Варюхин Юрий Юрьевич : другие произведения.

Иногда они возвращаются

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Это не легенда и не предание, почти документальная зарисовка. Проиcшествие с девочкой написано на основе реальных событий произошедших в одном из районов Казахстана. В рассказе описывается визит уже повзрослевшей девочки - девушки к известной колдунье, с просьбой выяснить подробности этой истории.

  Юрий Варюхин. Сентябрь 2005.
  
   Слепые волки проклятий (Иногда они возвращаются)
  
  - Кажется здесь, вот перекресток, улицы судя по табличкам, правильные, - парень обернулся к девушке. - Ты точно хочешь идти одна?
  - Так было велено. Что-то не вижу я двухэтажного дома... хорошо, адрес есть, найду. Подожди меня. Ладно?
  Он кивнул, заглушил двигатель.
  - Конечно.
  Она вышла из машины, придержав рукой подол розового платья. Достала из модной сумочки мятую бумажку, так: перекресток, угол улиц... дом в два уровня... Вроде он? Белая, с ржавой каймой табличка с цифрой "сто один". Купеческий, из красного кирпича, с узорной кладкой в стиле позапрошлого века, все сходится, но он же одноэтажный! Девушка поднялась по невысокому крыльцу, постучала. Дверь, оббитая потертой клеенкой, открылась во внутрь:
  - Че надо? - мужик в тапках на босу ногу, мятых штанах, потертой майке был не очень дружелюбен, из отворенной двери дыхнуло перегаром пополам с помоями.
  - Это сто первый дом?
  Он мотнул головой вправо:
  - Глаза протри, табличку видишь?
  Она чуть покраснела:
  - По телефону сказали, что он двухэтажный, мне нужна квартира один бэ на первом этаже...
  - Не на этаже, на первом уровне, вход со двора. К Жанне что ли? Все колдуете, задолбали, мля, тьфу. Давай, топай.
  Он не прощаясь захлопнул дверь. Девушка обошла дом, осторожно, опасаясь собак, заглянула в заросший бурьяном двор. Через сорную траву тянулась тропинка, от ворот до стены дома, где вдоль нее под землю уходила лестница. Альфия, так звали девушку, прошла пыльную дорожку и стала спускаться по деревянным ступеням, очень старым, выщербленным в середине до округлости, словно сбитую из бревнышек. Боясь оступиться на высоком каблуке, Альфия прижималась к краю, касаясь ладонью кирпичной кладки, перил не было. Дверь оказалась распахнута:
  - Заходите, заходите.
  Послышался из нее голос пожилой женщины. Девушка переступила порог. В двух местах под потолком горели мощные люминесцентные лампочки, висевшие без всяких абажуров и люстр. Для небольшого помещения света от них было очень даже много, как в фотостудии, сходство с которой усиливалось еще и задрапированными белой тканью стенами и однотонным темно-синим паласом на полу. Слева стоял мягкий уголок из дивана и двух пухлых кресел, между ними приземистый журнальный столик. На одном из кресел сидела бабуля, настоящая апа, в темно-зеленой бархатной жилетке с золотым шитьем.
  - Кызым, садись сюда, - она махнула рукой в сторону дивана. Альфия присела на краешек, положив сумочку на колени, начала было:
  - Жанна апа...
  Старушка засмеялась:
  - Я не Жанна, я ее тетя, Жанна сейчас придет.
  Она поднялась и вышла. Через минуту в комнате появилась женщина, на первый взгляд лет тридцати, однако глаза и чуть заметные морщинки выдавали, что ей много больше. Одета она была в черные с лайкрой джинсы и сиреневую футболку с рисунком в виде силуэта тюльпана.
  - Пытаешься угадать, сколько мне лет? - усмехнулась женщина, - сорок два, спросила бы прямо, не вижу причин скрывать.
  - А как вы догадались, о чем я думаю?
  - Это несложно, могу спорить, сначала ты подумала, что я - это моя тетя.
  Альфия смутилась, а Жанна продолжила:
  - Ладно, у тебя ко мне дело. Что ты хочешь узнать?
  - Мне сказали, вы можете показывать прошлое и будущее. Со мной в детстве произошел такой случай... я смутно помню: страх, тени, звери... Но мне никто никогда не верил. Я хочу точно узнать, как все было на самом деле.
  - Если тебе это действительно нужно, я смогу помочь. Будущее я не предсказываю, только предполагаю, а прошлое открыто, как записанный фильм. Пойдем.
  Они прошли через белые занавеси и оказались в соседней комнате: большой, с ободранными, неоштукатуренными стенами. Тусклый свет из окошка под самым потолком освещал широченные брусья, черные от плесени, клоки паутины свисавшие повсюду. Не комната - запущенный подвал. Большую ее часть занимала юрта. Самая настоящая миниатюрная юрта из белого войлока, в подземелье, кто бы мог подумать. Жанна, наклонившись, вошла в низкую дверь, молча махнула рукой Альфие, приглашая за собой. Под шаныраком горела керосиновая лампа, по периметру стояли сундуки разных размеров, из одного Жанна достала пестрый жибек халат себе и дала такой же девушке.
  - Одень и садись сюда, - она показала на скатанные из кошмы валики на полу, застеленным текеметом - особым ковром ручной работы. Сама стала возиться с другим сундуком поменьше. Вынула нечто плоское, завернутое в пушистую шаль. Села напротив Альфии, развернула сверток: тускло блеснула старая бронза, рама как для зеркала, только в середине не посеребренное стекло, космическая чернота. Жанна протянула предмет девушке:
  - Бери двумя руками, держи очень крепко и только за раму, что бы не случилось, - намотав на левое запястье крупные четки из белых с черными крапинками камней, продолжила говорить:
  - Ты ведь хочешь узнать, кто виноват и как все происходило, я покажу тебе и первое, и второе. Смотри в это зеркало, ты увидишь в нем все. А я буду рассказывать, что говорили и даже что думали люди в этот момент. Это похоже на телевизор или кино, но... ты словно прикоснешься ко всему. Не важно, сколько лет назад это было. Все происходит как будто сейчас. Тебе не следует двигаться и ты обязательно должна молчать!
  - Вот, - она взяла маленькую серебряную ложечку, зачерпнула густую массу из раскрашенного глазурью глиняного горшочка, протянула девушке, - держи ее во рту, не выпускай ни в коем случае!
  Альфия приняла ложку, странный приторный вкус, в горле защипало. Жанна закрыла глаза, стала гладить четки кончиками пальцев, напевать монотонно и неразборчиво. Альфия смотрела вначале на нее, но тут заметила появление в зеркале зыбких светлых пятен. Девушка стала вглядываться в них и вот все окружающее исчезло, рама словно тянула голову внутрь себя, руки с усилием удерживали волшебную вещь, откуда то пришла мысль:
  - Если не удержу, то провалюсь внутрь этого странного зеркала!
  Жанна заговорила громче, в песне появились понятные слова, и вдруг Альфия ясно увидела и услышала:
  
  Степь. Просторная и бескрайняя, не потревоженная, древняя. Тебе доводилось раньше бывать зимой в степи? Нет, не в обычной обжитой и заселенной людьми степи. Она пересечена железнодорожными магистралями, лентами шоссе, трубопроводами, увешана паутиной проводов линий электропередач, утыкана иглами буровых вышек и мачтами сотовой связи. Неприветливая, но своя, прирученная. В настоящей, в дикой степи? Про которую пел замерзавший ямщик, в пору когда не было портативных спутниковых навигаторов, да что там, даже компас был диковиной. Это именно такая степь. Ты стоишь и не понимаешь, на земле ты или это кусочек иного, чужого мира, холодного и враждебного. Не иссякающий и вечный ветер несет мелкую снежную крошку, сухую и шершавую, из погибших, изломанных в пыль снежинок. Уже в двух шагах в сторону поземка окутывает словно туманом окружающую поверхность, скрывая и заметая оставленные следы. На многие версты вокруг глазу зацепиться не за что: ни деревца, ни столбика, ни одной вертикальной черточки в пейзаже. Из под ног белая однообразная плоскость уходит в отсутствующий горизонт, неизвестно где переходя в белое однообразное, без просветов в сплошном облачном покрове небо и, сделав круг над головой, возвращается к ногам сзади. Кажется что стоишь в центре огромного белого шара и на триста шестьдесят градусов нет в мире совершенно ничего. А вот сейчас, слышишь тяжелое дыхание? Появились неясные мутные тени, все ближе и ближе. Они бегут, бегут друг за другом, след в след. Впереди самый большой, за ним поменьше. Такие же белые, как и все вокруг. Чернеют только приоткрытые пасти. И еще на месте глаз грязно-розовые шрамы. Сокыр ак каскыр - слепые белые волки. Но они не кажутся инвалидами, мощные и сильные мчаться они в поисках добычи. Клыки без промедления порвут живую плоть, стоит только почуять или услышать жертву. И ты понимаешь, тебе очень повезло, что ветер дует с их стороны, и они не чуют твоего запаха, что хруст снега под ботинком снесло вовремя налетевшим шквалом. Понимаешь, что газовый баллончик в кармане не остановит голодных зверей, и перочинный нож не поможет отбиться. Смотри, вожак останавливается, за ним как по команде все остальные, он поднимает голову, принюхиваясь и прислушиваясь. Ты стоишь чуть дыша, отведя взгляд в сторону, что бы даже мыслью не выдать своего местоположения. Только сердце - стук, стук... И вот, вожак прыгнул в сторону, не в твою, за ним вся стая... и они исчезают. Оборвавшиеся следы заносит поземкой и через пять минут не остается ничего, что бы выдавало их появление. Живут они в этой степи, здесь кроме них никого нет, а где появятся поохотиться, знают только они сами. Выслеживают они жертву на запах, но сначала идут на слух. Они слышат дурные пожелания и проклятья зовут их, и если ты желаешь зла кому то, помни, они могут придти на зов, придти к тебе. Могут передумать, свернуть в сторону, но могут и вернуться. Иногда они возвращаются, слепые белые волки проклятий.
  
  Степь почернела и исчезла. Альфия поняла, что сидит все в той же юрте, рядом шепчет, закрыв глаза, Жанна. В складках халата тает снег. Откуда он, из зеркала? Руки стали уставать от тяжелой рамы, но вот вновь появились светлые проблески, складываясь в видение:
  
  Обычное степное шоссе, потрепанное, с выбоинами в асфальтовом покрытии и толстым слоем пыли на обочине. Шеренга телеграфных столбов с рядами фарфоровых изоляторов на поперечинах. Чахлая лесополоса с обеих сторон дороги. В полукилометре впереди автобусная остановка из железобетонных секций, заброшенный памятник - мегалит еще советской кампании по благоустройству районных дорог. По краю шоссе женщина по имени Мадина ведет за руку маленькую девочку лет шести, в другой руке у нее большая хозяйственная сумка из кожезаменителя. Она ворчит:
  - Ох, эти проклятые шоферюги, не следят за техникой, теперь тащиться и тащиться по жаре...
  Рейсовый автобус сломался. Людей, ехавших в другой аул подобрала попутка, а в поселок, где жили ее родители, никто ехать не захотел, хоть он и рядом. И теперь им придется пройти пешком не меньше девяти километров. Больше половины пути осталось позади, руки устали тащить тяжелую сумку, кончилась вода и хочется пить, китайские кроссовки натерли мозоль на мизинце, все это раздражает Мадину. Альфия, ее дочь, вертит головой по сторонам, рассматривает однообразный пейзаж.
  - Мам, смотри, собачка!
  Мадина оборачивается: позади них по обочине, пригибая время от времени морду к земле идет крупный белый зверь.
  - Это же волк...
  Догадалась она, хотя и не доводилось видеть их раньше в живую. Волк прыгает в сторону и исчезает, спрятаться ему негде и женщина удивляется:
  - Померещилось что ли?
  Они идут спокойно еще метров сто, Мадина часто оглядывается через плечо, никого.
  - Вообще то, звери боятся человека. Егеря эти чертовы, куда смотрят, развели...
  И вдруг, шагах в тридцати позади них появляется целая стая. Белые волки, огромные, с рельефной мускулатурой, которую не скрывает даже густая шерсть. Они топчутся на месте, поднимают головы, принюхиваются и прислушиваются.
  - Ох, Алла, - ахает женщина, бросает сумку, подхватывает дочку на руки и бежит. Волки неспешно двигаются следом, потихоньку охватывая женщину в полукольцо. Она бежит изо всех сил, но расстояние между ними медленно сокращается.
  - Хоть бы какая машина появилась... - молит Мадина. И тут словно из-под земли, отрезая путь спереди появляются еще два волка. Женщина бросается с дороги к автобусной остановке. Волки, словно по команде, скачками несутся за ней. Она подбегает, из последних сил поднимает дочь над головой:
  - Альфиюша, хватайся за край, подтягивайся, ну давай, родная, лезь наверх! Девочка заползает на крышу, сдирая локти и коленки щебенкой выступающей из бетонной плиты.
  - Доченька, что бы ни случилось, не спускайся! - Мадина уже просто стоит внизу, не пытаясь спастись, смотрит на дочь сквозь слезы, просит:
  - Сиди там, только не слазь...
  Белая мохнатая молния сбивает женщину с ног, еще один зверь впивается в ногу, брызжет кровь, рыча, и отталкивая друг друга, вся стая рвется к добыче...
  
  Девушка отшвырнула от себя зеркало. Посмотрела испуганными глазами на Жанну, та дернулась, словно очнувшись от сна, успокоила:
  - Я знала, что ты не выдержишь... не бойся, оно не разбилось.
  Альфия вынула серебряную ложечку изо рта:
  - Простите пожалуйста...
  Она посидела молча минуты две. Жанна погладила ее по руке, девушка сказала:
  - Ничего, со мной все в порядке. А это для защиты от злых духов?
  она покачала пальцами ложечку. Жанна улыбнулась:
  - Нет, это что бы у тебя рот был занят, и ты ничего случайно не сказала, а то сколько ни предупреждай, люди забываются от полученных впечатлений и потом... ну ладно. Ложечка самая обыкновенная и мед, хоть и с травами, тоже обычный, если и защитит, то только от ангины. Тебе нужно знать, что произошло дальше?
  - Нет, я сама помню. Потом на крыше остановки мня нашел тракторист и отвез в районную больницу, у меня был шок. Я узнала все что хотела.
  - Ну, тогда прощай, твой молодой человек тебя уже заждался. Иди.
  - Откуда вы... - начала было Альфия, но оборвала фразу, кивнула и, попрощавшись, быстро ушла.
  
  Булат, ее парень, курил, облокотившись на открытую дверь легковушки.
  - Ну как, - спросил он.
  - Нормально, даже не знаю, еще не поняла, как мне ко всему отнестись...
  Парень улыбнулся:
  - Как можно во все это верить? Эх, девчонки, вечно вам сказки нужны. А я пока тут стоял, с гаишниками поцапался, никакого знака нет, но хотели штрафовать за неправильную парковку. Еле развел с проклятыми...
  - Булат, - она коснулась его руки, - очень тебя прошу, никогда-никогда никого не проклинай. Они возвращаются. Иногда они к нам возвращаются.
  Он непонимающе взглянул на нее, пожал плечами: - Ты чего это? Ну хорошо, хорошо, не буду... Поехали?
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"