Балуй Василий : другие произведения.

Аристотель Фиораванти. Часть 4

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   НАТ.МОСКВА - БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ БАШНЯ.ДЕНЬ
   Возле Благовещенской башни стоят несколько подвод. Работники носят из башни корзинами землю и высыпают ее в подводы.
   Ко входу на коне подъезжает Толбузин, спешивается и оглядывает долгим взглядом работу. Потом входит в двери, расталкивая работников. Один из них роняет корзину, земля высыпается на ступени. Не обращая на это внимания, Толбузин спускается вниз по ступеням.
  
   ИНТ.МОСКВА - БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ БАШНЯ.ДЕНЬ
   В сумраке башни шевелятся несколько фигур, копающих землю и ворочающих камни.
   НЕИЗВЕСТНЫЙ
   (кричит)
   Муро-о-оль!
   Субота показывается из ямы.
   СУБОТА
   Чего голосишь?
   НЕИЗВЕСТНЫЙ
   Боярин муроля ищет!
   СУБОТА
   Здесь он!
   Из темноты со светильником в руках показывается Толбузин. Из ямы прямо перед ним вылазит Аристотель. Толбузин отшатывается от неожиданности.
   ТОЛБУЗИН
   Не докопался еще до геены огненной, муроль? Вот что, собирайся. Ты нужен князю.
   АРИСТОТЕЛЬ
   А Либерия?
   ТОЛБУЗИН
   Есть дела важнее книг.
   АРИСТОТЕЛЬ
   Какие же?
   ТОЛБУЗИН
   (после паузы)
   Война.
   Аристотель кивает.
  
   НАТ.УГРА - ЛАГЕРЬ МОСКВИЧЕЙ.ДЕНЬ
   Ровным рядом стоит шеренга пеших ратников в кольчугах с оружием в руках. Над головами вяло шевелятся на ветру тяжелые стяги. В центре войска стоит конный полк. Резко храпит конь. На белом коне, в кольчуге и без шлема сидит князь. Ветер треплет его волосы. Он тревожно вглядывается вперед. Рядом с ним на рыжем коне сидит Иван Молодой, в сверкающей кольчуге и шлеме. Губы его плотно сжаты, взгляд устремлен вперед. По другую сторону от князя сидит на пегом коне Толбузин тоже в кольчуге. Он смотрит спокойно, даже меланхолично.
  
   НАТ.УГРА - ЛАГЕРЬ ТАТАР.ДЕНЬ
   На противоположном берегу стоит шеренга конного татарского войска. Одинаковые плоские лица в кожаных шлемах и пестрой одежде и броне. На вздыбленных копьях шевелятся бунчуки. На холме стоят несколько конных в богатых доспехах. Хан АХМАТ (40) в золоченом шлеме с тюрбаном с непроницаемым лицом смотрит вперед. Потом поднимает руку и резко ее опускает. Стоящий перед войском огромного размера БАТЫР (30) на мощном черном коне повторяет его жест и первым выезжает вперед. Степное войско с гулом и звоном трогается следом.
  
   НАТ.УГРА - ЛАГЕРЬ МОСКВИЧЕЙ.ДЕНЬ
   Конная и пешая русская рать продолжает стоять неподвижно.
  
   НАТ.УГРА.ДЕНЬ
   Татарская конница ускоряет бег. Земля гудит под копытами.
  
   НАТ.УГРА - ЛАГЕРЬ МОСКВИЧЕЙ.ДЕНЬ
   Московское войско ждет в неподвижности.
  
   НАТ.УГРА.ДЕНЬ
   Грохочущей мельницей мелькают копыта татарских коней.
  
   НАТ.УГРА - ЛАГЕРЬ МОСКВИЧЕЙ.ДЕНЬ
   Лицо князя каменеет. Он чуть подается вперед.
  
   НАТ.УГРА.ДЕНЬ
   Батыр на скаку выхватывает саблю, воинственно кричит, указывая ей на противника. Неожиданно, сверху слышится свист и гул. Батыр натягивает поводья, сбавляет ход, глядя в небо. Его обгоняют другие всадники. Впереди, в нескольких конских корпусах в землю врезается ядро, отскакивает и сметает одного из конных. Образовывается свалка. Кони ржут, валятся, ломая ноги и давя людей. Ядра с пронзительным свистом начинают сыпаться со всех сторон, прорезая татарское войско как ножом. Татары крутятся на месте, кричат. Батыр машет саблей и снова бросается вперед.
  
   НАТ.УГРА - ПУШЕЧНЫЙ ПОЛК.ДЕНЬ
   Двое дюжих пушкарей заталкивают ядро в пушку. Субота насыпает на полку пороха. Аристотель сам трамбует порох и подносит трут. Субота затыкает уши пальцами.
   СУБОТА
   (кричит)
   Вот тебе выход, Ахмат-хан!
   Пушка грохочет, отскакивает назад. Стоящие далее пушки стреляют по очереди. Белый пороховой дым застилает берег.
  
  
   НАТ.УГРА - ЛАГЕРЬ МОСКВИЧЕЙ.ДЕНЬ
   Иван Молодой обнажает саблю и поднимает ее над головой.
   ИВАН МОЛОДОЙ
   (кричит)
   Москва!
   РАТЬ
   Москва! Москва! Москва!
   Дружный крик катится по войску. Иван дергает поводья левой рукой, на которой висит круглый красный щит, и бросается вперед, пригнувшись к шее коня. Конный полк бросается за ним следом.
  
   НАТ.УГРА.ДЕНЬ
   Татары, наступающие на русскую рать, на скаку стреляют из луков.
  
   НАТ.УГРА.ДЕНЬ
   На московский конный полк обрушивается туча стрел. Несколько всадников падает, попадая под копыта. Слышится конское ржание и крики боли. Иван Молодой накрывается щитом и останавливает коня, чтобы не врезаться в свалку перед ним. Две стрелы попадают в его щит и остаются торчать. Иван опускает щит и снова машет саблей.
   ИВАН МОЛОДОЙ
   (кричит)
   Москва-а-а!
   Московское войско снова бросается в атаку, вступая в воду. Вода волнами брызжет из под конских копыт.
  
   НАТ.УГРА.ДЕНЬ
   Московская и татарская конницы сталкиваются в воде. Завязывается рукопашная.
  
   НАТ.УГРА.ДЕНЬ
   Иван Молодой срубает на скаку ближайшего татарина. Тот заваливается на спину коня, падает вбок. Иван рубит следующего - всадник без головы пролетает мимо.
  
   НАТ.УГРА.ДЕНЬ
   Весь перемазанный в крови Батыр рубит московского ратника от плеча до пояса и с трудом выдергивает из него саблю. В этот момент он замечает Ивана Молодого, выбившего из седла очередного татарина, и воинственно кричит ему, взмахивая саблей. Иван разворачивает коня и налетает на Батыра. Звенят столкнувшиеся сабли. Батыр, рыча, теснит Ивана. Сильным ударом, он выбивает его из седла. Оглушенный, запутавшийся в плаще Иван с трудом поднимается, покачиваясь. Батыр ревет зверем и поднимает саблю для последнего удара. Иван хватает с земли длинное копье и вонзает его в грудь черного коня Батыра, уперев древко в землю. Конь хрипит и поднимается на дыбы, сбросив Батыра. Иван подскакивает к нему и пригвождает копьем к земле. Батыр хрипит, скребет каблуками землю, обхватывает грязными окровавленными пальцами копье. Иван сильнее давит на древко, сжимает зубы, рычит. Батыр затихает. Иван бросает копье. Рядом с ним появляется один из конных ратников, держа поводья рыжего жеребца. Иван подбирает свою саблю, берет поводья и запрыгивает в седло.
  
   НАТ.УГРА.ДЕНЬ
   Московский конный полк постепенно теснит татар к правому берегу.
  
   НАТ.УГРА - ЛАГЕРЬ МОСКВИЧЕЙ.ДЕНЬ
   Толбузин подъезжает к князю.
   ТОЛБУЗИН
   (радостно)
   Пятятся татары, государь. Боевит молодой князь-то!
   Князь кусает ус.
   КНЯЗЬ
   (сквозь зубы)
   Горяч. Горяч! Заманят нехристи, окружат...
   Князь оборачивается к Толбузину.
   КНЯЗЬ
   Скачи к нему, передай наказ: ни в коем разе не выходить на татарский берег. Ни в коем разе!
   Толбузин приподнимается в седле.
   ТОЛБУЗИН
   Поздно, государь.
   Князь резко оборачивается в ту сторону, куда смотрит Толбузин.
  
   НАТ.УГРА.ДЕНЬ
   Свежий отряд татарской конницы, ударяет в спину московскому конному полку. Отступавшие было на правый берег татары разворачиваются и бросаются в контратаку, зажимая москвичей с двух сторон.
  
   НАТ.УГРА.ДЕНЬ
   К Ивану Молодому подскакивает РАТНИК (30) на чалом жеребце, держа саблю клинком вниз. У ратника черное от грязи и усталости лицо. В крупе жеребца торчит стрела, и тот болезненно ржет, через шаг припадая на правую ногу.
   РАТНИК
   (отчаянно)
   Засада, князь! Погибаем!
   Иван резко поворачивается в седле, глядя на московский берег.
  
   НАТ.УГРА - ЛАГЕРЬ МОСКВИЧЕЙ.ДЕНЬ
   Князь бешено смотрит на Толбузина.
   КНЯЗЬ
   (Толбузину)
   Почему молчат пушки?
   Толбузин срывается с места. За ним рысью уходит большой конный отряд.
  
   НАТ.УГРА - ПУШЕЧНЫЙ ПОЛК.ДЕНЬ
   Аристотель забирает трут у Суботы.
   АРИСТОТЕЛЬ
   Поди назад.
   СУБОТА
   (возбужденно)
   Сам-час палить, муроль!
   АРИСТОТЕЛЬ
   (после паузы)
   Только своих побьем. Обождем.
   Вдоль пушечного ряда бежит Осока.
   ОСОКА
   (кричит)
   Татары! Татары!
   Аристотель и Субота смотрят на него.
  
   НАТ.УГРА - ПУШЕЧНЫЙ ПОЛК.ДЕНЬ
   Со стороны реки, на пушки несется татарский отряд.
  
   НАТ.УГРА - ПУШЕЧНЫЙ ПОЛК.ДЕНЬ
   Субота смотрит на Аристотеля.
   СУБОТА
   Беда, муроль.
   Аристотель равнодушно смотрит на приближающихся татар.
   АРИСТОТЕЛЬ
   Разворачивайте пушки.
   СУБОТА
   (кричит)
   Разворачивай! Разворачивай дьяволов!
   Пушкари бросаются к пушкам и направляют их на приближающихся татар. Осока хватается за лафет ближайшей пушки, отталкивает пушкаря.
   ОСОКА
   Не сметь! Стрелять по реке!
   Субота с сухим стуком бьет его поленом по затылку. Осока мешком падает и замирает на земле.
   СУБОТА
   (кричит надрывно)
   Запаляй! Запаляй, ребятушки!
   Один из пушкарей бросает трут и со стоном убегает вниз по холму. Несколько раз на бегу он оборачивается в сторону приближающихся татар. Субота провожает его презрительным взглядом.
   СУБОТА
   (кричит)
   Пали! Пали их, ребяты!
   Пушки грохочут, окутываются пороховым дымом.
  
   НАТ.УГРА - ПУШЕЧНЫЙ ПОЛК.ДЕНЬ
   Снаряды попадают в задние ряды татар, почти не причинив им вреда. Татары подстегивают лошадей, выхватывают сабли, гортанно кричат.
  
   НАТ.УГРА-ПУШЕЧНЫЙ ПОЛК.ДЕНЬ
   Мимо пушек, навстречу татарам, пролетает конный отряд.
   ВСЕ
   Москва-а!
   Толбузин приостанавливает своего пегого жеребца возле Суботы. Жеребец танцует на месте, грызет удила.
   ТОЛБУЗИН
   (грозно)
   Где муроль? Убит?
   СУБОТА
   Жив.
   Толбузин находит взглядом Аристотеля, зло щерится.
   ТОЛБУЗИН
   Лучше бы сдох. Теперь от князя хужее будет. Поворачивай пушки к реке!
   СУБОТА
   Своих заденем!
   Толбузин наезжает конем на Суботу.
   ТОЛБУЗИН
   Поворачивай, сказано! Пока вы тут лясы точите, побили до смерти своих, никого не осталось!
   Субота колеблется мгновение. Потом с рычанием хватается за лафет.
  
   НАТ.УГРА.ДЕНЬ
   С холма начинают часто палить пушки. Снаряды падают на правый берег и воду, поднимая тучи брызг. В спину татарам ударяет отряд Толбузина. Татары начинают беспорядочно отступать.
  
   НАТ.УГРА - ЛАГЕРЬ ТАТАР.ДЕНЬ
   Ахмат напряженно наблюдает за битвой. Губы его беззвучно шевелятся. Он резко разворачивает коня, подстегивает его плеткой, съезжая по холму, прочь от реки, в степь. Вельможи и телохранители спешат за ним.
  
   НАТ.УГРА - ДЕНЬ.
   Остатки московского полка, под предводительством Ивана Молодого некоторое время преследуют отступающих татар, но у берега Иван останавливает коня.
   РАТНИК
   (кричит)
   Князь! Догнать их, дорезать!
   ИВАН МОЛОДОЙ
   (спокойно)
   Нет. Пусть уходят. Теперь ужо подумают, возвращаться ли.
   Ратник разочарованно стонет, разворачивает коня. Иван Молодой снимает шлем. Лицо все вымазано в чужой крови. Волосы слиплись. Он долго всматривается в другой берег, вдоль которого бегут отступающие татары. Потом смотрит на реку, в низкой воде которой плавают, лежат утыканные стрелами тела, некоторые из которых еще шевелятся. Бродят кони без седоков. Над рекой тихо стелется легкая дымка.
   Возле Ивана останавливается Толбузин. Машет окровавленной саблей, скалится.
   ТОЛБУЗИН
   Наша победа, князь! Наш берег!
   Иван задумчиво смотрит на правый берег.
   ИВАН МОЛОДОЙ
   (меланхолично)
   И иной наш станет. Дай срок.
   Толбузин хохочет. С хохотом бьет коня плашмя саблей, скачет, поднимая брызги.
  
  
   НАТ.УГРА - ЛАГЕРЬ МОСКВИЧЕЙ.ДЕНЬ
   На левом берегу собирается московская рать. Все машут оружием и радостно кричат.
   ИНТ.МОСКВА - БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ БАШНЯ.ВЕЧЕР
   Аристотель сидит на лавке у каменной стены. Просторное, но плохо освещаемое через несколько окон помещение застроено стеллажами, на которых разложены книги: свитки в кожаных футлярах и без них, переплетенные фолианты и сложенные стопкой пергаментные листы. Аристотель смотрит на стеллажи. Пар вялой струйкой курится из его ноздрей.
   Открывается тяжелая дубовая дверь. Входит Осока. Он осматривает помещение, отступает в сторону. Следом входит князь. Он в меховой шапке и распахнутой шубе. Кинув взгляд на Аристотеля, князь косится на Осоку.
   КНЯЗЬ
   Ступай.
   Осока выходит, оставив дверь открытой. Князь некоторое время гуляет между стеллажами. Аристотель наблюдает за ним. Князь резко оборачивается.
   КНЯЗЬ
   Зачем ты приехал сюда, муроль?
   АРИСТОТЕЛЬ
   (после паузы)
   Чтобы служить тебе, государь.
   КНЯЗЬ
   Ты скверно служишь.
   Князь кусает ус.
   КНЯЗЬ
   (продолжая)
   Либо хорошо, но не мне.
   (после паузы)
   Мой сын полагает, что ты заодно с казненным изменником Фрязиным служишь Ахмату. По его наущению пытался отравить княгиню, а на Угре - убить князя, отведя пушки.
   (после паузы)
   Молчишь?
   Аристотель пожимает плечами.
   АРИСТОТЕЛЬ
   К чему слова, государь? Был бы мой сын жив, и я верил бы ему больше других.
   Князь сердито смотрит на Аристотеля.
   КНЯЗЬ
   Сын твой погиб по собственной глупости. Или иначе мыслишь?
   АРИСТОТЕЛЬ
   Это уже не важно.
   Князь прищуривается на Аристотеля, потом медленно кивает.
   КНЯЗЬ
   Верно, говоришь. Дела переменились. Изменники пойманы и казнены. Хана Ахмата зарезали в орде свои же мурзы, пало позорное ярмо. Что же делать с тобой, муроль? Отпустить с почетом? Или казнить с позором?
   АРИСТОТЕЛЬ
   По воле твоей, государь. Знаю, что задумал ты войну с Ливонским орденом. Знаю, что орден крепко связан с понтификом. Ты думаешь, что я, вернувшись в Рим, могу навредить твоей войне.
   Князь хватает Аристотеля за грудки, прижимает к стене, приблизив лицо к его лицу.
   КНЯЗЬ
   Тебе некого винить, кроме себя, муроль. Ты сам виноват во всем!
   Аристотель молчит, глядя князю в глаза.
   КНЯЗЬ
   Молчишь? Значит, и в последний час сказать нечего?
   Аристотель молчит. Князь отталкивает Аристотеля от себя, отступает.
   КНЯЗЬ
   Тогда прощай. Казнить тебя я не хочу, но и отпустить не могу. Эта башня станет твоим домом до последнего дня. В том моя тебе казнь. И токмо книги, ради которых ты прибыл в мои земли, которые сделали тебя татем и изменником, будут тебе половиной. В этом тебе моя награда.
   Князь запахивает шубу и идет к выходу.
   АРИСТОТЕЛЬ
   Государь! Прими последнюю службу!
   Князь морщится, неохотно останавливается.
   КНЯЗЬ
   Говори.
   Аристотель быстро подходит к ближайшему стеллажу, снимает с него большой фолиант в телячьей коже и несет князю.
   АРИСТОТЕЛЬ
   Это величайший труд греческого мудреца Аристотеля, в честь которого я поименован. В книге содержится вся мудрость, хитрости и опасности, которые могут ожидать короля в управлении государством.
   КНЯЗЬ
   (презрительно)
   Книги родят предателей. Зачем мне она?
   АРИСТОТЕЛЬ
   Ты мудрый государь, но молодому князю еще много предстоит узнать. А я не хочу, чтобы мой труд был напрасен. Наследники престолов всех земель к западу от тебя воспитываются на этой книге. Со временем они заменят своих отцов, как и молодой князь заменит тебя. Ему придется решать, воевать ли с соседями или творить с ними мир, устраивать жизнь в своих городах и торговать с далекими землями. Книга поможет избежать многих ошибок, направит, а возможно сохранит жизнь.
   Князь колеблется, потом забирает книгу.
   КНЯЗЬ
   Тебе она жизнь не сохранит. Прощай.
   Князь уходит. На лестнице еще долго слышны его шаги.
   Появляется Осока. Он берется за ручку, тянет на себя дверь. Внезапно останавливается.
   ОСОКА
   А Никитку Суботу порешили вчерась. Удавили иуду в остроге.
   Осока улыбается, показывая гнилые корешки зубов, потом с грохотом захлопывает за собой дверь.
  
   ИНТ.МОСКВА - БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ БАШНЯ.ВЕЧЕР
   Аристотель смотрит из окна, как князь садится в седло и в сопровождении охраны уезжает с Житного Двора. Он идет к двери и пытается ее открыть. Дверь не поддается. Аристотель несколько раз сильно ее дергает, стучит кулаком.
   АРИСТОТЕЛЬ
   (кричит)
   Эй! Э-эй!
   Он замирает у двери, ждет.
  
   ИНТ.МОСКВА - КНЯЖЕСКИЕ ПАЛАТЫ.ВЕЧЕР
   Князь и Софья ужинают, сидя напротив друг друга за небольшим столом. На столе стоят несколько чашек и свечей. Двое слуг убирают грязную посуду. Дверь в палату резко открывается, врывается Толбузин.
   ТОЛБУЗИН
   Прости, государь...
   Князь чуть разворачивается, мельком смотрит на Толбузина и снова возвращается к еде.
   КНЯЗЬ
   Чего пришел?
   ТОЛБУЗИН
   Слуга муролев...
   Князь снова оборачивается к нему. Софья тоже поднимает глаза.
   КНЯЗЬ
   Ну? Не томи. На-ка выпей, слов не найдешь.
   Князь наливает в бокал вина и ставит его на край стола. Толбузин только облизывает губы, но бокал не берет.
   КНЯЗЬ
   Не сладили твои молодцы со стариком? Али убили?
   ТОЛБУЗИН
   Погибнул. Задохся.
   Князь хмурит брови.
   КНЯЗЬ
   Говори по порядку.
   Толбузин снова облизывает губы.
   ТОЛБУЗИН
   (торопливо)
   Ввечеру слуги митрополита видели, как старый фрязин выбрасывал посуду с заднего крыльца - несколько горшков. С посуды той передохли три загонные борзые боярина Мстиславского, что лизали смывки. Потом фрязин дотемна жег в печи какие-то, что ли, тряпки.
   Князь качает головой.
   КНЯЗЬ
   Не пойму, о чем толкуешь.
   ТОЛБУЗИН
   (медленней)
   Мстиславские дошли до него ругаться. Входят - у печи лежит фрязин без жизни с синим лицом. Дым ядовитый, что топор вешай. Двое мстиславских, дохнувшие дыма, - с ног. Мои их вытащили, но не отходили. Задохлись и они.
   КНЯЗЬ
   Что же он, яд варил в тех чашках?
   Князь умолкает, приподнимается изо стола и смотрит на свои руки. Потом снова на Толбузина.
   КНЯЗЬ
   Книга. Я своими руками... Ивану...
   Толбузин быстро выбегает.
  
   ИНТ.МОСКВА - БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ БАШНЯ.ВЕЧЕР
   Аристотель снова стучит ладонью по двери.
   АРИСТОТЕЛЬ
   (кричит)
   Эй! Эй!
   Аристотель подбегает к окну, прислоняет лицо к прутьям, оглядывая пустой двор.
   АРИСТОТЕЛЬ
   (кричит)
   Э-эй!
   Крик гулко разносится в округе.
   Аристотель отступает к стеллажам, случайно задевает рукой одну из книг, она падает ему под ноги. Аристотель смотрит на нее, потом начинает сметать со стеллажей книги на пол. Очищает полностью один стеллаж, потом другой.
   АРИСТОТЕЛЬ
   (бормочет)
   Будьте вы прокляты... прокляты...
   (кричит)
   Аристотель! Святой Фома! Златоуст! Кассиодор и Августин! Будьте вы прокляты!
   Аристотель топчет книги, рвет листы, но толстый пергамент плохо поддается. Тогда он сминает лежащие на полу книги в охапку и тащит их в центр помещения. Возвращается к стеллажам, берет книги одну за другой, стаскивает их в общую кучу, рвет переплеты, потрошит, разделяя листы, мнет. Когда куча вырастает ему по пояс, Аристотель идет вглубь помещения.
   АРИСТОТЕЛЬ
   (бормочет)
   Прокляты... Прокляты...
   Аристотель возвращается с огнивом и трутом. Он долго высекает искры, но пергамент не занимается. Тогда Аристотель поднимается, оглядывает стеллажи и бросается к одному из них.
   АРИСТОТЕЛЬ
   (радостно)
   Авиценна!
   Он находит на полке бумажный свиток и мнет его.
   АРИСТОТЕЛЬ
   (бормочет)
   Авиценна. Проклят!
   Бумажный свиток занимается охотно. Аристотель подкладывает на него другие листы. Огонь жадно перекидывается на пергамент. Листы темнеют и скручиваются в огне. Помещение заволакивает дым.
  
   НАТ.МОСКВА - БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ БАШНЯ.ВЕЧЕР
   Над башней медленно поднимается облако дыма, заволакивая звезды.
  
   НАТ.МОСКВА - ЖИТНЫЙ ДВОР.ВЕЧЕР
   Из одного из домов выглядывает СЛУЖКА (45). Он смотрит на Благовещенскую башню, из окон которой валит дым.
   СЛУГА
   (кричит)
   Воды! Пожар!
   Служка бежит по двору.
   СЛУГА
   (кричит)
   Пожар! Пожар!
   Из дверей начинают выбегать заспанные люди и метаться по темному двору.
  
   НАТ.МОСКВА.ВЕЧЕР
   Над темным городом плывет тревожный перезвон колоколов.
  
   НАТ.МОСКВА - ПОКОИ ИВАНА МОЛОДОГО.ВЕЧЕР
   Иван Молодой сидит на краю постели и читает книгу при свете свечи, беззвучно шевеля губами. Он пытается перевернуть склеившиеся страницы, смачивает слюной палец, чтобы их разъединить. В дверь тихо стучат. Иван поднимает голову.
   ИВАН МОЛОДОЙ
   Ну?
   Заглядывает СЛУГА (20).
   СЛУГА
   (робко)
   Боярин Толбузин до тебя, князь.
   Толбузин отталкивает слугу в сторону, оглядывает покои.
   ТОЛБУЗИН
   (задыхаясь)
   Где книга, князь?..
   Иван поднимается с постели, сдвигая брови. Толбузин бросается к нему, выбивает книгу. Книга валится на пол, встав торчком. Толбузин оглядывается, хватает со стены вышитый рушник, заворачивает книгу, стараясь не прижимать ее к себе и не дышать над ней. Иван морщится, глядя на отбитую руку. Приближает ее к глазам. Пальцы, которыми он листал страницы, вымазаны чем-то черным, как сажей. Иван слюнявит пальцы и пытается оттереть черноту, но она никуда не исчезает.
   За окном раздается звук колокола. Иван и Толбузин смотрят в сторону окна.
  
   ИНТ.МОСКВА - КНЯЖЕСКИЕ ПАЛАТЫ.ВЕЧЕР
   Князь, стоя над чашкой с водой, остервенело трет пальцы мокрой тряпицей. В этот момент с улицы раздается звук колокола. Князь и стоящая у стола Софья смотрят в окно.
  
   ИНТ.МОСКВА - БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ БАШНЯ.ВЕЧЕР
   Аристотель рвет и бросает в огонь очередную книгу.
   АРИСТОТЕЛЬ
   (бормочет)
   Фемистий... Проклят!
   Он берется за следующую.
   АРИСТОТЕЛЬ
   Каллист... Проклят, проклят!
   Огонь переползает с наваленных на пол книг, на стеллажи. Несколько прогоревших полок трещат, обрушивая новые книги в кострище. Аристотель кашляет, закрывая лицо краем платья, отступает от огня, который подбирается к нему уже со всех сторон.
   Аристотель испуганно оглядывается. Горят уже все стеллажи.
   АРИСТОТЕЛЬ
   Нет... нет...
   Он сбрасывает с себя зипун и пытается им тушить огонь. Задыхается дымом. Зипун занимается огнем, и Аристотель бросает его, отступая к стене. Огонь уже у его ног.
  
   НАТ.МОСКВА - ЖИТНЫЙ ДВОР.ВЕЧЕР
   По улице бегут люди. Некоторые - с ведрами, пытаясь тушить водой занявшиеся пламенем амбары. Закидывают снегом. Огонь охватил уже половину строений и медленно переползает на другие части города.
  
   НАТ.МОСКВА - КНЯЖЕСКИЙ ДВОР.ВЕЧЕР
   Софья в окружении испуганно охающих мамок спускается во двор с ребенком на руках. На дворе уже стоит готовый возок и несколько конных ратников. Князь ждет у возка. Софья останавливается на лестнице и смотрит на поднимающееся за стенами зарево пожара.
   КНЯЗЬ
   (нетерпеливо)
   Не мешай, княгиня, не мешкай!
   Софья спускается.
   КНЯЗЬ
   (ратникам)
   Молодой князь был?
   РАТНИК
   Звали...
   Иван Молодой и Толбузин быстро сходят по ступеням. Князь походит к сыну, мельком смотрит на Толбузина, потом берет сына за плечи, рассматривает.
   КНЯЗЬ
   Здоров?
   ИВАН МОЛОДОЙ
   Здоров.
   КНЯЗЬ
   Вот и ладно. Поезжай, да подальше от города. За крестника головой отвечаешь.
   СОФЬЯ
   (испуганно)
   А ты?
   Князь усаживает их в воз.
   КНЯЗЬ
   (успокаивающе)
   И я за вами.
   Князь берет Толбузина за грудки, приближает к себе, глядя и говоря в сторону.
   КНЯЗЬ
   За князем глаз да глаз. И смотри, ежели что. Понял?
   ТОЛБУЗИН
   Да, государь.
   Князь отталкивает его.
   КНЯЗЬ
   (вознице)
   Трогай!
   Возок срывается с места. Конные бросаются вдогонку. Князь быстро идет по двору. К нему подскакивает служка.
   СЛУЖКА
   Князь, терема взялись, до набережной палаты вот-вот!
   Князь хватает его за плечо.
   КНЯЗЬ
   А жито? Погорело?
   СЛУЖКА
   Горит!
   КНЯЗЬ
   В первую голову жито спасать! Гнать туда всех боярских и монастырских! С посада людей тоже!
   Служка убегает.
  
   НАТ.МОСКВА.УТРО
   Виден серый, дымящийся и сильно выгоревший город. Среди остовов домов и кусков стен выделяется огромный, сверкающий, с лишь слегка почерневшими от огня стенами, Успенский Собор. Ворота его открываются, изнутри медленно выходит разномастная толпа москвичей - мужчины, женщины, дети, бояре в шубах, босяки в одной рубахе.
  
   НАТ.ДМИТРОВ - КНЯЖЕСКИЙ ДВОР.ДЕНЬ
   Во двор въезжают конные, первым среди которых - князь. Он останавливается у крыльца, медленно слазит с седла. У него усталое, серое лицо. С крыльца сбегает Софья и бросается к князю. Тот обнимает жену.
   КНЯЗЬ
   (нежно)
   Ну, чего ты?..
   Софья, пряча лицо на его груди, только качает головой. С крыльца сходят Толбузин и епископ Вассиан. Вассиан осеняет князя крестом.
   ВАССИАН
   Спас город, князь?
   Князь смотрит на него поверх головы Софьи.
   КНЯЗЬ
   Людей спас. Город заново подымем.
   Епископ степенно кивает.
   ВАССИАН
   За спасенные жизни воздастся тебе.
   Князь смотрит на Толбузина.
   КНЯЗЬ
   Где Иван?
   Вассиан и Толбузин переглядываются.
   ВАССИАН
   Зайдем, князь.
   Епископ разворачивается и первым поднимается по крыльцу.
  
   ИНТ.ДМИТРОВ - КНЯЖЕСКИЕ ПАЛАТЫ.ДЕНЬ
   В постели лежит бледный Иван Молодой, с руками поверх одеяла. Лицо его повернуто к окну. В опочивальню входит князь. При его появлении Иван пытается сесть.
   КНЯЗЬ
   (ворчливо)
   Лежи уж, князь.
   ИВАН МОЛОДОЙ
   Я здоров, государь. Нахлебался дыму. Так Семен говорит.
   Князь кивает. Стоит над сыном, рассматривая его бледное, в пятнах лицо. Иван смотрит на него снизу вверх, пытается улыбнуться. Князь неожиданно резко разворачивается к двери.
   ИВАН МОЛОДОЙ
   Отец...
   Князь утирает глаза рукавом и, не оглянувшись, быстро выходит.
  
  
   НАТ.МОСКВА - ЖИТНАЯ ПЛОЩАДЬ.ДЕНЬ
   Работники разбирают остатки разрушенной Благовещенской башни. Камень грузят на подводы и увозят прочь. Среди развалин бродит князь, сапогами по щиколотку проваливаясь в пепел. В одном месте он останавливается, приседает и тянет пальцами из пепла недогоревшую книгу. От нее остался только треугольный кусок с потемневшими от пламени страницами.
   ТОЛБУЗИН
   (издалека)
   Князь! Государь!
   Князь оборачивается. За обломком стены верхом его ждет ратник. Конь под ним горячится, пятится. Рядом с ним стоит Толбузин.
   ТОЛБУЗИН
   (радостно)
   Молодой князь прибыл с Дмитрова!
   КНЯЗЬ
   (после паузы, ратнику)
   Здоров?
   Ратник натягивает поводья, снова разворачивается в седле к князю.
   РАТНИК
   Будто, и не было ничего! Княгиня послала за тобой, встречать.
   КНЯЗЬ
   Передай - буду.
   Ратник подхлестывает коня, пускает его рысью.
   Князь смотрит ему вслед, потом снова оглядывает развалины. Толбузин останавливается рядом с ним.
   ТОЛБУЗИН
   (в пространство)
   А все ж утек муроль, князь.
   Князь молча смотрит на обломки.
  
   ИНТ.МОСКВА - КНЯЖЕСКИЕ ПАЛАТЫ.ДЕНЬ
   Софья подходит к окну и выглядывает во двор. Внизу царит суматоха - челядь и дворовые выбежали встречать молодого князя. Иван в сопровождении нескольких ратников подъезжает к крыльцу. Ему кланяются в пояс, женщины утирают лица, одна громко, в голос, плачет, закрывая рот косой. Иван спешивается, чуть приобнимет плачущую.
   ИВАН МОЛОДОЙ
   (снисходительно)
   Ну, чего ты, мать? Отпеваешь меня, штоль? Жив я, жив, на-ка пощупай - теплый...
   Иван, улыбаясь, оглядывается на ратников. Те смеются.
   В дверь Софьи тихо скребутся. Она испуганно оборачивается от окна.
   СОФЬЯ
   Кто там?
   Заглядывает СЛУЖАНКА (20).
   СЛУЖАНКА
   (по-гречески)
   Госпожа, к вам гость.
   СОФЬЯ
   (хмурясь)
   Гость? Кто?
   СЛУЖАНКА
   Латинец, священник.
   Брови Софьи ползут вверх. Она оглядывает комнату, садится на лавку у окна, сложив руки на подоле, гордо выпрямляется.
   СОФЬЯ
   (повелительно)
   Проси.
   Через мгновение в комнату вслед за служанкой входит католический священник, останавливается у двери. По знаку Софьи служанка уходит. Под взглядом княгини священник переминается с ноги на ногу.
   СОФЬЯ
   (на латыни, холодно)
   Не так я вас себе представляла. Вы из Рима?
   СВЯЩЕННИК
   (на латыни)
   Что? О, нет.
   СОФЬЯ
   Впрочем, не важно. Вы, верно, от кардинала, прибыли напомнить мне о моих обязательствах перед папским престолом. Что я должна склонить мужа своего, князя, к унии и войне с турками.
   Священник поднимает руки, закрываясь ладонями.
   СВЯЩЕННИК
   (торопливо)
   Деспина приняла меня за кого-то другого. Я не из Рима, я живу в Москве вот уже три года, и по мере сил и доброй воли великого князя проповедую здесь слово Христово и понтифика.
   Софья чуть краснеет и поднимается с лавки.
   СОФЬЯ
   (тихо)
   Простите, отец мой. Я действительно приняла вас за другого человека. Одного из тех, чтобы были в моей... прошлой жизни. Для чего же вы просили встречи?
   СВЯЩЕННИК
   Один человек просил передать вам письмо.
   Священник достает из рукава платья свиток и подает Софье. Она смотрит на письмо, снова поднимает глаза на священника.
   СОФЬЯ
   Что за человек?
   СВЯЩЕННИК
   Он просил не упоминать имени. Из письма вы все поймете.
   Софья колеблется, потом принимает письмо.
   СВЯЩЕННИК
   На этом моя миссия завершена. Я прошу позволения оставить вас и вернуться к своим заботам.
   Софья разворачивает письмо, читает. Поднимает глаза на священника.
   СОФЬЯ
   Благодарю, отец мой. Я рада этому письму. Вы можете возвращаться к своей пастве.
   Священник кивает и уходит, тихо закрыв за собой дверь. Софья снова разворачивает письмо.
   ГОЛОС АРИСТОТЕЛЯ
   (читает письмо)
   Почтенная деспина! Первым долгом прошу не задерживать и не чинить вреда доставителю сего письма. Отец Франциск - самый добрый и безобидный из встреченных мною в московской земле людей, никакого касательства к моим делам не имеет и лишь во исполнении христианского долга согласился передать тебе, почтенная деспина, это послание.
   С улицы снова раздается взрыв хохота. Софья испуганно поднимает голову.
  
   НАТ.МОСКВА - УСПЕНСКИЙ СОБОР.ДЕНЬ
   Князь в сопровождении Толбузина и нескольких ратников едет через выгоревший город. Проезжая мимо Успенского собора, он останавливает коня. Долго смотрит на собор.
   ГОЛОС АРИСТОТЕЛЯ
   (читает письмо)
   Вторым делом хочу попрощаться, заверить в своей к тебе любви и почитании. Я не смог помочь тебе, когда о том ты умоляла, оставив все в руцах божьих. Бог не оставляет сирот в дни черные беды, помог он и тебе.
   Князь разворачивается в седле, смотрит на Толбузина.
   КНЯЗЬ
   Говоришь, утек муроль?
   ТОЛБУЗИН
   (после паузы)
   Ушел. Однако же, великую память после себя оставил, в его храме многие от огня спаслись. Так что, уже не тебе его, князь, судить.
   Князь резко оборачивается к Толбузину, зло сжимая губы, смотрит. Потом также резко отворачивается.
  
   НАТ.МОСКВА - КНЯЖЕСКИЕ ПАЛАТЫ.ДЕНЬ
   Софья подходит к окну и выглядывает во двор. Идущий к крыльцу Иван поднимает голову и замечает наблюдающую за ним Софью. Он замедляет шаг.
   ГОЛОС АРИСТОТЕЛЯ
   (читает письмо)
   Я лишь могу оградить тебя и сына твоего от беды грядущей, завершив дело господа, но не именем его, ибо мысли мои грешные, а средство скверное. Средство, о котором я пишу, действует медленно, будет похоже на болезнь, конец который определен и несчастлив. Тем менее подозрений и толков будет направлено на тебя и сына твоего, которому быть ко времени великим князем. С тобой же я теперь прощаюсь. Твой слуга и раб, Аристотель из Болоньи.
   Иван Молодой торжествующе улыбается, делает шутливый полупоклон и взбегает по крыльцу.
   Софья подходит к святому образу в углу, несколько раз крестится и поджигает письмо от свечи. Бросает быстро сгорающий свиток в чашку, наблюдая, как он чернеет и съеживается.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"