Лолиту как мозаику, кусочек за кусочком, из всех своих женщин. Прошлое Гумберта служит для истории Лолиты не только поставщиком живописных образов и жизненных коллизий, но и просто материальным условием существования. Сюжет о девочке, попавшей в лапы маньяка, воспроизводится через скрытое цитирование совсем других сюжетов.