Аннотация: Рассказ по картинке (с конкурса на forum.fenzin.de)
Инопланетянин поклонился и снова выпрямился. В его осанке не было ни подобострастия, ни горделивости. На оружие Майка он не смотрел, гораздо больше увлеченный одеждой и хижиной. Низкорослый пришелец точно был инопланетянином, а не, к примеру, мутантом. Ведь мутанты не прилетают на кораблях странной формы. Сейчас вообще редко что-либо над землей летает. Керосина не найдешь: нефти, будь она неладна, к счастью, больше не осталось. Холодный термояд остался выдумкой создателей пожелтевших комиксов. Понадобилась ядерная война и гибель большей части населения, чтоб выжившие оценили прелесть велосипедов и весельных лодок. Некоторые умельцы научились строить воздушные шары, но красно-коричневое небо в тучах пыли давно не звало в полет. Если кто-то и решался на такую авантюру, то исключительно ради скорости передвижения, разведки, или пытаясь пробраться на военную базу, чтобы разыскать запасы продовольствия, оружия и практичной одежды. Кстати, одет пришелец был не в придуманный фантастами скафандр, а в некое подобие плаща с глухим капюшоном. Баллонов и проводов не наблюдалось. Очевидно, маска, закрывающая все лицо, служила ему фильтром. От инопланетянина шел темно-синий пар.
Радость Майка трудно было описать словами. В постъядерном мире даже чужой инопланетный путешественник кажется другом, если с ходу не достает пушку с целью ограбить. Разбоя ведь не стало меньше. Даже теперь, когда накопленные человечеством товары большей частью пропадали на складах, проще было ограбить ближнего, а не бегать в поисках необходимого по бывшим магазинам, докам и военным базам.
Пришелец свистящим шепотом пропел длинную фразу-мелодию и протянул Майку яблоко. Самое настоящее, красное яблоко, каких ни один землянин не видел после войны. Можно понять выжившего после катастрофы человека, который принял подарок и моментально съел, не проверив на радиацию и токсины.
- Спасибо вам, спасибо! Сколько лет ничего подобного не пробовал! - землянин облизнул губы. - Если я могу что-то сделать...
Инопланетянин засунул руку под плащ и вытащил странный прибор, отдаленно похожий на старые пленочные фотоаппараты. Ткнул пальцем по сенсору и обиженно присвистнул. Стянул и бросил на землю перчатки, под которыми оказались почти человеческие руки, и протянул прибор Майку. Большие пальцы у чужого были коротки и далеко отставлены, зато остальные четыре - длинные и гибкие. Пожалуй, он вполне мог бы обхватить и удержать довольно толстую палку одним указательным пальцем.
Повинуясь жесту пришельца, человек осторожно взял инопланетную машинку в руки за тонкий ремешок, вполне по-земному болтающийся на скобах прибора, и повесил его себе на шею. Эластичный материал, из которого состоял ремень, был похож на пластик, но, в отличие от него, казался теплым и очень приятным на ощупь. Майк дотронулся до кнопки на аппарате и едва не выронил, когда перед ним в воздухе возникла голограмма пришельца, только без капюшона и маски. На изображении тот выглядел, как человек.
- Привет, землянин! - сказало с улыбкой изображение, в то время как чужой пропел на своем языке. - Надеюсь, тебе понравилось угощение. Ты здесь живешь?
- Здравствуй, чужеземец! Рад приветствовать тебя. Да, это мое скромное жилище. Я Майк.
Пришелец своего имени не назвал. Майк совсем обезумел от счастья, даже несмотря на нежелание инопланетянина знакомиться. Контакт, самый настоящий первый контакт! Пришелец проявляет любопытство, значит, он еще не знаком с землянами. Теперь все будет по-другому. Он не зря столько времени надеялся. Человечество сможет выжить! Люди переждут ядерную зиму на другой планете или космическом корабле и вернутся на Землю за вторым шансом. Надо только убедить этого чужака, этого прекрасного, умного, красивого инопланетянина, что человечество достойно спасения, нельзя бросать разумный вид на вымирание. Наверное, не стоит вести инопланетянина в дом - мало ли как тот отнесется к браге, мясу крыс, запасу порнографических журналов и боеприпасов.
- Я сейчас, я мигом! - Майк сорвался с места, а пришелец терпеливо ждал. - Только возьму кое-что и вернусь.
Майк забежал в хижину, состоявшую из обломков самолета, и огляделся, выискивая, что бы могло заинтересовать инопланетянина. О духовном он в последнее время думал мало, но иногда попадались интересные вещи, которые грех было не взять.
Прежде всего Майк схватил со стены рюкзак и принялся кидать туда предметы, которые могли заинтересовать инопланетянина: компакт-диск, фантастический роман, рамка с фотографией заката, брелок в виде Эйфелевой башни, каталог Сотбис картин художников-авангардистов. И дальше, не задумываясь, фонарик, банку консервов, армейский нож и еще немного всякого хлама, которому не было применения в обычной жизни.
Землянин выскочил на улицу.
- Вот, хочу показать, - Майк торопливо высыпал на землю содержимое рюкзака. - Это музыка!
- Музыка? Ты будешь играть? - Изображение пришельца снова улыбалось. Майк заметил, что гость никогда не показывает в улыбке зубы, хотя при разговоре их было видно.
- Нет, это запись, - разочарованно протянул Майк. - Нужен проигрыватель.
- У тебя в руках универсальный проигрыватель. Методика записи не сильно отличается в разных мирах. Оценка спектра частот, сжатие, запись. Вставляй.
Майк увидел, как на аппарате открылось отверстие, и засунул туда диск. Инопланетная машинка мгновенно развернула между собеседниками красочное полотно чуть сбоку от голограммы пришельца. Картинка была практически вся черная с вкраплениями красного и коричневого, как будто кто-то раздавил и размазал по холсту крысу. Говорят, и такое искусство было незадолго до войны.
- Вот как выглядит Бетховен на холсте... Нет, надо проиграть звук.
- Там настройка сбоку.
Майк переключил плеер на воспроизведение. Машинка поняла его сразу, хотя он не почувствовал нажатия кнопки и не увидел изменений на корпусе аппарата. Зато глупая картинка исчезла и заиграла великая Девятая симфония.
Пришелец музыкой не слишком вдохновился и указал на книгу.
- Что это?
- Это образец литературного творчества. Посредством записывания фантастических приключений главного героя автор стремится развлечь читателей.
- Как он узнает о приключениях героя, ходит с ним?
- Нет, он их попросту выдумывает.
- Что там написано?
- Зона, пораженная радиацией, которую посетили инопланетяне и улетели. Туда ходят люди, чтоб найти ценные артефакты.
- Глупость какая. Зачем бы мы оставляли на какой-то планете свои артефакты, зачем нам вообще колония, которую мы бросим?
- Это просто фантастика.
- Какая же ценность от таких записей? - удивился инопланетянин.
- Практической никакой, это развлечение.
Пришелец огляделся вокруг.
- Да, что-что, а развлекаться вы умеете.
- Произошла ужасная ошибка. Не наша, не моя. Это все решали продажные политики, военные из семейных кланов, олигархи, - заученно отозвался землянин.
- Зачем же вы дали право решать людям, которые этого не достойны?
- Они взяли право силой, простые люди ничего не могли изменить.
- Но ведь вас, простых, было больше?
- Больше, но без связей и денег ничего сделать было нельзя.
- Я не понимаю, но теперь это точно не важно. Что ты еще хотел мне показать?
Майк торопливо выключил музыку и бросил диск на землю в общую кучу, достал альбом с репродукциями импрессионистов.
- Спектр твоего зрения мне не подходит, перелистывай перед прибором, - попросил инопланетянин.
Майк опустил аппарат на землю, объектив самостоятельно переместился наверх. Землянин принялся перелистывать страницы, но пришелец очень скоро остановил его и попросил показать еще что-нибудь.
- Видимо, здесь разница не только в спектре зрения, но и в культурном восприятии. Я покажу другое, - торопливо согласился человек.
Модель Эйфелевой башни заставила пришельца согнуться в пароксизме хохота, когда он узнал назначение, местоположение и размер памятника.
Нож вызвал вялый интерес. Майк хотел объяснить назначение мячика для пинг-понга, но инопланетянин остановил его и попросил показать фонарик.
- А, это просто устройство для освещения в темных местах. Персональный гаджет на батарейках, не произведение искусства, ничего интересного в нем нет.
- Хорошо, что еще есть?
- Например, это. Здесь сфотографирован закат, каким он был до ядерной войны.
- Интересные полосы спектра вокруг светила. Они показывают наличие промышленного смога, сжигаемой листвы и серьезное количество тяжелых соединений свинца. Необходимость жить в таком городе - катастрофа планетного масштаба. Интересный кадр. У вас вообще неплохо развито искусство.
- Жаль, что музыка и художники не понравились...
- Почему не понравились? Я просто уже изучил подобные образцы в припланетном музее на спутнике вашей планеты и нашел их достаточно занимательными, чтоб спуститься сюда и посмотреть на обитателей Земли. Не жалею, было очень познавательно. Кстати, хотелось бы сувенир. Можно я возьму вон то и это? - Пришелец указал на нож и фонарик. - Взамен я могу оставить свой плеер.
- О, это дорогой подарок!
- Ничуть, они довольно дешевы. Что-то вроде ваших фонариков. Персональные гаджеты на батарейках. Ладно, мне уже пора, срок экскурсии заканчивается, у меня еще дела по транспортировке гелия.
- Дела, музей на Луне, экскурсия! Мы для вас экспонаты?
- Раса, самостоятельно без всяких причин уничтожившая себя и свою планету, не может считаться разумной. При таких планетах организуются зоопарки. Очень наглядно и интересно. Кстати, я не всю кормежку раздал, хотел еще Африку посмотреть, но не успеваю, да и радиация высоковата. Хочешь еще яблочко?
Майк грустно улыбнулся: - Давай, конечно, вряд ли еще скоро угощусь. Черт его знает, когда следующий турист будет.