Аннотация: Подростковые рефлексии на фоне исторических деталей и атмосферы военного времени в немецком Данциге.
Günter Grass
Katz und Maus
1961
К 80-тилетнему юбелию сделал подарок авторитетному немецкому писателю Гюнтеру Грассу, открывая для себе его творчество и закончив прочтение "Кошки и мышки".
Тяжеловатый стиль: динамичность сюжета перебивается описаниями, чьё назначение осталось для меня нераскрытым. Непривычно рубленный, а зачастую просто разговорный стиль создаёт ощущение, что воспоминания передаются сомневающимся подростком. Воспоминания молодого человека о школьной дружбе, нескрытой симпатии и даже восхищеннии к сверстнику Мальке. Мальке оказывается подростком, ищущим и добивающегося признания окружающих. Его действия самоуверенны, но и безрассудны. Парень оказывает просто больным на голову - а страдающий рефлексиями Пиленц (от чьего имени ведётся повествование) смахивает на латентного гомосексуалиста.
Новелла, естественно, несколько глубже по своим задумкам и выводам. Так, мы наблюдаем развитие больной потребности в эксбиционизме у Мальке от приобретения достаточной сноровки и выносливасти при плавании и от экстравагантности в ведентт каталоческой службы (опустим посвященные этому детали, занимающие до половины книги) до воровства ордена у приехавшего на отдых и заглянувшего в альма-матер фронтовика (действие происходило в разгар Второй мировой войны). Этого Мальке мало - он взрослеет, начинает играть по- взрослому, попадает на фронт. Герой. Но в школе ему отказывают в пышном приёме - это, вероятно, его ломает. Самолюбие нашего героя оказывается задетым на столько, что Мальке отказывается возвращаться на фронт, скрываясь на полузатонувшем корабле.
Если с Мальке всё ясно - то вот с Пиленцом не совсем. Думаю всё-таки, что латентный гомосексуализм тут не при чём, но характер, задуманный для передачи событий в виде воспоминаний от первого лица, оказался уж больно саморефлексирующий в угрызениях совести (Пиленц как-то по ребяческой глупости пустил кошку на гипертрофированный кадык Мальке). Но на полном серьезе искать Мальке в послевоенное время в цирке среди клоунов - это номер, достойный обращения к психиатру.
Что необходимо отметить в любом случае: удачно переданные исторические детали и атмосфера военного времени в немецком Данциге. Именно этот очень важный аспект делает "Кошку и мышку" для нас небезынтересным явлением из общего культурного процесса послевоенной Германии.