Нередко нам хочется бросить все и бежать как можно дальше от опостылевшей обыденности. Вот только куда? Ответ, как это ни банально, в книгах!
Известно, что дети не могут испытывать ностальгию, тоску по утраченному - они еще ничего не потеряли. Чувство это приходит лишь в зрелые годы. Вот и Европейская цивилизация начала с тоской оглядываться на былое, перешагнув границу "бальзаковского возраста". А случилось это приблизительно тогда же, когда на авансцену литературной жизни вышел сам Оноре де Бальзак - в первой четверти XIX века. К тому времени идеалы эпохи Просвещения захлебнулись в крови якобинской диктатуры, мечта о всеобщем братстве и справедливости погибла на гильотине, а многие европейцы вдруг обнаружили, что не находят себе места в холодном мире всевластия денег.
Так на волне разочарования родилась романтическая жажда приключений. В буржуазной Европе уж давно померк образ бесстрашного рыцаря, угасли яркие чувства и благородные стремления. Ничего удивительного, что литературный мир обратил взоры либо на далекое средневековье, либо на миры экзотические и малоизведанные. Главное, чтобы от Европы подальше хоть во времени, хоть в пространстве! Поиски самого себя и утраченных идеалов заставляют европейца окунуться...
...в бурю романтических страстей
Читателю был явлен великий романтический герой, устремленный прочь от мелкой и пошлой буржуазности в затерянные миры, где еще сохранились представления о чести, а вкус жизни невероятно сладок, когда смерть таится за каждым деревом. Умный, прекрасно воспитанный, загадочный, презирающий власть во всех ее проявлениях - именно такого героя создает "икона" романтической литературы Джородж Гордон Байрон в главном своем произведении "Паломничество Чайльд-Гарольда". Так представители западной цивилизации узнали, что "истина где-то там".
Постепенно романтические страсти улеглись, но отголоски эпохи романтизма с ее любовью к экзотическим и затерянным мирам еще долго отзывались в художественной литературе, а увлекательные путешествия будили фантазию читателя. И до сих пор с неослабевающим напряжением мы следим за приключениями Джима Хокинса из многократно экранизированного "Острова сокровищ" Роберта Стивенсона, а яркие образы Билли Бонса и одноногого капитана Сильвера его попугаем вошли в мир нашего детства наравне с Томом Соейром. А уж сколько путешествий предложил читателю Жюль Верн! Вот уж он в полной мере унаследовал дух романтизма, отправляя нас то в "Путешествие к центру Земли", то в неизведанные уголки мира в романах "Таинственный остров", "Путешествия и приключения капитана Гаттераса", "Пятнадцатилетний капитан". ХХ век открывается не менее увлекательным путешествием - это пережившее шесть экранизаций (включая телевизионный сериал) произведение Артура Конан Дойля "Затерянный мир". Здесь мы отправляемся уже в Латинскую Америку и попадаем с компанией героев в полном смысле слова в потерянные земли и сталкиваемся с динозаврами.
Общим у этих произведений остается романтический настрой и вера в то, что даже "маленький человек", совершенно незаметный в несправедливом и равнодушном мире буржуазной Европы, может в полной мере раскрыть безграничный внутренний потенциал перед лицом стихии, а дальние странствия - это тернистый путь к себе. Именно так "затерянный мир" превращается из некоей неизвестной точкой на карте, в символ потерянной и обретенной личности. И тогда реальные странствия начинают сопровождаться не менее запутанными...
... метафизическими блужданиями
Западная цивилизация открывает таинственный мир индуизма и буддизма. Со временем интерес европейца устремляется в одном конкретном направлении - это Индостан. Здесь, в "центре мира", соединились представления о затерянных землях, экзотике и восточной мистике.
Путешествия усложняются, вырываясь за пределы привычного физического плана, поиск себя выходит на мистико-духовный уровень. Российской аудитории волшебство Индии и тайны потерянной Шамбалы открыли супруги Рерих и Елена Блаватская. Николай Рерих прожил в Индии не один десяток лет. Именно он увидел в этой стране "родную сестру России". Большой почитатель индийской литературы, Рерих был лично знаком с Тагором, Неру и Ганди. На его поэзию огромное влияние оказало творчество Тагора, о чем свидетельствует сборник стихов "Цветы Мории", а произведение "Пламя" вообще отсылает нас к "Бхагават-гите".
Елена Блаватская одной из первых открыла безумный и чарующий Бомбей. "Маяк, бомбейский маяк!" - именно с этого восклицания начинается ее удивительная и, вместе с тем, совершенно реалистическая книга "Письма из пещер и дебрей Индостана". В этом произведении Елена Блаватская, создательница сложных метафизических трудов, предстает перед нами в роли любознательного путешественника. Так же как и для Рерихов, Индия для писательницы - пространство пересечения реального и мистического, центр мира и духовного возрождения. Перед нами терпкая смесь приключений, красочных описаний индийского быта и доктрин буддизма и индуизма. И ведь главная задача Блаватской - вовсе не развлечь скучающего читателя, а привести, буквально за руку, к духовной гармонии.
Своеобразным продолжением темы духовного поиска в дебрях Индостана является работа всемирно известного журналиста и писателя Поля Брантона "Путешествие в тайную Индию". Книга вышла впервые в 1934 году, но до сих пор не утратила актуальности и не исчезает с прилавков, в том числе, и российских магазинов. Жизненная философия Поля Брантона - это философия просветления, которую он очень доступным языком пытается донести до нас. В путешествиях по Индии Брантон знакомит вдумчивого читателя, для которого собственное душевное равновесие - не пустой звук, с великими мудрецами, йогами и духовными гуру.
Традиция метафизического поиска Шамбалы была продолжена и выведена на новый уровень во второй половине ХХ столетия на волне интереса к восточным религиям и, в частности, к дзен-буддизму. Одним из последних ярких примеров духовных открытий человеком Запада метафизики Индостана, является творчество Роберта Свободы - писателя и врача, который прожил пятнадцать лет в этой стране и официально получил право практиковать на территории Индии в медицинской традиции Аюрведы. Его книга "Аргхора. По левую руку Бога" стала бестселлером. Черпая знание в многовековой мудрости "центра Евразии", он открывает нам истинный путь к свободе. Читатель сможет не просто познать себя, но сбросить оковы времени и пространства, опираясь на доступно изложенные тантрические практики, изменить восприятие реальности и раскрыть дремлющий творческий потенциал.
Индия - это не только тайны мироздания. Духовный поиск может завести вас в весьма мрачные уголки этой страны. Во избежание неприятных встреч, имеет смысл познакомиться с иным опытом "блужданий в дебрях Индостана" - обратиться к творчеству тех, кто не понаслышке знает, какими бывают...
...любовь и смерть в центре Земли
И вот перед нами захватывающая история крушения, бегства и обретения себя ќ- литературный прорыв, символически открывающий XXI век - роман австралийского писателя Грегори Дэвида Робертса "Шантарам". Новая "старая" дорога на Бомбей, будто бы вслед за романтиками и Еленой Блаватской.
Это летопись приключений бывшего преступника и наркомана Линдсея Форда, как следует из фальшивых документов, который сбежал из австралийской тюрьмы и скрывается в Индии. Текст носит почти исповедальный характер - это глубоко личный опыт самого автора. Увлекательное повествование, где вы встретите представителей самых разных миров - героиновые наркоманы, индийские бизнесмены и мафиози, монахи-фанатики и афганские моджахеды - охватывает как безумный, бурлящий Бомбей, так и глухие деревни. На страницах романа много жестокости, грязи и нищеты трущоб, но находится место и для дружбы, и для любви. Роман написан динамично - философские и эзотерические размышлениями разбросаны по тексту весьма умеренно. Прочитав книгу, вы не только хорошо проведете время, но и интеллектуально обогатитесь, ведь "Шантарам" - это настоящий "гид" по Индии.
Куда более жестким и кровавым оказался психологический триллер британской писательницы Лесли Форбс "Лед Бомбея". Роман тесно связан с постмодернистской литературной традицией. Это касается, прежде всего, принципа цитатности - текст постоянно обращается к пьесе Шекспира "Буря", как в прямом цитировании устами героев, так и в перекличке имен: например, шекспировский Просперо превращается в индийского режиссера Проспера Шарму, который желает перенести творение английского драматурга на индийскую почву. Идея бури красной нитью проходит через весь сюжет - это ожидание муссона, добавляющее напряжение повествованию. Все это заставляет критиков указывать на некоторую стилистическую схожесть этого произведения с другим постмодернистским шедевром - романом Петера Хега "Смилла и ее чувство снега". "Лед Бомбея" - текст многоуровневый. Он сделан в лучших традициях массовой литературы - есть здесь и реки крови, и семейные тайны, и убийства транссексуалов, и интриги Болливуда. Одновременно роман информационно перенасыщен - вы узнаете о жизни в Бомбее столько, сколько не сообщит ни одна толстая энциклопедия.
Не только "белый человек" идет в Индию, но и сама Индия врывается в европейский мир литературными открытиями, о чем свидетельствует успех дебютного романа индийского автора Арвинда Адига "Белый тигр". И снова нищета, трущобы, только уже не глазами человека западной культуры, а самого индийца, который не видит в этом никакой экзотики. Это "хроника" становления характера, история человека, прошедшего настоящий ад, чтобы изменить себя. Увы, на пути "на верх" придется перешагнуть через несколько смертей. Странные представления о морали и нравственности. Индия изнутри. И никакой эзотерики.
Если на извилистом пути познания себя вы вдруг устали от суровых испытаний и загадочных убийств, то можно перевести дух и вспомнить самый светлый роман десятилетия - произведение Элизабет Гилберт "Есть, молиться, любить: один год из жизни женщины в путешествии по Италии, Индии и Индонезии в поисках ВСЕГО". Индии в книге отведена одна часть - здесь героиня посвятила четыре месяца духовному обновлению. Нет в тексте ни преступлений, ни наркоманов и религиозных фанатиков. Перед нами та Индия, о которой когда-то писали Рерихи и Блаватская - внутренняя Шамбала, что откроется тем, кто ищет. Кто знает, возможно, совсем и не обязательно опускаться на самое дно, чтобы после подняться к сияющим вершинам просветления?
Какой бы из упомянутых романов вы не открыли - увлекательное путешествие гарантировано. И, возможно, именно вам откроется то, что до сих пор скрыто от взглядов непосвященных - таинственная Шамбала, истина, способная изменить вашу жизнь.