Наблюдения над структурой художественного текста с учетом параметров оценки позволяют установить влияние социально-личностного и культурного статуса субъекта познания на результат творчества, видеть различия между текстом - живым потоком речевого мышления в его структурно-композиционном оформлении и стилевыми закономерностями языкового мышления автора.
Фиксируя и анализируя уровни художественного воплощения идеи произведения, можно установить, что само художественное творчество возможно лишь при условии задействования реципиентом (предреципиентом?) эстетического идеала в качестве оценочной категории, чаще всего данной в ощущение в виде некоей парадигмы.
Иными словами, к проблеме носителя стиля нужен конкретно-исторический подход, поскольку стиль выражает исторически возникающие особенности идейно-эмоционального осознания характерных для реципиента (предреципиента) сторон действительности, присущие социальному слою, течению, отдельному творцу. Эти особенности в виде приемов образного осознания действительности и определяют принципы языкового построения произведения и совокупно представляют собою
к о н ц е п ц и ю,
могущую быть условно названной "художественный метод". В рамках этой концепции соотношение авторского эстетического идеала с идеалом эпохи проявляется в виде отклонения.
4. Стиль художественного текста есть в том числе и совокупный факт индивидуального сознания. Через стилевую манифестацию автор косвенно описывает и свои творческие каноны и свои ценностные стимулы. Концепция художественного метода может быть, таким образом, вычленена в виде взятых в системе принципов объективирования авторского эстетического идеала, т.е. через тип образной модели. Посредством эволюции стиля, вынесеннная в подзаголовок парадигма может эволюционировать иерархически последовательно.
4.1 Начальная ступень стиля - "почерк. На этой ступени форма и содержание рождают характерное единство - "художественность", проявляющуюся в равновесии норм и отклонений составляющих почерка. Равновесие лексических, грамматических, синтаксических, риторических и прочих компонентов текста (например - графических и пр.), совокупно представляющих первую ступень стиля, инициируют его синтез в системном времени.
4.2 Вторая ступень стиля - творческая манера. Ее составляют характеризующие автора композиционные приемы, фрагментарные проявления мировоззрения в виде воплощающихся художественных идей, некоторые черты миропонимания в виде тематической повторяемости, couleure locale, жанровые предпочтения и пр. Эволюционирование манеры происходит внутри тех же связей и причин, которые характеризуют соотношение необходимости и случайности.
4.3 Высшая ступень стиля - собственно творческий стиль. В аспекте расширения понятия почерка стиль есть целесообразно развивающаяся манера. Из ступени манеры в стиль вырастают особенности композиции, мироощущения, миропонимания и мировосприятия автора. Именно эти вне- , но не безъязыковые феномены связывают аспекты стиля с категорией эстетического идеала.
5. В частности, эпифеномен, инициированный миропониманием и мировосприятием, известен как стилистический жанр. Жанр существует посредством постоянной борьбы нормализованной формы и исключительного содержания как нечто динамически устойчивое. Жанр - общность формально-содержательная, характеризующаяся противостоянием "эстетической памяти" жанра, его исторической нормы и многообразно проявляемой потребности сегодняшнего дня.
6. Таким образом, могущий быть выделенным жанр представляется ни чем иным, как отклонением в поле индивидуального носителя (группового носителя? совокупного носителя?) инобытия парадигмы "почерк - манера - стиль" от концепции художественного метода.