(Рецензия на рассказ И.К.Андрощука "Третий дождь")
http://zhurnal.lib.ru/a/androshuk_i_k/regen.shtml
Возвращение на Землю с далеких звезд - тема, не раз привлекавшая внимание великих мэтров фантастики. Достаточно назвать такие романы как "Возвращение со звезд" Станислава Лемма, "Планета Обезьян" Пьера Буля, "На Землю за вдохновением" Саймака.
Очень многих из тех, кто вернулся, на Земле ожидал постапокалипсис - человечество деградирует, исчезает, превращается в нечто иное. В последнее время писатели все чаще предрекают в будущем финал человечества, который можно назвать "экологическим". Именно такой мир увидели вернувшиеся космонавты в рассказе И.К. Андрощука "Третий дождь" - http://zhurnal.lib.ru/a/androshuk_i_k/regen.shtml
. Нужно отдать должное автору - взявшись на "вечную" тему, он сумел найти в ней оригинальное решение: человечество в рассказе уничтожают не бомбы и не ядовитые отходы, а чистый дождь, превращающий людей в деревья, с красивым названием "эвеланы". Этот экологичный и, по выражению самого автора, "чистый", способ избавления от изгадившего все вокруг и надоевшего природе и высшим силам человечества почему-то вызывает у вернувшихся космонавтов протест, хотя читателю ясно, что люди просто получили то, что заслуживали. Причем, волею божества, способ очищения нашей планеты был избран более чем гуманный.
Таким образом, подход к теме в рассказе достаточно оригинальный, да и идея его интересная, однако недостаточно четко выраженная. Такое ощущение, что и автор сам не определился - считать ли произошедшую катастрофу справедливым возмездием или же излишней жестокостью по отношению к человечеству, которое, по сути, само повинно в собственных бедах. Герои рассказа гуманизм этот не оценили, однако из текста не совсем понятно, в какой мере они являются выразителями мнения автора. А ведь, возможно, следовало бы рассмотреть произошедшую катастрофу и в исторической перспективе - ведь люди в рассказе не погибли, они превратились в деревья, то есть продолжили существование в какой-то, пусть и иной форме, причем весьма долговечной. И, может быть, по прошествии веков, на обновленной Земле очередной чистый дождь вернет человечеству его прежний вид.
Язык и стиль рассказа можно отнести к несомненным плюсам - читается произведение легко, однако речи персонажей несколько не хватает индивидуальности, каких-то личностных черточек, которые придали бы изюминку происходящему. Известно только, что один из главных персонажей пилот, а второй координатор, причем не совсем понятно, координатор чего именно. К сожалению, мы не знаем о героях больше ничего: сколько им лет, откуда они - из Москвы или Таганрога, - кого любили, чем увлекались, почему они покинули Землю, зная, что вернутся через триста лет. А ведь для этого нужна была очень сильная мотивация. Если им не нравилось происходящее на планете, то о чем тогда жалеть, если нравилось, так зачем было улетать? Ведь не похоже на то, чтобы они не понимали, что вернутся лишь в далекое будущее.
Именно безликость персонажей несколько мешает сопереживанию. Фактически для читателя два главных героя - это еще два будущих эвелана на планете. Лишь в конце, когда действие несколько ускоряется, к ним начинаешь испытывать настоящий интерес. А ведь для выражения авторской идеи персонажи имеют решающее значение, поскольку задача рассказа - не просто показать, что космонавты вернулись на планету и увидели, чем закончилось существование человечества. Через мысли и чувства героев писатель должен четко выразить свое отношение к произошедшему, заставить читателя содрогнуться и посочувствовать или философски принять заслуженный финал.
К сожалению, ощущения трагедии автору создать не удалось. В этом, вероятно, повинен и сюжет - его трудно назвать необычным и увлекательным. Действия в рассказе немного. Все, что происходит, можно изложить в нескольких словах: герои прилетели, походили по улицам, пытаясь понять, что произошло, потом нашли подсказки, и в финале один из героев разделил судьбу человечества, а второму удалось ускользнуть.
Возможно, рассказ получился бы более захватывающим, если бы высшее существо, погубившее остальных людей, сразу после появления космонавтов на Земле начало бы на них охотиться. Видимо, эта мысль появилась и у автора, но только ближе к финалу, когда высшие силы повели себя, прямо скажем, неадекватно. Несколько удивило то, что разгневанное провидение начало лично гоняться за случайно выжившими космонавтами, создав смерч для того, чтобы превратить их в еще два экологически чистых дерева. Этот эпизод кажется слишком похожим на мелкую личную месть, недостойную небес, придает рассказу некоторый оттенок несерьезности, который мешает восприятию трагизма происходящего.
Цитата: "Соединив тучи с землей, от города двигался стремительно крутящийся столб диаметром в полсотни метров. Столб был чёрным, но в нём проносились, точно цветные полосы на детском волчке, вырванные с корнем деревья, сорванные крыши, большие, в несколько окон, фрагменты стен" - когда понимаешь, что все это ради того, чтобы уничтожить одного единственного выжившего, создается ощущение стрельбы из пушки по воробью.
Есть у рассказа и некоторые другие логические неувязки, к которым, в первую очередь, можно отнести кульминационный момент - находку пророческого документа в заброшенном здании. Учитывая процент вероятности совпадений, которые должны были привести космонавтов именно в нужный район, дом и квартиру, его можно смело назвать роялем в кустах.
Сам текст документа тоже вызывает недоумение - в частности утверждение: "И не останется на земле ни одного праведника ". Факт этот полностью изменяет трактовку рассказа - получается, что люди были наказаны карающими дождями не за то, что испортили дарованную им планету, а только потому, что высшему существу именно в этот момент показалось, что на Земле закончились праведники. Героиня известного когда-то рассказа любила спрашивать: "А почемунесчас?", а вот текст этого документа заставляет задаться вопросом: "А почему именно сейчас?" Чего только на Земле не творилось за все тысячелетия его истории, а праведники почему-то закончились именно сейчас?
Также не совсем понятен элемент неожиданности в начале рассказа.
Цитата:
" - Приехали, - прошептал пилот и уронил руки на подлокотники кресла. Их никто не встречал. Они уже поняли, что их не встретят, но всё же надеялись до последней минуты.... Координатор рассеянно - как будто искал подходящую музыку - вращал ручки настройки. Но музыки не было никакой, эфир был девственно чист, если не считать грозы, громыхавшей где-то над Карпатами, да ещё невнятного шёпота звёзд, такого привычного там, среди них, и такого необычного здесь, на Земле".
Очевидно, что пустоту в эфире космонавты должны были услышать задолго до приземления - когда пытались связаться со службами космодрома и запросить разрешение на посадку. В таком отдаленном будущем и средства связи должны быть более совершенными, и космонавтика более или менее развита, и планеты солнечной системы должны быть как-то освоены - раз уж речь идет о далеких полетах в космос. А в таком случае, автору нужно ответить себе на два вопроса:
1. если все это было, то куда оно исчезло - ведь люди погибли только на Земле,
2. если всего этого не было, то как оказался возможен полет к звездам?
Утверждение о том, что "Здание вокзала не перестраивалось и не ремонтировалось с тех пор, как "Посланец" ушёл к звёздам." тоже кажется слишком смелым, учитывая, что с тех пор прошло двести восемьдесят лет. Не буду напоминать, что при современном качестве ремонта уже через двадцать лет некоторые здания выглядят так, как будто их не ремонтировали лет триста. Хочется, конечно, верить, что в будущем что-то изменится к лучшему.
Некоторые рассуждения о проблемах далеких планет кажутся излишними и не совсем уместными, учитывая обстоятельства, в частности вот это:
"На Нут было другое. Рощи стервятников, кочующих по кладбищам. Бьюнги на Нут состояли в симбиозе с племенами людей: во многих селениях их приход отмечался пышными празднествами. Нутийцы верят, что бьюнги переносят души погребённых в рай".
Не верится, что люди, только что перенесшие сильнейший стресс, будут развлекать друг друга этнографическими наблюдениями. Тем более, что не совсем понятно, кому они их рассказывают и зачем, ведь это информация, известная им обоим, и, что более важно для нас, не имеющая никакого отношения к теме повествования. Было бы, конечно, другое дело, если бы это ружье выстрелило - то есть, оказалось бы, что эвеланы имеют какое-то отношение к перенесению душ в рай. Но ничего подобного в тексте нет.
И, конечно, множество вопросов вызывает финал, который очень сильно снижает значимость происходящего. Гибель человечества из грозной мести высших сил за неправедность превращается в насмешку извращенного могущественного шутника, что поразительно не сочетается с пафосным текстом пророческого документа.
- Рано ржёшь, ты, тварь! - прохрипел Панас. - Я ещё доберусь до тебя, клянусь... - он вынул из нагрудного кармана зелёную веточку. - Клянусь этой веткой эвелана, который был моим другом!".
И это ГГ говорит высшему существу, которое занимается истреблением "неправедников"! Зачем он это говорит и как собирается выполнить свою угрозу, которая, очевидно, кажется несерьезной, учитывая разные весовые категории соперников, совершенно не понятно. А вот то, что это снижает уровень серьезности текста, очевидно - ГГ поступает как мальчишка, который, сбежав от сильнейшего соперника, грозится отомстить ему - на безопасном расстоянии.
И последняя фраза текста, к сожалению, заставляет сказать, что финал безжалостно слит:
"Слова совершенно затерялись в грохоте грозы и рёве стартовых двигателей, но Панас был уверен: тот, кому они были предназначены, услышал его".
Так и хочется спросить: "Ну и что?". Если бы автор предварительно убедил нас в том, что ГГ действительно может вернуться и отомстить, поскольку у него есть скрытые возможности или какие-то союзники во Вселенной, финал звучал бы иначе. Поскольку этого нет, получается, что Панас только жалко огрызнулся, тем самым дав высшему существу еще один повод посмеяться. Очевидно - мне как читателю очевидно - что в этом эпизоде весь пафос и героика прошлых страниц совершенно обесцениваются, поскольку трагедия некоторым образом превращается в фарс из-за полного несоответствия поведения персонажей тому представлению, которое у нас о них сложилось.
Трудно поверить, чтобы высшие силы опасались того, что люди вновь сумеют размножиться - ведь им должно быть отлично известно, что на Землю вернулись всего лишь двое мужчин, да и то, один из них уже превратился в дерево. При таком ограниченном всезнании и всемогуществе небес уже не удивляет и то, что последнему космонавту легко удалось перехитрить ниспосланный за ним смерч и сбежать, ГГ даже ухитрился еще и помахать кулаками после драки, пообещав при случае вернуться на Землю и со всеми разделаться, хотя, как уже отмечалось, не совсем понятно, как он собирался это сделать, да и, если честно, верится с трудом. Однако этот отчаянный жест позволяет автору закончить рассказ на оптимистической ноте, подарив читателям такой желанный и такой неожиданный хэппи-энд - несомненный плюс с любой точки зрения.
Отмечу только, что основным недостатком рассказа представляется неопределенность - неопределенность авторской позиции по отношению к описываемым событиям, а также неопределенность жанра. Если автор пишет научную фантастику, то истребление неправедников и игры высшего существа в ней неуместны. Если же мы имеем дело с философско-мистическим рассказом, то отношение к происходящему должно быть более серьезным. А поскольку всем известно, какие непотребства вызывают гнев божий, то пороки общества должны были наложить свой отпечаток и на главных героев, трактовка поведения которых совершенно изменится. Думаю, в этом плане тексту необходимо еще некоторое переосмысление.
В заключение остается только пожелать автору дальнейших успехов в доработке этого интересного, по задумке, произведения, которое, при условии устранения отмеченных недостатков, вполне можно будет назвать достойным вкладом в развитие темы "Возвращение на Землю".