Валентино Ф. : другие произведения.

Новое войско

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    На самом деле это цикл, писавшийся достаточно долго и упорно, до сих пор не являющийся окончательным вариантом, поскольку автор, как видно из названия его страницы, ожидает конструктивной критики по поводу написанного. Но по факту это как в анекдоте: "Что-то мне читать нечего - пойду-ка я книжку напишу..." Сие есть попытка собрать из сети и доступных источников все возможные сведения о янычарах, если быть конкретным, то о янычарах пятнадцатого века. Курсивом (если оный получился) выделены дословные цитаты. Список литературы будет собран, а текст в кои-то веки приведён в божеский вид.

  Одна из первых в мире регулярных армий.
  У них было разделение на чины (для нашего уха довольно смешное - например, современный полковник был "распределителем похлебки" ), в том числе и по форме одежды.
  Их забирали в армию насильно: каждый седьмой/пятый/третий год особые чиновники отбирали на специальных "смотринах" в каждой христианской общине 1/5 всех мальчиков в возрасте от семи до четырнадцати лет.
  Они быстро забывали свой дом, не знали другого командира, кроме своего ага, и лучшей участи, чем пасть за веру.
  Ирония судьбы - убивали они своих же.
  
  Отобранных мальчишек отправляли в столицу (в тот-самый-период это был Эдирне), дабы на глазах у султана выбрать из уже обращённых в ислам (без этого низззя! Никак. Да, совсем. Точно-точно) самых крепких и физически развитых для дворцовой службы, чуть похуже - отдать пашам иль ещё каким военачальникам, а остальных покупали как рабов для самых тяжёлых работ, хоть и временно - лет на пять-семь.
  На первом этапе крайне невезучее большинство мальчонок отсылали в турецкие крестьянские семьи, где они прознавали на собственной шкуре обычаи и быт, учили язык и приучались к тяжёлому физическому труду. Никто никогда рабов не жалел, и турки - не исключение в этом вопросе.
  Через несколько лет всех возвращали в столицу, снова сортировали, а лучших зачисляли в "аджеми оглан" - неопытные юноши в переводе. Семь, а то и все десять лет сии вьюноши занимались тяжёлым физическим трудом для государственных нужд (ага, "строим дачу генералу"). Дедовщина была, и ещё какая, особливо по поступлении аджеми оглан в орты янычар (опять таки в качестве чернорабочих, но тут хотя бы обучение начиналось).
  Интересный фокус был с поступлением в эти самые орты - двум аджеми оглан сообщают, что они зачислены в определённую орту. Как вы думаете, что они делают? Ваши варианты в комментарии :), правильный ответ - они бегут в оджаг. Да-да, именно бегут, спотыкаются, задыхаются, толкаются, ведь кто быстрее прибежит, того и тапки тот и главнее.
  Дисциплина была сурова, в ребятах воспитывали не только исламский фанатизм (ещё бы - их покровителями были дервиши ордена Бекташи, постоянно сопровождавшие их в походе - куда уж дальше-то), но и абсолютную преданность султану, слепое повиновение командирам, а всякие проявления свободы и индивидуальности строго наказывались. Короче армия изначально - это такая монархия с уклоном на восток
  Выход своей энергии аджеми оглан давали во время религиозных праздников, когда можно было убивать и учинять прочий беспредел над людьми другой веры - хотя это не поощрялось государством, командиры охотно разрешали - тренируйтесь, мол, детишки.
  Когда им исполнялось двадцать пять (ну, с детишками я переборщила), наиболее крепких, сильных и умелых зачисляли в янычары. Остальные - чикме, что значит "отвергнутые" - шли на вспомогательные службы: надо полагать, их это сильно огорчало. Столько лет потом и кровью, изучать каллиграфию, право, теологию, литературу, языки и искусство владения оружием и уйти куда-то влево - я бы обиделась
  Конец первой части...
  
  ***
  
  Котёл знаменем блестит,
  А во лбу черпак горит.
  Знает янычар сполна:
  В мире главное - жратва
  
  Знаменитый головной убор назывался кече - свисающий кусок ткани симулировал рукав дервиша, благословляющего янычар (сам Бекташи умер лет за сто до основания янычарского корпуса). Сама, собственно, шапка звалась ускюф, могла украшаться и довольно богато, металлом, что повышало её защитные свойства. Янычар был ОБЯЗАН носить кече во время боевых действий, где бы они не шли, а в мирное время мог хоть чалму намотать (ежели бы денег хватило, рядовому так точно нет, а офицеры кече в мирное время не жаловали). Но самым ходовым головным убором была тюбетейка (они даже в музеях сохранились), обмотанная по краю тканью наподобие маленькой чалмы - новобранцам, аджеми огланам, только такая и полагалась. Чем-то эта конструкция напоминала бандану, особенно краями ткани, свисавшей сбоку.
  Верхний кафтан янычара - долама мокмалу - с ложными рукавами (старшие командиры) или как у современной футболки ниспадал до щиколоток. В боевой обстановке он заправлялся за пояс. Нижний звался просто доламой, длиной доходил до середины бедра и обычно был жёлтым. Обувь различалась цветом у офицеров разных орт. Рубаха и штаны (чагшир) шились из бязи. Вообще цвета в янычарской одежде - страшная тема, ибо у каждого автора янычары раскрашены в "свой" цвет, про картинки вообще можно промолчать. Но, судя по сохранившимся средневековым накладным, долама мокмалу была красная. Однако на турецких миниатюрах встречаются цветные янычары (возможно, цвет опять-таки зависел от орт) - можно предположить, что изображались офицеры, особенно если это сцены из султанской жизни, которые могли себе позволить неказённую одёжу.
  Бороды они не носили, в отличие от самих турок.
  Изначально "новое войско" было создано как отряды лучников, потому основным оружием янычара считался лук (как и у султанов, кстати) - сложный, с большой силой натяжения и рекордной дальностью стрельбы - позднее ружьё. Да и не в моде пока была пехота, хотя уже успела одержать несколько побед без помощи кавалерии. Ещё в арсенале янычара были кинжал, ятаган и турецкая сабля, килидж, и боевой (или не очень) топор. В отличие от европейских лучников, они носили колчаны на поясе, практически позади. Как и татары со славянами, использовали для хранения лука налуч, тоже крепившийся на поясе.
  Ятаган (проблемка - что есть вообще ятаган? И если ятаган длинный, то что такое ханджар, аналогичное по форме оружие? Кто из них короче? Русские или болгары путают меч с двойным изгибом и аналогичный удлинённый нож?) появился не как боевое оружие - янычары в столице фактически были полицией, однако выносить оружие из оджага было категорически запрещено, так что средневековый атрибут власти был заменён на нечто двухлезвийное, больше напоминающее ритуальный удлинённый нож, чем реальную силу. Однако на практике ятаган оказался не менее убийственным клинком, чем сабля (об этом в отдельном очерке).
  У каждого янычара должно было быть своё оружие, но если на момент начала войны оно отсутствовало, его выдавали.
  
  Организация войска
  Весь корпус, называемый "оджак", подразделялся на "орты", жившие в "одах" (переводится как "очаг"), монастырях-казармах. Понятия путать нельзя - янычары обижаются. В отличие от современной армии с чётко расписанным числом людей в каждом отряде\роте\полке, количество янычар в ортах сильно отличалось - их могло быть от ста и до тысячи.
  Орты частенько делились по специализации: долгое время (мой источник любит шестнадцатый век, подозреваю, что тогда) одна орта состояла исключительно из дервишей,
  - орты деведжи растили борзых собак (хассеки тоже этим занимались) для султанской охоты и обихаживали верблюдов,
  - секбаны занимались боевыми собаками,
  - солаки были "бодигадами" султана (в эту орту набирали исключительно высоких и статных, напоказ),
  - орта талимхане была школой стрельбы из лука, а потом из ружья,
  - загарджи растили гончих собак
  - турнаджи были сокольничими
  - сансуджи растили собак для травли медведя
  Командир каждой такой орты звался по её поименованию с прибавлением почтительного "-баши". Талимханеджи-баши, например)
  Более мелкие подразделения звались белюки, число людей в них тоже колебалось, от пятидесяти до ста человек.
  Центром "очага" был, естественно, котел. Более того, у янычар это была не кухонная принадлежность, а воинская святыня, заменявшая европейские знамена (правда, оные у них тоже имелись, призванные отличать верблюжатников от собачников). Другим характерным знаком их отличия была ложка в футляре (потому мы её не видим), крепившаяся к шапке. Нарочитая гастрономическая солидарность подразделения ничуть не снижала его боеспособность. Янычары только подчеркивали, что путь к их сердцу лежит через желудок, а султаны уже пользовались - именно Мехмед наш Фатих завёл традицию одаривать корпус звонкой монетой по восшествии на престол, причём, ещё не неизвестно, что разболтало янычар больше - дары, увеличения которых они требовали, или позволение заводить семьи и "вести бизнес".
  В мирное время каждую пятницу орты, дислоцированные в столице, шли с казанами к султанскому дворцу, где получали продовольственный пилаф (рис и баранину). Если их что-то не устраивало, они опрокидывали котёл и собирались вокруг него - всё, ребят, мятеж. В 1449 году они так требовали повышения зарплаты - юному султану Мехмеду пришлось уступить.
  
  Самое высокое начальство - ага - изначально происходил из простых янычар - вот вам и карьерный рост со стабильной зарплатой. С шестнадцатого века он стал назначаться султанами и по этой причине в бунтах всегда погибал первым. Ага подчинялся непосредственно султану и никому другому, был членом Дивана. Естественно, выглядел пошикарней своих подчинённых - одёжа покрасивей да знатнее.
  Мой источник так выстраивает пирамиду янычарского офицерства:
  1. Ага
  2. Секбан-баши
  3. Кетхюда-бей (средневековый секретарь (аги) с повадками налогового инспектора, ведал встречами с агой и ничем более, янычарами привечался, чтоб, не дай Аллах, какой пакости начальнику не ляпнул)
  4. Кетхюда-йери (подозреваю, что ещё один "рецепсионист")
  5. Мухзыр-ага (сие есть ещё один бюрократ, "таблолицо фирмы", так сказать, представитель корпуса при Великом Визире)
  6. Янычарский эфенди (чиновник + канцелярия = янычарский главбух)
  7. Чорбаджи ("раздатчик похлёбки", командир орты)
  8. Одабаши ("начальник казармы", в орте второй человек после чорбаджи)
  9. Векиль-хардж (ещё одна разновидность янычарского бухгалтера, только уже местного, ортовского, значения)
  10. Байракдар (знаменосец, где-то рядом с современным прапорщиком. Байрак - знамя, дворец - сарай...)
  11. Баш-аскер (помощник байракдара: знамя - это лицо орты, штука тяжёлая)
  12. Ашчи (самый низший офицер: рядовые янычары не рискнут лишний раз издеваться над тем, кто запросто может плюнуть в похлёбку, ибо её готовит, но вот офицеры повыше к ашчи серьёзно не относились. Если в подчинении у ашчи, повара и начальника гуаптвахты (сажали в кухонный чулан за провинности), не было чернорабочих, только поступивших огланов, то на базар он ходил сам, и, ежели ничего не приобретёт, гулял по оде сильно битым голодными коллегами).
  
  Быт
  Все принципы жизни янычар были расписаны Кануном основателя войска, Мурада I:
  - беспрекословное подчинение командиру
  - всяческое избежание роскоши (а вот это явное влияние бродяжников-дервишей)
  - жить в казарме, не приводить туда баб и не жениться! Лишний раз носу за пределы казармы и крепости не казать...
  - ...на то и была ежевечерняя перекличка
  - соблюдать все религиозные нормы
  Подсудны янычары были лишь своим командирам и удостоены редкой чести в случае дезертирства или подлой трусости - самой гуманной турецкой казни, сиречь удушению. Причём, казнить янычара нельзя, предварительно надо было вытурить его из корпуса. А если он успевал забраться под казан, то мог быть помилован *живо представил себе эти догонялки*. За мелкие проступки следовали телесное наказание, кухонный чулан, то есть, гауптвахта, за нечто более серьёзное - ссылка в приграничную крепость (поближе к всяким там валахам).
  Правда, службу в приграничных крепостях (как минимум десять янычар в гарнизоне должно было быть, они отвечали за ключи от ворот крепости) они всё-таки несли, в столице играли роль полиции (вспомним "Джентльменов удачи" - пример был ярок) и... пожарных. Недаром один из не-офицерских чинов звался "главным водоносом". В казармах было положено соблюдать чистоту (и явно не "пожилые" надраивали полы, даже если была их очередь - да здравствует дедовщина). Общих занятий в мирное время не проводили - каждый упражнялся во что горазд. На марше не было особого порядка, однако каждый янычар знал, где должон стоять.
  
  ***
  
  Среди убитых было четверо воинов, обличием совсем не схожих с орками. Высокие, с крупными чертами лица и раскосыми глазами. Мечи их были широкими и прямыми, тогда как орки признавали только кривые скимитары. Дж. Р. Р. Толкин, 'Две крепости'
  
  Ятаган позволял наносить и рубящие удары, и режущие от себя, потому что имел двойной изгиб - кончик острия параллелен рукояти - а лезвие было на вогнутой стороне. Против мастера ятагана порою не выдерживали и рыцарские латы, ведь этим клинком можно было нанести две раны в один стремительный приём, плюс скорость и сила удара. Но как и всякий "идеал", ятаган имел свой недостаток: если клинок противника ловился заточенной вогнутой стороной, то контратаковать им не удавалось - зато ясно, зачем янычарам кинжалы.
  Часто на клинок наносилась филигрань (очень дорого), гравировка (дорого) или насечка (вполне по зубам зарплате страдавшему тонким вкусом рядовому янычару) в виде изречений из Корана, а имя мастера и хозяина оружия наносились обязательно. На янычарском оружии чаще всего встречалось клеймо государственных арсеналов, расположенных в церкви св. Ирины, в Стамбуле (вопрос, где они они были до того и наличествовало ли клеймо до этого, наносимое, естественно, на всё государственное оружие).
  Некий историк Аставацатурян в 1970-х предположил, что ятаган оружием не являлся, да и появился лишь в XVII веке, когда янычарам запретили выносить из оджаков даже кинжалы. Опровергнуть, конечно, я ничего не могу, однако, возможно, тут опять вылезает проблема поименования сего клинка, судя по вышеописанным качествам, боевого - длинным мог быть как раз-таки ханджар, тогда гипотеза армянского историка аккуратно вписывается.
  В среднем длина клинка не превышала 65 см (а хорошее оружие делается чётко под руку владельца), у сипахов - 90-ста. Без ножен ятаган, по сравнению с тем же одноручным мечом, про модный тогда в Европе бастард вообще молчать надо, весил меньше килограмма, в среднем 800 г, с ножнами - от 1,1 кг, если они деревянные, облицованные сверху тканью или металлом. Очень часто в сети можно найти фотографии ятаганов и ханджаров с металлическими ножнами, но они появились лишь в восемнадцатом веке, богато украшенные, чаще были подарочными, как шпаги в Европе в шестнадцатом веке.
  Чаще всего янычары носили ятаган, заправляя за пояс. Интересная загвоздка - буквально "yatağan" переводится как "укладывающий спать" вечным сном (опять таки получается, что он должен быть боевым - просто так с переляку столь красивое имечко бы клинку не дали.
  
  Килидж (русское произношение), клыдж (турецкое) или турецкая сабля. Некоторые народы переняли её без изменений, некоторые подстроили под свои реалии. Для начала - почему "турецкая", ведь сабли на Востоке использовались давно. Так называемая "шамшир", персидская сабля, не имела елмани (о ней ниже). Кроме того, килидж был немного шире. Клинок однолезвийный, кольчугу не пробивал, доспехи - тем более, зато мог очень "удачно" попасть между двумя сегментами и пробить не только поддоспешник, но и мышцы. С костями хуже - чтобы отрубить противнику руку, надо было очень постараться: и саблю покрепче, и усилий приложить. Колюще-режущее оружие, проще говоря.
  Сабля, в отличие от ятагана, имела перекрестье. Изгиб её начинался примерно во второй трети клинка, а центр тяжести был смещён к концу первой (это при ударе вызывало дополнительное режущее действие, а вкупе с общей кривизной клинка увеличилась сила удара и площадь поражаемого пространства). Весила она чуть больше, чем ятаган, клинок был длинней, чем у него, в среднем на десять сантиметров (в бою даже лишних пять - уже важно).
  Характерной особенностью турецких сабель в пятнадцатом веке была елмань ("перо") - копьевидное утолщение на кончиках клинков для большей инерции при ударе и нанесения колющих ударов. Удобны таковые были для маха с локтя или плеча, а блок вражеского удара делался изогнутой частью с опущенным вниз концом (иначе можно было лишиться руки - гарды-то как таковой не было) - снова без кинжала контратаковать противника нельзя. Делаем выводы о технике турецкого боя.
  Это были общие особенности у всех турецких сабель. А теперь разделим понятия "килидж" и "пала".
  Килидж, по сравнению с палой, был тоньше и длиннее - вероятно, это был клинок сипахов. Пала - ширше, с более резким изгибом и массивной елманью - вот она-то, скорее всего, и была клинком янычар.
  Ножны опять-таки были деревянными, но что интересно - ятаган в ножнах и аналогично упакованная сабля были примерно одинаковы по весу,
  Но в общей сложности сабля была гораздо массивней ятагана.
  Носилась она в свободно-подвешенном состоянии на перевязи, справа налево (ну или наоборот, ежели левша), так, что острие было направлено вверх.
  Кстати, меня долгое время заботил вопрос, как вытаскивать изогнутый клинок из ножен - мол, пока вытянешь, тебя уже в капусту нашинкуют - так вот, на них была такая небольшая "щель" от входа в ложе.
  
  ***
  
  Йенычери появились как отряд стрелков, только позднее став полноценной средневековой пехотой.
  Первым и основным оружием янычара был лук.
  
  Немного о луках и лукодельном мастерстве
  Турецкий лук, симметричный, сложный, то есть, состоящий из нескольких частей. Если жлобы-англичане, так кичившиеся своей стрелковой славой, брали сук, обрабатывали и натягивали тетиву, то турецкие луки делались методично и старательно, порою несколько лет. Англичанофаны могут плеваться и топать ногами, но несомненно более высокие сила натяжения и дальнобойность выводили турецкие луки далеко вперёд.
  Усиленный дополнительным слоем упругого материала (дерева или рога), с жесткой рукоятью посередине и жесткими "ушами" на концах, сложный лук был дорогим, мощным и достаточно компактным оружием (по сравнению с простым луком аналогичной мощности). Особую популярность он приобрел у кочевников и у тех народов, которым приходилось с этими кочевниками сталкиваться. Например, сложные луки были популярны у славян после скифского нашествия, всех кочевников и приснопамятных монголо-татар они встречали уже со сложными луками.
  Итак, на глаз сложный лук был трёхслойным.
  Сначала изготавливалась деревянная основа из гибкого дерева, причём, вишню турки не жаловали. Играя с температурами (холодно-горячо), мастера выгибали полоску дерева, а затем вырезали на брюшке (внутренняя часть) и спине (соответственно, внешняя) параллельные канавки. Аналогично прорезали на пластинах (у хорошего лука они были из рогов буйволов, у обычного заменялись другим деревом, более крепким, чем основное), что клеились на брюшко и спинку по плечам лука - получался этакий средневековый конструктор "Юный лучник". Затем канавки и пластины с внутренней стороны обмазывались горячим рыбьим (повсеместная в лукодельной технологии вонючая гадость желтоватого цвета, однако час отвратного запаха стоил того - "Моменту" до рыбьего клея как первому янычару до свадьбы) или сухожильным клеем, заготовка крепко обматывалась верёвкой. Когда клей застывал, намертво прилепив к плечам (или рогам) будущего лука пластины, этакие мускулы, мастер брался за "сухожилия".
  Аналогия неслучайна - сухожилия лука делались из обычных органических, чаще всего бычьих. Их нарезали тонкими нитями, так что они становились похожими на волокно, и укладывали на лук, обмазывая тем же вонючим клеем. От того, как расположены сухожилия лука на его спинке, зависело всё - и сила натяжения, и дальнобойность, и срок службы и, соответственно, жизни владельца. На финальном этапе лук "одевали" в ткань или кожу, расписывали и оставляли в тёмном сухом помещении "дозревать", иногда по несколько лет.
  
  Не промахнись, Асунта! (с)
  Предположительно, "фак" появился во времена Столетней войны. Французы, если им в руки попадались английские лучники, отсекали им рабочие пальцы, указательный и средний. Вскоре особо ехидные англичане стали показывать французам эти два пальца - мол, они у нас есть, так что держитесь, лягушатники :)
  С турками бы так не прошло, ибо таинственный восточный народ имел свою методу. Тетива натягивалась... большим пальцем (кстати, китайцы делали также). Было специальное кольцо, так и называвшееся "кольцом лучника" - турецкое приспособление было с особым утолщением, как перстень. Указательным и средним пальцами обхватывался большой для пущей крепости.
  На другую руку одевался сипер.
  Вещь исключительно полезна. Ранее его заменяла плотная ткань.
  По старой доброй восточной традиции, и кольцо лучника, и сипер всячески украшались. Как говорилось выше, сила натяжения турецкого лука была очень велика - долгое время гуляла байка, что надо было приложить порядка восьмидесяти кило веса. Вы себе такого лучника представляете? Или все янычары были вампирами, "обладающими силой двадцати человек" каждый? Предлагаемый мною максимум - это тридцать или побольше, ибо среднестатистический современный мужчина удержит пятнадцать кило в руке около сорока секунд - достаточное время, чтоб прицелиться. Естественно, человек натренированный удержит больше.
  Стрельбе из лука янычар обучали в специальной орте под названием талимхане ("тир"). Её начальник - талимханеджи-баши. Бюрократия турок поражает - орта эта, с позволения её так назвать, состояла из двух человек: командира и инструктора. Оба назначались из лучших мастеров лука. Каждый янычар был ОБЯЗАН уметь стрелять из лука, даже когда вошёл в военный обиход огнестрел - впрочем, янычары бойко косили от этого дела, больше предпочитая ружья. Однако, для того периода, который пишу я, лук всё ещё был основным оружием янычара. Лишь много позже, целых четыре века спустя, турок признают самыми умелыми стрелками, а пока их глазомер и дальнобойность луков испытывали на себе валахи, молдаване, венгры et cetera Восточная Европа.
  
  ***
  
  Для справки:
  Шиизм - термин, объединяющий несколько течений, признающих истинными правителями лишь потомков Али ибн Абу Талиба (двоюродный брат Пророка, он был первым ребёнком, принявшим ислам, подробней на Википедии).
  Сунниты же считают, что стать халифом может любой мусульманин, способный нести такое тяжкое бремя, как власть над целым государством.
  
  Так вот, янычары были островком шиизма среди суннитского моря Османской Империи, если быть ещё более точным, то орден дервишей Бекташи, покровительствовавший им, проповедовал суфизм.
  Исламские суфисты это как православные баптисты - они проповедуют непосредственное общение человека с Богом.
  Баптисты, насколько я знаю по нашим местным, поют под гитару, всячески сбираются и вообще больше напоминают клуб по религиозным интересам.
  Суфисты тоже поют, читают гимны во славу Пророка, слушают их и танцуют под музыку (вспомним рекламу отдыха в Турции - те кружащиеся мужчины в "юбках", повторяя заветные слова 'Ла Иллах ил Аллах' ("Нет Бога, кроме Бога" - это бесчисленное повторение зовётся "зикр"). Иногда дополнительно употребляли специальные напитки (старинная, ещё языческая практика. Цель этого - достичь такого уровня самоотречения, чтобы встретиться с Богом.
  Джелаладдин Руми, персидский поэт и суфий, так разъясняет сущность самы, этого обряда: 'Дервиши впадают в экстаз, чтобы взрастить желание и жажду к богу, приумножить любовь к богу, приумножить любовь к вере, потустороннему миру, развеять любовь в сердцах своих к миру сему, стремясь сделать его чужим для сердца'.
  Костюм этот, с широкой юбкой, называется "теннуре".
  
  Учение, которое покровительствовало над янычарами, как нельзя лучше подходило для воспитания такого "зомбятника", ибо проповедовало:
  - бедность (вот!)
  - отшельничество (очень хорошо идёт с паре бедностью)
  - призрачность окружающего мира
  - вот эти самые экстатические обряды, сама, на которые допускались исключительно янычары - аджеми огланы на них присутствовать не могли
  - безмолвную молитву
  - полное полагание на волю Аллаха
  
  Судьба ордена Бекташи в Турции печальна - в 30-х годах девятнадцатого века их разогнали вместе с янычарами, и хотя какое-то время он существовал на правах секты, вскоре после развала Османской Империи орден прекратил своё существование.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"