Аннотация: Самым близким к Дао понятием является - Логос, греческой философии.
Самым близким к Дао понятием является - Логос, греческой философии. Впервые его сформулировал Гераклит Эфесский, живший одновременно с Лао Цзы и Кун Цзы в VI-V веках до Рождества Христова. Как тут не вспомнить Карла нашего Ясперса)) Конечно, если придирчиво сравнивать попытки определения того и другого, то вряд ли мы найдём эти понятия полностью идентичными. Но, по смысловой нагрузке, в контексте философских систем их породивших, они практически тождественны. Как Логос так и Дао являются - причиной бытия, сутью всех вещей, структурой мира и тп. И понятие Логоса оказалось настолько удачным, что было усвоено христианским богословием для определения посредством чего Бог творит мир и его упорядочивает - творческое Слово, Логос, сын Божий. Абсолютно созвучно истории нарушения Дао - грехопадение, нарушившее внутренний логос мира - отпечаток Логоса Божественного. Поэтому, когда я начал усваивать христианскую богословскую мысль, то понял, что не вижу тут принципиального конфликта. Картины практически совпадают в своём исходнике. Поэтому интересно провести параллели в развитии этих идей в исторической перспективе. С Юго-Восточным вариантом мы определились, посмотрим на Восток Ближний.
Со временем в христианстве тоже выделились три основных направления:
1
Симеон Богослов Новый говорит о необходимости личной встречи с Богом.
О, что за вещь, сокрытая
Для всякой тварной сущности?
И что за свет в уме моем
Ни для кого невидимый?
Что за богатство дивное,
Которое никто из нас
Не в силах на земле найти
И как-то удержать в себе?
Для всех неуловимое,
Для мира невместимое,
Оно всего прекраснее,
Вселенной всей желаннее,
И всех предметов видимых
Настолько вожделеннее,
Насколько Бог прекраснее
Всего, что в мире создал Он.
Встретить Его можно прекращая действие страстей, поселившихся в человеке после грехопадения, нарушения Дао, отринув испорченный мир, все его кажущиеся блага, предаваясь умному деланию - суть которого сводится к сведению ума в созерцание нетварного света исходящего от Бога и через приобщение к нетварным энергиям (благодати) восстановление собственной нарушенной природы - обожение. Это учение находит выражение в личном подвиге поста и молитвы каждого христианина квинтэссенцией которого стала практика исихастов (исихия - др. греч. ;;;;;; - тишина). Одним из основных признаков успеха исихаста является нетление его мощей. На Афоне даже есть обычай, вскрытия могилы подвижника, через год после погребения, для проверки.
2
В Евангелии от Иоанна мы встречаем целый корпус цитат самого Христа говорящих об отношениях учеников между собой:
34. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.
35. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.
(Св. Евангелие от Иоанна 13:34,35))
То есть, помимо отношений с самим Богом не менее важными являются отношения между людьми следующими за Ним. Исполнение новой заповеди должно прообразить самого Христа уже в новой ипостаси, создавая новую общность - Церковь, как говорят все святые в один голос - Тело Христа. Таким образом через братолюбие проявляется новое бытие Бога, социальное Дао, которое должно зафиксироваться в будущем новом Творении.
... да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них.
(Св. Евангелие от Иоанна 17:26)
Это направление выразилось в общинной жизни Церкви аналогичной жизни организма в естественном распределении функций и взаимодействии и как квинтэссенции её - монашеском общежитии, которое имеет принципиальное отличие от особного жития анахоретов-исихастов.
3
И тут же не обошлось без законников, которые начали строить внутреннюю структуру - иерархию и писать законы - регламентирующие все стороны жизни человека. Как и в случае с юго-восточным аналогом в цивилизации Хань, это попытка устроится здесь и сейчас. Цель жизни христианина им видится во встраивании в систему и строгом исполнении написанных правил и обозначенных ролевых функций. Это должно стать обретением стабильно гарантированного небольшого счастья прямо сейчас. Как и в случае с легистами Шан Яна, реальный, настоящий Бог им уже не важен, они строят своё "царствие небесное" по своим лекалам. Наиболее ярко об этом написано у Достоевского в легенде о Великом Инквизиторе.
Почему при столь похожем развитии событий так и не происходит восприятия Христа ханьцами, подумаем в следующий раз)