Аннотация: Внесение проекта реформирования правоохранительных и судебных органов и автоматизации правосудия
Примечание : этот проект уже направлен в Верховный Совет Украины для разработки и принятия соответствующего законодательства.
РЕФОРМА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНIХ И СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ (проект актуальный для всех государств)
В связи с несовершенством действующих органов правоохранительной и судебной деятельности и с целью их совершенствования путем реформирова -ния посредством внесения изменений в соответствующее законодательство предлагаю осуществить следующие мероприятия :
I. Правоохранительная система. В настоящее время основными недостатками правоохранительной систе -мы являются : 1. Взаимное пересечение и совмещение элементов дознавательных, след -ственных и надзорных функций в деятельности органов полиции, СБ, прокура -туры, пеницитарной системы, налоговой полиции, органов юстиции, способст -вует возможности противоправных договоренностей между должностными лицами этих органов, и, соответственно, их срастанию с целью коррупционных действий (приписок раскрытий преступлений, обвинения невиновных, "от -мазки" преступников за соответствующие выгоды, "крышевание" наркобиз -неса, торговли оружием и людьми и других экономических преступлений; 2. Структурное и функциональное несоответствие в правоохранительных органах, в т. ч. относительная слабость надзорных функций и их юридических инструментов за счет размывания эффективности этих функций из-за их пере - сечения и совмещения с другими правоохранительными функциями или таки -ми же функциями других правоохранительных и судебных органов, либо из-за нерационального их разделения в других случаях. Например, ослабление наблюдательной функции прокуратуры из-за вы -полнения досудебного следствия по уголовным делам, а также ослабление до -судебной следственной функции по уголовным делам из-за ее распределения между полицией, СБ (службы безопасности), прокуратурой и другими право -охранительными органами, или неэффективность работы пеницитарных ор -ганов и создание условий для коррупция через сращивание их должностных лиц с должностными лицами прокуратуры и полиции в условиях неэффек -тивной из-за отсутствия достаточных надзорных инструментов (хотя бы как в прокуратуре) надзорной функции у Минюста, неоправданная специализация правоохранительных функций с передачей их специально созданным органам,
1
как это видим на примере ГАИ с функциями предупреждения ДТП, военной и транспортной прокуратур, налоговой полиции, неоправданно разделенных между адвокатурой и нотариатом правозащитных и нотариальных функций, которые в свою очередь разделены между органами нотариата и органами местной власти и даже некоторыми руководителями учреждений и можно привести еще много таких примеров. Это несоответствие порождает снижение эффективности правоохраните -льной деятельности правоохранительных органов за счет неоправданного совмещения, разделения или пересечения правоохранительных функций, во -локиты и организационной неопределенности и, соответственно неопреде -ленной конкретно ответственности этих органов и их должностных лиц, что также способствует коррупционной деятельности указанных должностных лиц; 3. Неограниченная доступность Ф.И.О. и реквизитов участников дел для неопределенногоного круга лиц, в т. ч. должностных лиц дознания и досудеб -ного следствия, что неотвратимо создает условия для коррупционных догово -ренностей правонарушителей и преступников с указанными должностными лицами; 4. Отсутствие эффективного механизма структурирования подразделе -ний правоохранительных органов, подбора кадров и комплектования ими этих органов, которое порождает проникновение в них лиц, которые не соответст -вуют надлежащим требованиям профессиональных и моральных качеств дол -жностных лиц правоохранительных органов; 5. Наличие круговой поруки и ошибочно понимаемого ведомственного патриотизма как внутри правоохранительных органов так и между ними, спо -собствует укрывание преступлений и росту коррупция. Для устранения вышеуказанных недостатков необходимо и достаточно : 1. Распределить и закрепить дознавательные функции уголовного про -изводства исключительно по полицией и СБ. 2. Закрепить функции охраны общественного порядка и предупреждения ДТП исключительно по подразделениям полиции с ликвидацией националь -ной гвардии или другой неправомерно созданной военной организации, (служба ГАИ уже почти везде ликвидирована). 3. Для исключения доступности неопределенному кругу лиц авторов об -ращений в правоохранительные органы : а) в законодательном порядке обеспечить методику рассмотрения обра -
2
щений в правоохранительные органы и участия на протяжении всего дело -производства по рассмотрению обращения в качестве участников дела инког - нито путем шифрования специальным буквенно-цифровым кодом их необхо -димых для участия в деле реквизитов (Ф.И.О., адрес проживания, профессия и места труда и т. д.), внесения и использования этих кодов как части номера дела в Э.В.М. органа, который начинает производство по рассмотрение дела; б) разработать систему шифрования и расшифровки в определенных случаях в течение судебного производства по делу и законодательно ввести в действие шифроние вышеупомянутых реквизитов, в т. числе методику и про -граммное обеспечение для Э.В.М.; в) при разработке вышеупомянутых методик обеспечить программное обеспечение расшифрования вышеупомянутых реквизитов исключительно в текстах заключительных процесуальных документов (ответах, распоряжениях) во время распечатки их текста на Э.В.М. таким образом, что реквизиты рас -шифровываются исключительно для участников дела и их представителей и только после окончания производства по делу, когда уже невозможно как-то изменить содержание ответа или решения, распоряжения и реквизиты участ -ников остаются неизвестными ни для должностных лиц правоохранитель - ных органов, ведущих рассмотрение обращения, дознание и досудебное след -ствие по делу, ни для участников дела кроме сторон и их представителей; 4. Исключить досудебную следственную деятельность в полиции СБ и прокуратуры и закрепить ее за Следственным Комитетом с подчинением пер -вому вице-премьеру правительства (но не МВД, как это часто встречается), по -скольку это прямой путь уголовного коррупционного сращивания подчиненой МВД полиции и Следственного комитета; 5. Закрепить функцию обвинения в преступлениях и административных правонарушениях исключительно за Следственным Комитетом; 6. Порядок и условия функционирования Следственного Комитета изло -жить в Законе "О досудебнуой следственной деятельности и Следственном Ко -митете при правительстве"; 7. Закрепить надзорные функции за соблюдением законодательства все -ми юридическими и физическими лицами (органами, учреждениями, органи -зациями и общественными организациями, в т. ч. правоохранительными орга -нами, и органами исполнительной власти (центральными, региональными и местными), а также судебными органами (вместе с сохранением надзорной функции судов высших инстанций над судами нижестоящих инстанций) - ис -
3
ключительно за прокуратурой; 8. Закрепить за прокуратурой функцию защиты в порядке надзора прав и интересов граждан, общественных организаций и юридических лиц путем рас смотрения их обращений и проведения прокурорских проверок, вынесения прокурорских представлений и указаний по результатам проверок а также пу -тем обращения к правоохранительных органам с инициированием в соответ -ствующих случаях возбуждения административних или уголовных дел и с ис -ками в суды; 9. Заменить адвокатскую и нотариальную деятельность правозащитной и правоустанавливающей деятельностью с ликвидацией государственных и ча -стных учреждений и организаций адвокатуры и нотариата и совмещением ад -вокатских и нотариальных функций путем замены их правозащитной и право - устанавливающей функциями, закрепив их выполнения исключительно за юристами-правозащитниками и их организациями; 10. Разработать и принять закон "О правозащитной и правоустанавлива -ющей деятельности и статусе юриста-правозащитника"; 11. Внести соответствующие изменения в действующее законодательст -во. II. Судебная система. В настоящее время основными недостатками судебной системы являют -ся : 1. Недостижимость для малообеспеченных, а фактически рядовых граж -дан (как минимум 70% населения в постсоветских государствах) судебной за -щиты нарушенных прав и интересов в гражданских и административных делах из-за чрезмерно больших и поэтому не подъемных для них размеров судебного сбора, а ходатайство об освобождении от судебного сбора, или уменьшения его размера, или об отсрочке до завершения дела - суды почти всегда оставляют без удовлетворения; 2. Отсутствие методики расчета возмещения морального вреда от право -нарушений и преступлений, вызванных физическим или юридическим лицом; 3. Неограниченная доступность Ф.И.О. и реквизитов участников дела для неопределенного круга лиц, в т. ч. должностных лиц дознания, досудебного и судебного следствия, а также судей, что неотвратимо создает условия для кор -рупционных договоренностей участников дела с указанными должностными лицами; 4. Отсутствие механизма неотвратимой ответственности должностных
4
лиц правоохранительных органов и судей за ошибочные или умышленно не - обоснованные и не законные действия, бездействие и решения, изложенные в процессуальных документах - определениях, решениях, постановлениях, при -говорах по результатам рассмотрения, заявлений, исков, жалоб на них, отме -ненных или возвращенных вышестоящими органами или судами нижестоя -щим для пересмотра и изменения; 5. Отсутствие коллегиальности в судебном производстве в суде 1-й ин -станции, а также при рассмотрении жалоб в судах высших инстанций судьей -докладчиком, что приводит к неоправданной односторонности и предвзятости при принятии судебного решения или отклонении жалоб единолично судьей- докладчиком по формальным основаниям, без рассмотрения дела по существу, а также существенно способствует коррупции; 6. судья суда 1-й инстанции лично решает вопрос по заявлениям о его отводе, и почти всегда отказывает в отводе, что дает судье уверенность в без -наказанности за процессуальные нарушения и существенно способствует кор - рупции. 7. Невозможность вопреки конституционным правам гражданину выби - рать себе защитника своих нарушенных прав по своему усмотрению, так как фактически это право ограничивается правоохранительными органами и су -дами, которые предоставляют такое право исключительно адвокатам и закон -ным представителям (родственникам 1-й очереди) и в очень редких случаях дипломированным специалистам в области права (известным в масштабах ре -гиона или страны правозащитникам. Нередко такие ограничения приводят к неэффективной защите и дейст -виям в ущерб интересам лица, осуществляемый по коррупционному заказу по -лученым без выбора по усмотрению этого лица адвокатом, или юристом, а за -щита обвиняемого в суде может осуществлять исключительно адвокат и в этих случаях чаще всего обнаруживаются факты коррупционной измены законных прав и интересов обвиняемых адвокатами,что приводит к случаям незаконно - го осуждения невиновных или незаконного облегчения наказания или даже оправдания преступников. 8. Неоправданно маленькие процессуальные сроки обжалования судеб -ных решений. 9. Неоправданно малый (6 месяцев) срок исковой давности в админист -ративных делах по сравнению с гражданскими делами (3 года). 10. Невозможность автоматизации процедуры принятия судебного ре -
5
ния в связи с необходимостью судебного следствия в форме судебных засе -даний с обязательным участием всех участников, из-за тяжести формализации его процедур - допроса подсудимого, или опрос истца и ответчика, адвокатов, свидетелей, експертов и т. д. с целью дополнительного (после дознания и досу - дебного следствия) установления или проверки уже установленных фактов, об -стоятельств и доказательств по делу, достаточных для принятия правосудного судебного решения. Этот недостаток может быть устранен только путем реформирования су -ществующей в большинстве стран континентальной формы системы судебного производства в прецедентную форму судебного производства, в которой судеб -ное следствие фактически не производится, поскольку следственные действия полностью осуществляются правоохранительными органами в процессе досу - дебного производства, а суд лишь оценивает установленные следствием факты и обстоятельства дела и обоснованность и законность выводов заключения следствия по делу, а также достаточность указанных следствием фактов и вы -водов для прецедента и принятия судебного решения. Для устранения вышеуказанных недостатков необходимо и достаточно : 1. а) путем внесения соответствующих изменений в закон "О судебном сборе" снизить максимальный размер судебного сбора до 0,3 прожиточного ми -нимума для имущественного иска, независимо от цены имущественного иска и 0,1 прожиточного минимума для неимущественного иска, или за подачу Заявле -ния не искового характера, а уплату судебного сбора за подачу апелляционной, кассационной или надзорной жалобы отменить, как можно ближе придержива -ясь принципа бесплатной защиты правчеловека; б) руководствуясь тем же принципом,путем внесения соответствующих изменений в закон "О судебном сборе" расширить круг освобожденных от уп -латы судебного сбора всеми нетрудоспособными гражданами, прежде всего пенсионерами и малообеспеченными гражданами (бюджет одного человека ме -ньше прожиточного минимума); в) путем внесения соответствующих изменений в процессуальные коде -ксы или нормамативы обязать осуществлять уплату судебного сбора и судеб -ных расходов стороне, выигравшей дело проигравшей стороной в течение 1-го месяца после вступления в силу судебного решения для исключения нынешнего сложного и долгосрочного возврата уплаченного судебного сбора и судебных расходов. 2. Принять закон "О порядке расчета возмещения морального вреда за
6
правонарушения и преступления, причиненного физическим и юридическим лицам. 3. а) в законодательном порядке обеспечить методику рассмотрения су -дебных дел на протяжении всего судопроизводства участниками дела инког - нито путем шифрования специальным буквенно-цифровым кодом их необхо -димых для участия в деле реквизитов (Ф.И.О., адрес проживания, профессия и место работы и т . п.) и внесения этих кодов как части номера дела в Э.В.М. ор -гана, начинающего производство дела, до начала производства заявителем или его представителем. б) разработать систему шифрования текстов вручную для заявителей и их представителей и автоматизированную систему шифрования и расшифров -ки в определенных необходимых случаях в течение судебного производства по делу и законодательно ввести в действие шифрование вышеупомянутых рек -визитов, в т. числе методику шифрования текстов вручную и программное обеспечение для шифрования и расшифровки на Э.В.М.; в) при разработке вышеупомянутых методик обеспечить программное розшифрування вышеупомянутых реквизитов исключительно в текстах зак -лючительных процесуальных документов (приговорах, решениях, определе -ниях постановлениях) во время распечатки их текста на Э.В.М.,таким образом, чтобы реквизиты розшифровывались исключительно для сторон дела и их представителей и только после окончания производства по делу, когда уже не -возможно изменить содержание приговора или судебного решения и реквизи -ты участников остаются неизвестными на протяжении всего производства по делу ни для должностных лиц правоохранительных органов, которые вели до -знание и предварительное следствие по делу, ни для судьи, коллегии судов, которые выносили приговор или судебное решение, ни для участников дела кроме сторон и их представителей. 4. а) в законодательном порядке разработать механизм и методику при -влеченыния к надлежащей ответственности должностных лиц правоохрани - тельных органов и судей за ложные и умышленно необоснованные и не закон -ные действия, бездействие и решения, постановленные или принятые ими в течение всего производства судебного дела от дознания (органов полиции или СБУ) и следствия (органов Следственного Комитета) вплоть до судебного раз -бирательства дела (суды всех инстанций от местных и до Верховных Судов; б) в порядке выполнения п. а) внести в соответствующие нормы про -цессуальных кодексов и других процессуальных нормативов (статьи о содер - жании выводов и заключений вышестоящих правоохранительных органов о
7
необоснованности и незаконности действий и решений нижестоящих по резу -льтатам проверки жалоб и заявлений граждан, статьи о содержании судебных решений, определений, постановлений и приговоров судей и судебных колле -гий вышестоящих судов по результатам пересмотра судебных решений, опре -делений, постановлений и приговоров судей и судебных коллегий нижестоя - щих судов вместе с возвращением указанных процессуальных документов или их изменением) внести положение следующего содержания - "вышестоящий правоохранительных орган или суд, изменяя заключение нижестоящего пра - воохранительного органа или процессуальный документ нижестоящего суда и возвращая их для дополнительного рассмотрения дела нижестоящим органом или судом, одновременно делает письменное заключение (частное определе -ние для судей) об ошибочном или в умышленном характере действий, бездей -ствия или решений соответствующих должностных лиц нижестоящих право -охранительных органов или судей суда нижестоящей инстанции и направляет их в соответствующую по инстанции квалификационную комиссию для при -нятия мер ответственности указанных должностных лиц (адмистративного взыскания в случае первого случая ошибки, переаттестации в случае повторе -ния и увольнение по несоответствию при дальнейшем потореннии ошибок, или привлечения к уголовной ответственности согласно соответствующим статьям УК в случае умышленного характера незаконных действий или реше -ний с одновременным ознакомлением указанных должностных лиц или судей с письменным заключением и разъяснением им их право обжалования), тем самым обеспечивая неотвратимость надлежащей ответственности должност -ных лиц правоохранительных органов и судьи судей за низкую квалификацию или коррупционные действия. 5. Путем внесения изменений в нормы соответствующих процессуальных кодексов и других процессуальных нормативов ликвидировать институт суда по каждому делу в составе одного судьи и ввести в действие положения об ис -ключительно коллегиальном составе судов всех инстанций при рассмотрении дел, в т. ч. при выполнении функций судьи- докладчика при рассмотрении жа -лоб и заявлений о пересмотре судебных дел, а также коллегиальный характер составления заключений правоохранительных органов, что уменьшит воз -можности для их коррупционных действий и решений. 6. Путем изменения действующего законодательства обеспечить рассмот -рение вопроса об отводе должностного лица или коллегии правоохранитель -ного органа, отдельного судьи, коллегии судей или иного участника дела ис -
8
ключительно коллегиально и в ином составе коллегии. 7. Путем изменения действующего законодательства ликвидировать ин -ституты адвокатуры и по примеру цивилизованных государств мира нотариа -та и ввести единый институт правозащитничества и подтверждения сделок и подписей, закрепив функции адвокатов и нотариусов за дипломированными юристами-правозащитниками, а также правозащитничество недипломирован -ными правозащитниками-специалистами права, действующими по доверено - сти граждан и юридических лиц, а также общественными правозащитниками - представителями общественных организаций, действующими на основании протокола решение руководящего органа общественной организации. 8. Путем изменения действующего законодательства установить процес - суальный срок апелляционного обжалования постановлений, приговоров, решений судов, окончательных определений судов всех инстанций - 2 месяца, промежуточных определений -1 месяц с доказанной даты получения копии приговора, постановления, решения илиопределения. 9. Путем изменения действующего законодательства установить срок исковой давности по правонарушениям в суды всех юрисдикций 2 месяца с даты когда лицо узнало о нарушении своих прав, по преступлениям установить срок давности возбуждения уголовного дела - 2 месяца момента, когда лицо или орган узнали о преступлении (при возможности продления вышестоящим органом на необходимый срок). 10. а) путем изменения действующего законодательства реформировать существующую в государствах с континентальной формой системы судебного производства в систему с прецедентной форму судебного производства; б) на основе действующего Реестра (при отсутствии предварительно сформировать Реестр) судебных дел государства разработать Реестр закоди -рованных бувено-цифровым кодом всех судебных дел и в дальнейшем вести его одновременно с некодированным Реестром, парелельно ему; в) разработать на базе имеющейся информации действующего Реестра судебных дел Украины в буквенном виде и в виде буквенно-цифровых кодов классификатор всех органов обращения граждан и юридических лиц с заявле -ниями, жалобами или обращениями (правоохранительных, судебных, испол -нительного производства) от районных инстанций вплоть до высших; г) разработать на базе имеющейся информации действующего Реестра судебных дел в буквенном виде и в виде буквенно-цифровых кодов классифи - циванных по видам судебных и исполнительных юрисдикций и соответствен -
9
но классификатор видов всех возможных доказательств с привязкой их к соот -ветствующим фактов, обстоятельствам, ситуациям и событиям в зависимости от судебных и исполнительной юрисдикцией; д) разработать на базе имеющейся информации материальных кодек -сов с привязкой к соответствующим нормам действующего материального за -конодательства, информации по конкретным делам действующего Реестра су -дебных дел в буквенном виде и в виде буквенно-цифровых кодов классифика -тор всех возможных гражданских правонарушений (имущественных, трудо -вых, семейных, жилищных, налоговых, транспортных, водных и т. д.), админи -стративных правонарушений должностных лиц, предусмотренных админист -ративным судопроизводством, правонарушений, предусмотренных кодексом админправонарушений и предусмотренных уголовным кодексом уголовных преступлений, сгруппированных по видам судебных или исполнительных юрисдикций - с привязкой к соответствующим взысканиям и наказаниям; е) разработать на базе имеющейся информации процессуальных кодек -сов с привязкой к соответствующим норммативам действующего процессуаль -ного законодательства, другой информации по конкретным делам действую -щего Реестраа судебных дел в буквенном виде и в виде цифровых кодов клас - сификатор всех возможных процессуальных действий, сгруппированных по видам судебных юрисдикций, и классификатор процессуальных процессуаль -ных документов с привязкой к видам судебных или исполнительных юрис -дикций; с) разраоботать методику и необходимую базу буквенно-цифровых ко -дов для шифрования и расшифровки реквизитов участников дела и алгоритм и программное обеспечение процесса ввода в Э.В.М. и вывода из Э.В.М. указанной информации с учетом режима секретности ее на протяжении всего судебного разбирательства до вступления в силу окончательного решения по делу, кото -рое в дальнейшем не подлежит обжалованию. ж) разработать алгоритм, программное обеспечение и методику Авто -матизированной системы ведения судебного процесса (АСВСП) начиная с по -дачи заявления, жалобы в правоохранительные органы (в случае наличия при -знаков административного нарушения или признаков преступления) или не -посредственно в суд с исками и заявлениями (в случаях гражданско-правовых споров и необходимости установления юридических фактов или гражданских и административных правонарушений, предусмотренных административным судопроизводством или кодексом административны нарушений) - соответст -
10
вующего заявления, жалобы или обращения и вплоть до вынесения и провоз -глашения завершающего процессуального документа с решением, которое не подлежит обжалованию согласно действующего законодательства. После окончания выполнения и внедрение вышеуказанных мероприятий процесс автоматизированного судебного производства на базе АСВСП будет осуществляться последовательно следующим образом : 1. Гражданин, юридическое лицо, или их представитель-правозащитник составляет текст заявления, жалобы или обращения в правоохранительный, судебный орган, или орган исполнительного производства, выполняя требо -вания действующего процессуального законодательства по их форме и содер -жанию и подает ее в соответствующий орган или суд; 2. Специально предназначенное и достаточно компетентное для шифро -вания и обремененное присягой относительно секретности реквизитов и со -держания заявления, жалобы или обращения должностное лицо получатель-шифровальщик правоохранительного органа дознания, или Следственного Комитета проверяет заявление, жалобу или обращение на соответствие нор -мам соответствующего процессуального законодательства по содержанию и форме заявления, жалобы, обращения регистрирует ее очередным номером действующей системы регистрации, шифрует реквизиты заявителя, адвоката и других лиц, указанных в заявлении, жалобе или обращении, добавляет ихк присвоенному номеру и совокупность присвоенных номеров вместе составляет номер дела с содержанием заявления, жалобы, обращения, в котором вместо действительных реквизитов заявителя и других лиц стоят зашифрованные, вводит зашифрованное дело в Э.В.М. и дает в зависимости от содержания заяв -ления, жалобы или обращения соответствующую команду для направления дела коллегии дознавателей, или напрямую в Следственный Комитет, указан ны в заявлении, жалобе или обращении согласно классификатора органов об -ращения; 3. Программа АСВСП Э.В.М. органа дознания путем выбора из перечня до -знавателей порядке случайных чисел назначает коллегию дознавателей и на -правляет ей зашифрованный смысл заявления, жалобы или обращения; 4. Коллегия дознавателей (группа из 3-х оперативных работников с рав -ными процесуальнимы правами), получив дело с зашифрованными реквизита -ми заявителя и других лиц из заявления начинает 1-й блок дела - блок дозна -ния. Используя все известные и разрешенные методы и все возможные про -
11
цессуальные действия дознания, предусмотренные процессуальными нормами действующего законодательства, дознаватели, при наличии признаков адми -нистративного правонарушения или преступления - возбуждают администра -тивное или уголовное дело, формируют материалы дознавательного блока де -ла - определяют подозреваемых, потерпевших, свидетелей, и других участни -ков дела и составляют все необходимые протоколы, заключения и другие про -цессуальные документы дознания согласно выявленной информации. При этом в реформированной системе рассмотрения дел, есть ряд про - цессуальных действий и условий их осуществления, которые существенно от -личаются от нынешних : а) с целью конфиденциальности на всем протяжении рассмотрения дела Ф.И.О. и реквизитов всех участников дела, дознаватель установив участника дела, не имеют права идентифицировать его (а участники дела обязаны не раскрывать своих Ф.И.О. и реквизитов), а направляют его к вышеуказанному специальному должностному лицу-шифровальщику, который шифрует его Ф.И.О. и реквизиты и вводит их в Э.В.М как участников дела; б) с той же целью дознаватель, вызывая участника дела в орган дозна - ния, направляют текст повестки с зашифрованными Ф.И.О. и реквизитами ши -фровальщику, который направляет расшифрованный текст повестки на почту или передает куръеру для вручения участнику. Квитанция почты или расписка от куръера возвращается к шифроваль -щику, который шифрует в них Ф.И.О. и реквизиты участника и направляет до -знавателю, для приобщения их к материалам дела; в) принятие к участнику дела соответствующей меры пресечения или его ареста (как подозреваемого) осуществляется не на основании постановления суда, как сейчас, а на основании распоряжения Следственного Комитета, на ко -торый возлагается вся ответственность за достаточность, эффективность и за -конность расследования дела; 5. Набрав достаточную по усмотрению коллегии дознавателей для завер -шения дознания информацию, закодировав ее согласно соответствующим классификаторов и введя в Э.В.М., коллегия составляет и принимает голосова -нием закодированный текст дознавательного Заключения и направляет его вместе с материалами дознавательного блока в Э.В.М. Следственного Комите - та для утверждения и проведения следствия. Далее, вплоть до завершения следствия, коллегия дознавателей по делу продолжает выполнять дознавательные поручения следственной коллегии в
12
соответствии с нормами процессуальных кодексов; 6. Программа Э.В.М. АСВСП Следственного Комитета путем выбора из пе -речня следователей в порядке случайных чисел назначает следственную кол -легию и направляет в нее зашифрованные и закодированные материалы дела; 7. Следственная коллегия (группа из 3-х следователей с равными процес - суальными правами), получив дело с зашифрованными реквизитами заявите -ля, дознавателей и других участников дела и дознавательный блок с дознава -тельным Заключением - начинает 2-й блок дела - блок следствия по делу? 8. Используя все известные и разрешены нормами процессуального за -конодательства методы и все возможные процессуальные следственные дей - ствия, предусмотренные процессуальными нормами действующего законода - тельства, следователи ведут следствие по делу, в т. ч. - проверяют наличие, обоснованность и законность информации из материалов дознания для дока -зывания наличия признаков административного правонарушения или престу -пления и голосованием определяют необходимость : а) закрыть дело за отсутствием достаточных доказательств наличия признаков правонарушения или преступления; б) вернуть дело в орган дознания для продолжения дознания из-за не -полноты доказательств или недостаточности материалов в его Заключении; в) выполнить в дальнейшем небходимые следственные действия с при -влечением коллегии дознавателей для выполнения необходимых оператив -ных поручений вплоть до обеспечения достаточности материалов дела для со -ставления обвинительного заключения и предъявление обвинения подозре -ваемым, а также выполнить все предусмотренные гражданским процессуаль -ным законодательством следственные действия, достаточные для составления обоснованного и законного Заключения по гражданскому делу и направления его в суд. При этом следственная коллегия обязана придерживаться тех же специа -льных правил и условий по конфиденциальности Ф.И.О. и реквизитов участни -ков дела, указанных в п. 4 для дознавателей; 9. Набрав достаточное по усмотрению следственной коллегии для завер -шения следствия информацию, закодировав ее согласно соответствующим классификаторам и введя в Э.В.М., Коллегия составляет и принимает голосова -нием закодированный текст Обвинительного Заключения или Заключения в случае гражданского дела, передъявляет Обвинутельное Заключение подозре -ваемым и направляет его или Заключение по гражданскому делу, вместе с ма -
13
териалами дела в Э.В.М. суда согласно класификатора органов обращения; 10. Программа АСВСП Е.О.М. суда путем выбора из перечня судей в поряд -ке случайных чисел назначает коллегию судей и направляет в нее зашифро -ванные и закодированные материалы дела; 11. Судьи коллегии судей проверяют достаточность, обоснованность и законность информации из материалов дознания и следствия и путем голосо -вания решают вопрос возврата материалов дела в Следственный Комитет или дальнейшего ведения дела в суде и выносят Постановление или Определение по этому поводу, выполняя условия конфиденциальности Ф.И.О. и реквизитов участников дела; 12. При дальнейшем ведении дела судьи в случае выявления недостаточ -ности материалов дела для автоматических выбора прецедентного дела из Ре -естра судебных дел и вынесения судебного решения по делу самостоятельно проводят дополнительные следственные мероприятия в рамках действующего процессуального законодательства, при необходимости поручая коллегии до -знавателей или следственной коллегии выполнять отдельные процессуальные действия. Если по усмотрению судебной коллегии в материалах дела достаточно необходимой информации для автоматического выбора прецедентногоа дела и вынесения судебного решения по делу судебная коллегия голосованием при -нимает решение об этом, вынося соответствующее Постановление, докодируя при необходимости материалы дела и дает команду АСВСПЭ.В.М. суда на поиск прецедентного судебного дела; 13. АСВСП Е.О.М. суда путем сравнения суммарного набора кодов рассма -триваемого дела в суде с суммарным набором кодов судебных дел в Реестре закодированых судебных дел, выбирает из Реестра дело с наибольшим совпа -дением суммарных кодов и выдает на экран компьютера копию материалов дела в раскодированном виде, сохраняя конфиденциальной информацию о Ф.И.О. и реквизиты участников зашифрованной; 14. Коллегия судей сверяя текст материалов дела проверяет достаточ -ность по существенным фактам, обстоятельствам и событиями сходства ма - териалов судебного дела и прецедентной дела из Реестра и при наличии тако - го сходства составляет Приговор, Постановление, Решение или Определение по рассматриваемому делу с одинаковым по юридической сути с Приговором, Постановлением, Решением или Определением из прецедентного дела смыс -лом судебного решения и направляет копии Приговора, Постановления, Реше -
14
ния или Определения в количестве участников рассматриваемого дела на Э.В.М. должностного лица-шифровальщика суда; 15. АСВСПЭ .В.М. должностного лица-шифровальщика суда по его команде расшифровывает в Постановлении Ф.И.О. и реквизиты только участника, кото -рому направляется Постановление, сохраняя Ф.И.О. и реквизиты других участ -ников в зашифрованном виде и направляет расшифрованное Постановление по почте или куръером по адресу участника каждому из участников, дело на -правляет после окончания процессуального срока обжалования Приговора, Постановления, Решения или Определения и отсутствии жалобы в судебный архив, а его копию в Реестр судебных дел; 16. В случае поступления в суд апелляционной инстанции Апелляцион -ной жалобы, в суд кассационной инстанции кассационной жалобы или в суд надзорной инстанции (Верховный Суд) жалобы о проверке дела в порядке пе -ресмотра или надзора от одного или нескольких участников дела или третьих лиц, интересы которых затронуты рассматриваемым делом, жалобщик (граж -данин, юридическое лицо, или их представитель-правозащитник) составляет текст жалобы или обращения, выполняя требования действующего процессу -ального законодательства по их форме и содержанию и подает ее в соответст -вующий суд через суд 1-й инстанции в виде незакодированного текста в кото -ром его Ф.И.О. и реквизиты не зашифрованы, а зашифрованными остаются то -лько Ф.И.О. и реквизиты участников дела на которых он ссылается в жалобе. Жалоба направляется в Э.В.М. должностного лица-шифровальщика суда 1-й инстанции; 17. Программа АСВСП Е.О.М. должностного лица-шифровальщика суда 1-й инстанции по его команде зашифровывает Ф.И.О. и реквизиты заявителя в жа -лобе и направляе ее вЭ.В.М. суда соответствующей юрисдикции и инстанции согласно класификатора судебных органов вместе с материалами дела в текс -товом виде с указанием номера прецедентного дела; 18. Программа АСВСП Е.О.М. суда по пересмотру или надзорного суда пу -тем выбора из перечня судей в порядке случайных чисел назначает коллегию судей и направляет в коллегию судей зашифрованные материалы жалобы; 19. Коллегия судей анализирует материалы жалобы и проверяет матери -алы прецедентного дела на наличие аналогичной по сути жалобы в преце -дентном деле. При наличии такой жалобы коллегия судей голосованием принимает ре -шение об аналогичности жалоб, и направляет его в Э.В.М. должностного лица-
15
шифровальщика суда;
20. Программа АСВСП Э.В.М. должностного лица-шифровальщика суда по его команде перешифровывает в Приговоре, Постановлении, Решении или Оп -ределении из Реестра Ф.И.О. и реквизиты заявителя жалобы, на Ф.И.О. и ре -квизиты соответственно из рассматриваемого дела, после чего скорректиро -ванные Приговор, Постановление, Решение или Определение направляются, сохраняя Ф.И.О. и реквизиты других участников в зашифрованном виде почтой или куръером по адресу жалобщика, а материалы дела направляются в Э.В.М. АСВСП должностного лица-шифровальщика суда первой инстанции в случае жалобы по пересмотру, а в случае надзорной жалобы, в связи с невозможнос - тью дальнейшего обжалования решений по делу - в архив суда 1-й инстанции. После окончания процессуального срока обжалования решения апелля -ционной или кассационной жалобой материалы дела направляются в архив суда 1-й инстанции. При отсутствии в прецедентном деле аналогичной по сути жалобы кол -легия судей самостоятельно голосованием принимает и составляет Приговор, Постановление, Решение или Определение по жалобе согласно требованиям обоснованности и законности по проверке жалобы, и ее текст направляется в Э.В.М. АСВСП должностного лица-шифровальщика суда; 21. Программа АСВСП Э.В.М. должностного лица-шифровальщика суда по его команде расшифровывает в Постановлении Ф.И.О. и реквизиты только за -явителя жалобы, которому направляется Приговор, Постановление, Решение или Определение, сохраняя Ф.И.О. и реквизиты других участников в зашифро- ванном виде и направляет Постановление почтой или куръером по адресу а материалы дела направляет в Э.В.М. АСВСП должностного лица-шифроваль -щи-ка суда первой инстанции в случае апелляционной или кассационной жа -лобы, а в случае надзорной жалобы, в связи с невозможностью дальнейшего обжалования решений по делу в архив суда 1-й инстанции. После окончания процессуального срока обжалования решения по апел ляционной или кассационной жалобой материалы дела направляются в архив суда 1-й инстанции. Примечание : несущественные мелкие проблемы технологической сто -роны процесса автоматизованного судебного производства на базе АСВСП в предложенных мероприятиях реформирования правоохранительной и судеб -ной систем решаются в процессе постановки, разработки алгоритмов и про - граммного обеспечения АСВСП.
16
Выводы : Внедрение предложенных мероприятий позволит : 1. Исключить возможность коррупционной договоренности между участ - никами дела, третьими лицами и должностными лицами правоохранительных органов или судов; 2. Обеспечат гарантированную, независимую от "человеческого фактора" и других воздействий обоснованность и законность обращений в правоохра -нительные органы и суды, исков, жалоб и решений и ответов по ним; 3. Обеспечат неотвратимую ответственность должностных лиц правоох - ранительных органов и судей за ошибки, умышленные нарушения присяги, и коррупционные действия.