Ниссен Василий Д : другие произведения.

Христианское общежительное монашество

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Читая Карташева "Очерки по истории Русской Церкви" наткнулся на один интересный момент из рассказа об основании Киево-Печерской лавры да и вообще монашества как такового на Руси.

  Читая Карташева "Очерки по истории Русской Церкви" наткнулся на один интересный момент из рассказа об основании Киево-Печерской лавры да и вообще монашества как такового на Руси. Преподобный Антоний, который и считается основоположником русского монашества, воспитавший прп.Феодосия основавшего саму лавру, долгое время ходил по монастырям "хотяй быти мних", но никто его не брал. Отчаявшись он выкопал пещерку и уединился положив начало монашескому деланию. То есть монастыри на тот момент уже были но начальником (от слова начало) монашества является именно он. Самый простой анализ ситуации говорит, что не всё что называется монастырём таковым является.
  Попробуем глянуть вглубь веков на самое начало православного монашества. В какой-то момент желание сугубо подвизаться стало настолько популярно что одинокие аскеты перестали справляться с наплывом желающих. Отношения учитель-ученик штучное явление и не может быть массовым. И поэтому глядя на обилие желающих и понимая физическую невозможность уделить каждому достаточно внимания пришло понимание необходимости общежительного монастыря. Несмотря на индивидуальность личности каждого ученика в отдельности, всегда есть общие принципы исповедуемые конкретным учителем. Эти принципы стали выражаться в уставах монастырей. Изучение древних уставов очень увлекательная вещь потому как даёт представление о личности, мировоззрении и пути спасения каждого основателя написавшего устав. Устав обсуждался и принимался всей братией. Действие устава облегчало задачу учителя давая возможность сосредоточится на деталях в индивидуальном окормлении и не тратить время на общие моменты. Плюс появилась практика воспитания братолюбия. Любия братьев которые вот здесь, сейчас, рядом, которые вот такие какие есть. И практика эта оказалась очень полезной. Со временем на особное (одиночное) житие стали благословлять только после прохождения общежития.
  Посмотрим наличие главных условий для функционирования такой структуры:
  1 - наличие учителя стяжавшего дары Святого Духа и способного к окормлению братий. Использующего устав (принятый на общем собрании) для основных моментов и в деталях, свойственных особенностям отдельно взятого человека, занимаясь индивидуально.
  2 - добровольное и сознательное отсечение своей воли через послушание учителю со стороны братий через общий устав и личное окормление.
  Ключом ко всему является фигура учителя, что и подтверждает нам история. Великие монастыри формировались вокруг великих игуменов - Савва Освящённый, Феодор Студит, Сергий Радонежский и много их ещё. К моменту отхода к Богу игумен должен был подготовить себе преемника. Если связь прерывалась то начинались поиски духовного руководителя со стороны. Руководителя, не просто много об этом знающего, закончившего курсы и получившего диплом, а реально своим подвигом стяжавшего дары Святого Духа и имеющего к этому призвание. Иначе обители приходили в упадок. Такая практика до сих пор сохранилась на Афоне. Сам по себе устав и послушание в отсутствии духовного руководства теряли свой смысл и превращались из инструментов спасения в инструменты разрушения личности. Как говорится - топором можно дом построить, а можно и убить.
  Тема эта бездонна, особенно если рассматривать взаимоотношения монашества и иерархии в своём противостоянии, обеспечившем сохранение правильного пути церкви в целом. Но мне сейчас интересен взгляд на реалии сегодняшнего дня. Сейчас мы видим картину очень похожую на времена прп.Антония. Вроде монастыри есть, ну положено на витрине иметь такую штуку. Но попадая за линию витрины понимаешь что монастырями это можно назвать только по внешнему виду. Единственно что приходит на ум наблюдая реалии за витриной, это - богоугодные заведения. В принципе ведь хорошо, что люди не хулиганят на улицах, а некоторым, потерпевшим крушение на путях житейских, и просто больше некуда деваться. Худо-бедно служат службы в храмах, пытаются молиться по книгам. И тут хорошо бы понять одну очевидную, казалось бы, вещь. Применение монашеских стандартов и требований в богоугодных заведениях приводит к пагубным результатам. Реально выживают только те богоугодные заведения, которые понимают, что стоит переключится на задачи, которые под силу людям без духовного окормления. Сейчас такие задачи группируются по следующим направлением:
  1 - музей "Православное монашество". Восстановления архитектуры, внутреннего убранства, быта. Являясь живыми экспонатами этого музея, экскурсоводами и обслуживающим персоналом.
  2 - миссия в современном мире. Основание издательства, духовных школ, кружков, курсов, присутствие в информационном поле массмедиа. Активная работа по формированию прихода из мирских людей.
  3 - колхоз "Светлый путь в Царствие Небесное". Переход на натуральный тип хозяйства (всё что мне нужно делаю сам) и производство товарных продуктов. Подразумевает наличие коллектива трудников работающих во Славу Божию за еду и крышу над головой.
  4 - "вороньи слободки" (см. Ильф и Петров "Золотой Телёнок"). Кого надуло - те и есть, что прикатилось - тому и рады ... Как-то сводят концы с концами, как-то служат, как-то живут.
  5 - дома отдыха для иерархии. Обычно устраиваются в экзотических местах и отличаются повышенным комфортом и наличием ВИП апартаментов. Как сказал поэт - если звёзды зажигаются, значит это кому-то нужно. Может Господь пошлёт нам новых Антониев, которые смогут возродить монашество на Руси. А пока, пусть существуют богоугодные заведения, польза от них несомненная. Но пусть в них не размахивают оружием подвластным только настоящим воинам. Знающим для чего оно нужно и умеющим с ним обращаться. Слишком много раненых и покалеченных получается в результате. И в общежитиях всё ещё можно упражняться в братолюбии. Любии братьев, вот тех, которые здесь и сейчас, таких какие есть. Каких Бог послал.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"